В прошлом году под давлением Министерства культуры московская галерея "Дом Нащокина" покинула старинный двухэтажный особняк в Воротниковском переулке, где она просуществовала 20 лет. После вынужденного перерыва галерея возобновила работу в другом месте, на улице Покровка. 9 сентября здесь открылась ироничная выставка художника Владимира Любарова "Импортозамещение".
Незадолго до вернисажа на официальном сайте министерства культуры по решению арбитражного суда Москвы было помещено опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию владелицы галереи "Дом Нащокина" Натальи Рюриковой. Ранее Минкульт публично обвинял ее в коррупции. Галерея "Дом Нащокина" и журнал "Киносценарии" существовали под одной крышей. Рюрикова была владелицей частной галереи и главным редактором государственного журнала. В марте прошлого года министерство ее уволило, заявив, что выставочная деятельность осуществлялась за счет печатного органа, из-за чего печатный орган зачах. Журнал, и в самом деле, выходил нерегулярно, но все-таки выходил. Держаться на плаву узкоспециализированному изданию помогала как раз галерея.
Как признается Наталья Рюрикова, извинений она не дождалась. Хотя суд постановил, что "порочащие утверждения о нерациональном, неуставном использовании ею денежных средств и несанкционированном использовании расчетного счета журнала "Киносценарии" не соответствуют действительности":
– Нет, никто мне не позвонил, ничего не сообщил. Но на своем сайте сотрудники министерства сняли слово "коррупционная". Там по-прежнему про меня не все было правильно написано, но "коррупцию" они сняли. Собственно говоря, я из-за этого и подавала иск в суд. Это было абсолютной клеветой! Я не была согласна с увольнением, не подписала приказ о моем увольнении, и, раз я оказалась несговорчивой, то получила то, что получила. Надо сказать, что судебные разбирательства шли сложно и долго, год с лишним.
Тех, кто забирал у нас здание, мало волновала судьба журнала и галереи. Нас представили в таком свете, будто мы дико богатые люди, которые на государстве нажились
Теперь я довольна. Мы ведь знаем, что в наших сегодняшних политических обстоятельствах можно и проигрывать запросто, хотя как будто бы ты прав. В общем, я благодарна суду, благодарна своему адвокату, который серьезно этим занимался и верил в мою невиновность. Судьи были разные, настроение у них тоже разное, но, видимо, настолько невозможно было что-либо сказать существенное по этому поводу, что все-таки решили вопрос в мою пользу!
– Однако только в той части, что вы, Наталья Рюрикова, больше не объявлены коррупционером.
– Это важно! Я так воспитана, что для меня репутация – самое главное, а все остальное – наживное. Для меня важны те люди, которые знают меня лично и нашу галерею. Да, многие понимали, что кому-то понадобился дом в Воротниковском переулке. Да, его захватили не самым лучшим и правильным образом. Но мы же знаем, как все устроено: вроде бы уважают это место, приходят на выставки, но всегда может зашевелиться сомнение в том, не беспочвенны ли обвинения. Поэтому для меня это важная победа. Нет дома, нет прежней галереи, но есть ощущение, что я могу смотреть людям в глаза.
Тех, кто забирал у нас здание, на самом деле мало волновала судьба журнала и галереи. Это же какие-то глупости, нужно же сдавать особняк в аренду, зарабатывать деньги. Между тем, ни одна государственная рука не тронула этот дом за все 20 лет. Это мы занимались этим домом, приводили его в порядок, создали там культурный центр художников. Это все не учитывалось. Нас представили в таком свете, будто мы дико богатые люди, которые на государстве нажились. Эта позиция абсолютно возмутительная!
– Вы переехали в другое помещение, но осталось прежнее название. То есть галерея "Дом Нащокина" теперь не в доме Павла Воиновича Нащокина. Логично ли это?
– При своем возникновении галерея получила это название по моей инициативе. Мне предлагали массу других названий, в том числе на английском языке. Я сказала: "Ну зачем? Здесь жил Нащокин Павел Воинович, друг Пушкина. Как это замечательно!" И мы унесли не только идею нашей галереи, но и этот дух, эту атмосферу. Потому что Павел Воинович любил изобразительное искусство, выделял его среди других искусств. У него в этом доме и в других домах жило очень много художников. И это с нами, это не с ними, им это не нужно. Мы ушли вместе с атмосферой этого дома.
– Здание в Воротниковском все лето неспешно ремонтируют. Сейчас оно выглядит безлюдным и неказистым. Известно ли вам, что там будет? Ради чего у вас отнимали этот особняк?
– Официально, по бумагам, это Фонд кино. Назначенный после меня главным редактором "Киносценариев" Федор Соснов по-прежнему остается сотрудником Фонда кино. Он там возглавляет аналитический департамент. Трудно сказать, что они там, на самом деле, планируют, но мне понятно одно: они сейчас делают госремонт, а это же так выгодно! Дай бог, я довольна буду, если этот дом обретет такую-то красоту. Но тут у меня есть большие сомнения. К примеру, я слышала интервью с нашим министром культуры Владимиром Мединским. Когда ему задали вопрос по поводу нас, он сказал: "Ну да, мы планируем его отдать в руки богатых людей, это очень правильно, пускай платят, пускай у нас будут деньги".
Посмотрим, что будет дальше. Но должна признаться: я не очень этим интересуюсь, я отрезала себя от этого дома. Кончился период и кончился, пускай у нас будет что-то другое. Выживем ли мы? Получится ли у нас? Не знаю. На Покровке мы платим немалые деньги за аренду. И все же это интересно, я с азартом планирую новые выставки.
– Выходит ли журнал "Киносценарии" с тех пор, как вас уволили и назначили нового человека?
– Конечно, нет! Кому он нужен? Кому этим заниматься? Хотя, казалось бы, это прямая обязанность Фонда кино, – говорит Наталья Рюрикова.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Работы большого пересмешника Владимира Любарова легко узнаваемы. Уже много лет он пишет жанровые сценки из жизни деревни Перемилово, где проводит каждое лето. К своим героям – тучным женщинам и нескладным мужичкам – художник относится с симпатией и отвергает всякие обвинения в насмешке над ними и карикатурности. Провинциалы Любарова крепко стоят на ногах, предпочитают еду с собственных подворий и от отсутствия санкционных продуктов не страдают.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Сытная простая еда часто присутствует на картинах Любарова. Это важная составляющая жизни далеко не худосочных персонажей художника. Он отмахивается от разговоров про тяжелые времена и исчезновение зарубежных деликатесов:
– А когда были в России легкие времена? Я часто это слышу. В 90-е годы я слышал: наступили тяжелейшие времена! В начале 2000-х – тяжелейшие! 1998 год – кризис. А что с Россией было в 1917 году, что творилось! А 1937-й! А 1941-й! А 1948-ой! По сравнению с этим сейчас не самые худшие времена. Я лишь надеюсь, что они не будут дальше двигаться в плохом направлении.
– Вашим персонажам удалось справиться с импортозамещением, их рацион не оскудел?
– Нет, не оскудел. На их жизнь это никак не повлияло. Конечно, бананы не растут у нас, но виноград некоторые перемиловцы пытаются вырастить, правда, без особого успеха. А так – во всем импортозамещение. Я вот свою сагу пишу о деревне Перемилово красками отечественного производства.
– Тем не менее, на ваших новых картинах появился француз Депардье. Почему?
– Это любимый персонаж в деревне, его и до получения российского паспорта очень любили. Он такой толстый, неумеренный любитель жизни. Когда я сказал односельчанам, что Депардье может выпить за вечер или за день 14 бутылок вина, они сказали: "Наш человек!" И как-то само собой у меня так получилось, что я начал делать серию про Депардье. Я с ним не знаком и вообще не все его поступки одобряю, но он колоритен как персонаж и этим меня привлекает.
– Он у вас на одной картине един в трех лицах. А сейчас случилась безобразная история с погромом в Манеже, с движением "Божья воля", которое везде ходит и ищет, чем бы оскорбиться. Не боитесь ли, что они тут усмотрят пародию на Святую Троицу?
Сидур – классик. Если язык литературы, искусства, театра им чужд, то я не очень понимаю, как можно верить в Бога по-настоящему?
– Да запросто! Я видел кадры погрома по телевизору: девушка и молодой человек с модной бородкой. Если в этих людях есть желание сказать: "Я – другой, я правильный, только я и мыслю хорошо!", то да, могут найти. Но что же, я буду думать об этом что ли, когда я работаю? Что могут прийти и глупость какую-нибудь или гадость сделать?
Вадим Сидур – очень известный скульптор. Вообще-то за то, что повредили его произведения, нужно срок впаять!
– Между тем их судят по статье "Мелкое хулиганство" и приговаривают к одной тысяче рублей штрафа.
– У меня даже и слов нет! Сидур – классик. Если язык литературы, искусства, театра им чужд, то, честно говоря, я не очень понимаю, как можно верить в Бога по-настоящему? Что-то должно быть как частица Бога в любом произведении искусства. Если Бог – это какая-то сложная духовная субстанция, то искусство к этому имеет отношение. Искусство бывает достаточно сложно понять, если вообще есть такое желание понять, – говорит Владимир Любаров.