В Петербурге прошла акция "Северная Пальмира против вандализма"

Народный сход в Петербурге, 30 августа 2015 года

Ответственность за разрушение барельефа ранее взяли на себя члены организации "Казаки Петербурга"

"Да – Мефистофелю, нет – мракобесию", – скандировали люди, пришедшие в воскресенье на Лахтинскую улицу к дому архитектора Лишневского, с которого 26 августа вандалы сбили барельеф с изображением Мефистофеля. Это была стихийная реакция людей на вандализм с явным оттенком мракобесия: ответственность за сбитый декор взяла на себя организация "Казаки Петербурга", которым не понравилось, что фигура Мефистофеля "смотрит" на строящуюся церковь и якобы "мешает" установить на ней крест. Другие казачьи организации города уже дистанцировались от "Казаков Петербурга", не впервые фигурирующих в скандальной хронике.

Полиция сразу предупредила собравшихся, что мероприятие является несанкционированной акцией, запретила выходить на проезжую часть и пользоваться звукоусиливающей аппаратурой. Выступающие выражали свое возмущение разрушением декора на доме, официально признанном памятником архитектуры, призывали добиться наказания виновных. К дому Лишневского пришло много журналистов, градозащитников, несколько депутатов Законодательного собрания, уполномоченный по правам человека в Петербурге Александр Шишлов и даже глава комитета по государственному использованию и охране памятников Сергей Макаров.

Депутат Законодательного собрания Александр Кобринский считает, что такого яркого народного возмущения Петербург не видел давно.

– У нас и раньше разрушались дома, но возмущались и стояли в пикетах только градозащитники – может быть, потому что все-таки эти разрушения были хоть как-то прикрыты видимостью законности. А эту скульптуру сбили нагло, открыто, плюя на всякие законы. Люди говорят, что это их боль, что они не могут сидеть дома, когда вандалы разрушают наш город. Жаль, конечно, что нам не разрешили выйти на крышу, чтобы повесить баннер с Мефистофелем на месте утраченной скульптуры, но, с другой стороны, я понимаю – коммунальные службы боятся брать ответственность – вдруг кто-то свалится. Мы будем согласовывать это в должном порядке и все-таки попытаемся этот баннер повесить.

Гораздо важнее, с точки зрения Кобринского, что нашлись люди, организовавшие аэрофотосъемку поврежденного дома – она производилась со специального беспилотного вертолета квадрокоптера как раз во время народного схода. Ее цель была заснять место, на котором находился сбитый барельеф, определить его точные размеры, с тем чтобы воссозданная копия была абсолютно идентична оригиналу.

Во время схода люди пели песни, читали стихи, требовали наказать не только вандалов, сбивших барельеф, но и муниципальных чиновников, которые, возможно, тоже причастны к уничтожению скульптуры.
Дом с барельефом Мефистофеля был построен в 1910–1911 годах по проекту архитектора Александра Лишневского. В 2001 году здание было признано историческим объектом.