В Венгрии вступили в силу поправки к законодательству, которые ставит своей целью резко сократить поток прибывающих в страну мигрантов. В прессе в последнее время встречались упоминания о том, что Венгрия якобы закрывает границы, однако это не совсем так. Меры, которые вступают в силу с сегодняшнего дня, позволят венгерским властям сильно фильтровать поток беженцев, но не остановить его. Эксперты говорят о возможности открытого конфликта на венгерско-сербской границе.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан уже окрестил время после 15 сентября "новым летоисчислением". С принятием новых мер венгерские власти явно надеются на уменьшение потока мигрантов, который в последние два месяца неизменно растет. В минувшее воскресенье полиция отчиталась о 5683 зарегистрированных нелегалах за сутки, - это притом, что в сентябре дневной "нормой" считались 2-3 тысячи человек. В этот день в четырех округах была объявлена полицейская тревога.
Физически защищать венгерскую границу отныне будет двойной забор, вторую часть которого планируют достроить к концу сентября. Юридически – законы, по которым нелегальное преодоление этого заграждения будет считаться преступлением. Кроме того, работающие на границе дружинники и полиция получат подкрепление. В минувшую пятницу министр обороны Венгрии Иштван Шимичко отчитался о прибытии на границу 3800 солдат. И если до сегодняшнего дня армия принимала участие лишь в строительстве пограничного забора, то отныне в их функции будет входить и непосредственная охрана границы от мигрантов.
Легальным способом перехода границы теперь считается проход на территорию Венгрии через специальные пограничные пункты, на которых будет происходить регистрация беженцев. По всей длине 175-километрового забора планируется организовать около десяти таких пунктов. Если поток будет большой – беженцы должны будут выстраиваться в очередь на сербской территории. Правозащитники предупреждают: ситуация может привести к коллапсу на венгерско-сербской границе, особенно если учесть, что Агентство ООН по делам беженцев ожидает до конца октября прибытия в Европу еще около 42 тысячи беженцев.
Юрист венгерской Хельсинской группы Юлия Иван говорит о непродуманности шагов венгерского правительства:
– Миграционная политика, которую ведет правительство, очень цинична, она сводится к скоропалительным, непродуманным решениям. Представьте себе многочисленные семьи с детьми, на холоде ночью ждущие в огромной очереди на границе. Не знаю, подумали ли власти о том, какие фотографии обойдут мировую прессу и какое после этого сложится мнение о венгерском правительстве.
Министр Янош Лазар обещает ускорить процесс рассмотрения прошений об убежище до 12 дней. Для этих целей миграционная служба Венгрии срочно набирает на работу около 500 сотрудников. Работники миграционной службы будут регистрировать мигрантов уже на границе, и если выяснится, что претендент на получение статуса беженца пришел через Сербию, то его быстро отправят обратно: Сербия, по нововведенным венгерским законам, не считается опасной страной. Комментирует правозащитница Юлия Иван:
– Сербия не может считаться безопасной страной, об этом не раз заявляли международные правозащитные организации. Из нескольких сотен тысяч беженцев, которые прошли через территорию Сербии с 2008 года, только шести лицам эта страна смогла предоставить убежище. Поэтому отправлять туда людей, которые нуждаются в защите, негуманно и неправильно.
Правозащитница считает, что правительство Венгрии специально идет на провокационные шаги, чтобы уменьшить число мигрантов, попадающих на территорию страны:
– У венгерских властей нет никаких ресурсов, чтобы разместить сотни тысяч людей. Система не может справиться с подобным количеством мигрантов. И именно так задумано: чтобы эти люди не хотели и не могли здесь остаться. Виктор Орбан не раз давал понять в своих выступлениях, что он не хочет, чтобы в Венгрию или через Венгрию проезжали мигранты. Он хочет, чтобы они искали другие пути в Западную Европу.
Согласно Дублинским соглашениям, те страны, куда направляются мигранты, могут вернуть их на место первой регистрации в Евросоюзе (в данном случае в Венгрию). Но на практике мы видим, что все чаще власти западных стран (прежде всего Германии и Австрии) не хотят возвращать мигрантов обратно, потому что здесь нет тех условий, в которых они могли бы нормально существовать, – считает Юлия Иван.