Алексис Ципрас вернулся. Лидер леворадикальной партии СИРИЗА, который уже занимал пост премьер-министра Греции с января по август этого года, одержал со своей партией неожиданно убедительную победу на внеочередных парламентских выборах, состоявшихся в воскресенье. Судя по всему, Грецию ждет "второе издание" коалиции партии СИРИЗА и националистических "Независимых греков": вместе у этих двух партий будет более 150 мест в новом парламенте – большинство, необходимое для формирования кабинета. Для Евросоюза, спешно решающего, что делать с мигрантским кризисом, это проблема: во время первого премьерства Ципраса в Брюсселе уже убедились, что вести дела с ним весьма непросто.
– Я чувствую себя оправданным и удовлетворенным, поскольку греческий народ дал нам ясный мандат – продолжать отстаивать, внутри страны и вне ее, национальную гордость и достоинство греков, – заявил Ципрас, выступая перед своими сторонниками после подведения предварительных итогов выборов.
У лидера греческих левых есть все основания быть довольным этими итогами. СИРИЗА набрала 35 процентов голосов избирателей, ее основной соперник – правоцентристская "Новая демократия" – чуть более 28 процентов. Такого разрыва не предсказывал ни один из предвыборных опросов общественного мнения.
Еще одна, уже привычная, особенность греческих выборов (в этом году они, кстати, прошли уже во второй раз) – относительный успех правых и левых радикалов: партия "Золотая заря", которую часто называют неонацистской, получила почти 7 процентов голосов, за коммунистов проголосовали более 6 процентов. "Болезненная реальность: "Золотая заря" остается с нами", – комментирует один из греческих аналитиков:
Впечатляет также пассивность, проявленная на сей раз греками – народом традиционно политически активным. Нынешняя явка оказалась рекордно низкой, за 11 лет она упала на 20 процентов:
Первое правительство Алексиса Ципраса ушло в отставку в конце августа после того, как в последний момент, под угрозой банкротства Греции и вынужденного выхода страны из еврозоны, согласилось с жесткими условиями международных кредиторов во главе с Европейским союзом. Тогда в партии СИРИЗА произошел раскол, около трети членов ее фракции в парламенте выступили против "соглашательской", по их мнению, политики Ципраса. Разрешить этот спор, помимо прочего, и должны были досрочные выборы.
Их итоги для Радио Свобода комментирует афинский журналист Сократ Грамматикопулос:
– После того, как Алексис Ципрас ушел в отставку в не самых радужных для него обстоятельствах, его столь триумфального возвращения мало кто ожидал. С чем оно связано?
Один из самых заметных результатов выборов – то, что 45% избирателей не пришли голосовать
– Нужно отметить, что нас – возможно, не случайно – вводили в заблуждение буквально все опросы общественного мнения, которые предсказывали острую борьбу между партией СИРИЗА и "Новой демократией". Действительно, почти никто не ожидал такого разрыва между ними. Причин тут несколько. Во-первых, не случайно сам Ципрас, уходя с поста премьера, предложил назначить выборы уже столь скоро. Ему удалось не потерять определенного заработанного им ореола борца в глазах избирателей партии СИРИЗА. Во-вторых, избирателям трудно было по-настоящему выбирать: все крупные партии за последние годы были "перепробованы", и все на данный момент предлагали одно и то же – соблюдение условий меморандума, подписанного Грецией с кредиторами. Те, кто этого однозначно не предлагал, – правые радикалы из "Золотой зари" и коммунисты – всё же не могли рассчитывать на массовую поддержку граждан. А с "Новой демократией", занявшей второе место, разногласия у партии СИРИЗА будут только о темпах и вариантах выполнения условий меморандума. Так что один из самых заметных результатов выборов – то, что 45 процентов избирателей не пришли голосовать.
– Им было не из кого выбирать, поэтому они "проголосовали ногами"?
– Да. Русское слово "безнадега" хорошо отражает ситуацию, в которой оказались греческие избиратели. Надежд на скорые перемены к лучшему нет, так что выбирали между плохим и еще худшим.
– Предположу, что молодому и энергичному Ципрасу помогла, прежде всего, его харизма, личное обаяние?
– Да. Я думаю, что даже противники Алексиса Ципраса признают: парень этот (Ципрасу 41 год, он один из самых молодых лидеров европейских стран. – РС) симпатичный, за словом в карман не лезет, красиво улыбается… Это тоже определенный фактор, потому что, по статистике, большинство избирателей Ципраса составляют женщины.
– Как намерен Алексис Ципрас и его новое правительство выстраивать отношения с Евросоюзом? Не секрет, что во время своего первого премьерства Ципрас был для Брюсселя изрядной головной болью. Теперь у ЕС другая головная боль – мигрантский кризис. "Старый новый" премьер-министр Греции продолжит политический клинч с Брюсселем или же это какой-то новый, более умеренный "Алексис Ципрас 2.0"?
Ципрасу удалось избавиться от внутренней радикальной оппозиции
– Думаю, скорее всего, именно "Ципрас 2.0". Дело в том, что основная причина досрочных выборов, с точки зрения Ципраса, в том, что ему нужно было избавиться от внутренней оппозиции в партии СИРИЗА. Против тех, кто олицетворял прежнюю, до принятия меморандума, конфронтационную политику этой партии по отношению к европейским партнерам. Фактически в его партии произошла мягкая чистка, и Ципрасу удалось избавиться от этой внутренней радикальной оппозиции. Как известно, еще раньше он избавился от одного из ярких представителей этой оппозиции, министра финансов Яниса Варуфакиса, который олицетворял этот прежний, эпатажный стиль политики.
– То есть Варуфакис не вернется, это уже ясно?
– С уверенностью процентов на 90 можно сказать, что даже не сам Варуфакис, а весь предыдущий политический стиль останется в прошлом. И впереди нас ждет, может быть, год, во всяком случае, определенный срок, назовем этот так, тихой работы. Со стороны нового греческого правительства будут попытки как-то смягчить условия меморандума или по крайней мере не выполнить всех строгих требований, которые там прописаны, потому что они, с точки зрения партии СИРИЗА, "антинародные" и привели бы к падению ее популярности. Поэтому причин для особых скандалов с Евросоюзом, я думаю, в ближайшее время не должно появиться. Тем более что меморандум уже подписан тем же Ципрасом, его остается только выполнять, – считает афинский журналист Сократ Грамматикопулос.
Тем временем президент России Владимир Путин одним из первых поздравил Алексиса Ципраса с победой на выборах. Пресс-служба Кремля сообщила, что Путин "выразил надежду на продолжение конструктивного диалога и активной совместной работы по дальнейшему укреплению взаимовыгодного российско-греческого сотрудничества в различных областях". Во время непродолжительного первого премьерства Ципраса он несколько раз встречался с Путиным. Самым весомым результатом этих встреч стало подписание контракта на сумму в 2 млрд евро – о строительстве греческой ветки так называемого "Турецкого потока".
Из Брюсселя пока поступают более осторожные реакции:
Так, глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум написал в твиттере: "Поздравляю Алексиса Ципраса, надеюсь на быстрое формирование нового правительства с сильным мандатом на продолжение процесса реформ". В том же духе выдержано и поздравительное письмо главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера:
Ключевая фраза – "Впереди много работы, нельзя терять время". Похоже, в европейских верхах тоже надеются на появление "Ципраса 2.0".