Акция украинских политических активистов и крымских татар под названием "Гражданская блокада Крыма" может продлиться до тех пор, пока ее организаторы не увидят "ясные сигналы" с российской стороны о готовности выполнить их требования. Так выразился в интервью Радио Свобода глава меджлиса крымско-татарского народа Рефат Чубаров. Организаторы "гражданской блокады" добиваются освобождения украинских политзаключенных в России и ставят вопрос о "деоккупации" полуострова. Добровольцы-"блокировщики" распределены между тремя контрольно-пропускными пунктами – Каланчак, Чонгар и Чаплинка.
Движение коммерческих грузовиков на дорогах, идущих в Крым по суше из Херсонской области, перекрыто уже более суток. У России, радуются организаторы блокады, фактически остался только один способ снабжения Крыма – через Керченский пролив, что медленнее и менее надежно из-за погоды и малой пропускной способности переправы, к тому же существенно дороже.
"Блокадные мероприятия" на контрольно-пропускном пункте "Чонгар" открылись в воскресенье полуденным митингом и намазом. Глава меджлиса объявил: "Отныне ни одна фура в Крым не проедет". Кроме Рефата Чубарова, перед собравшимися выступили владелец крымского телеканала ATR Ленур Ислямов и пресс-секретарь партии "Правый сектор" (в России она считается экстремистской организацией и запрещена) Артем Скоропадский. Затем около ста человек перекрыли ведущую из Херсонской области на полуостров дорогу, перемещаясь с одной стороны трассы на другую, – легковые автомобили и микроавтобусы миновали рубеж блокады беспрепятственно, грузовики и трейлеры задерживались. В "блокадных мероприятиях" приняли непосредственное участие несколько депутатов Верховной Рады Украины, перегородившие автотрассу своими личными автомобилями.
По словам лидера меджлиса крымско-татарского народа Рефата Чубарова, организаторы надеются на содействие киевских властей в том, что касается снабжения всем необходимым украинских граждан, оставшихся в аннексированном Россией Крыму:
– Конечная цель нашей акции – деоккупация Крыма. Российские войска должны уйти с полуострова. Но мы прекрасно понимаем: одной акцией такой цели не добиться. Нашу акцию мы воспринимаем как один из шагов по принуждению России к возвращению в рамки международного права, к уходу со всех украинских территорий, включая, разумеется, Автономную Республику Крым. В то же время мы привлекаем внимание международного сообщества к тотальному нарушению прав человека в оккупированном Россией Крыму. Мы обращаем внимание на то, что многие крымские татары незаконно лишены свободы. И они – жертвы судебного произвола. Семь крымских татар, включая заместителя председателя меджлиса крымско-татарского народа Ахтема Чигойза, находятся многие месяцы в заключении за то, что они еще до 27 февраля 2014 года (до того момента, когда в Крыму появились российские "зеленые человечки") участвовали в митингах в поддержку территориальной целостности Украины. Мы имеем вопиющее нарушение прав человека по отношению к Олегу Сенцову – двадцать лет заключения человеку, который достойно проявляет себя как патриот своей страны! Десять лет заключения Александру Кольченко!
Мы продумали все варианты для того, чтобы в Крыму не пострадали граждане Украины
Мы требуем, чтобы на территории оккупированного Крыма – до того момента, когда российские войска его покинут, – постоянно находилась международная мониторинговая группа, в рамках специальной миссии ООН. Собственно, эти цели и обусловили "гражданскую блокаду Крыма". Мы продумали все варианты для того, чтобы в Крыму не пострадали граждане Украины. Мы не хотим создавать проблемы, поэтому предлагаем кабинету министров Украины создать специальные продовольственные базы на территории Херсонской области, чтобы любой гражданин Украины из Крыма мог выехать и купить себе все необходимое.
– Такое ощущение, что реакция киевских властей на эту вашу акцию – настороженная. Есть те, кто рассуждают так: блокада Крыма – это демонстрация власти, организаторы акции на власть в Крыму претендуют.
– Могу сказать лишь одно: в наиболее опасное время для украинского государства именно крымские татары продемонстрировали приверженность идее независимости Украины. Никогда крымские татары не позволили вызвать даже тень сомнения у кого-то по поводу своей позиции. "Гражданская блокада Крыма" – инициатива, направленная на то, чтобы стимулировать украинское государство к поиску наиболее эффективных путей защиты прав своих граждан на территории Крыма. С момента оккупации Крыма в Украине были приняты два основополагающих закона: один из них (в апреле 2014 года) касается защиты прав граждан Украины на оккупированных территориях, второй (август 2014 года) – о свободной экономической зоне в Крыму. Если первый закон не работает, потому что отсутствуют эффективные пути его выполнения, то второй работает в полном объеме. Мы хотели бы сбалансировать возможности двух этих законов: с одной стороны, попытаться найти эффективные способы защиты прав граждан, живущих в оккупированном Крыму, а с другой стороны, так обеспечивать их необходимыми товарами, в том числе продовольствием, чтобы это не создавало "серые" схемы, не давало возможность усиливаться оккупантам в Крыму.
– Вы не допускаете, что реакция российских властей на то, что происходит теперь в Крыму, может быть жесткой по отношению к тем, кто организовал эту блокаду?
Что можно прогнозировать, если правители России не соблюдают ни собственные, ни международные законы?
– Ничего не исключаю, когда мы говорим о действиях российских властей. В российском государстве давно уже нет никаких границ в сфере соблюдения прав человека, в сфере взаимоотношений власти и гражданского общества. Российские правители непредсказуемы в своих действиях по отношению к собственным гражданам, как и гражданам иностранного государства. Правители российского государства нарушили собственное законодательство – договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Украиной. Президент России нарушил и Конституцию России, потому что именно в Конституции России было указано, что действия международных договоров обязательны для исполнения.
– Эта блокада действительно может быть бессрочной?
Мы готовы и к недельному формату, и к месячному, и к более длительному
– Мы, открывая вчера митинг, которым предварили начало блокады Крыма, говорили, что готовы к разным временным рамкам. Мы готовы и к недельному формату, и к месячному, и к более длительному. Все будет зависеть от множества факторов. Скажем, от дальнейших взаимоотношений между Россией и Украиной в части исполнения Минских соглашений. Как известно, непризнанные незаконные образования ДНР и ЛНР назначили выборы на контролируемых боевиками территориях на 18 октября и 1 ноября. Ясно, что лидеры этих образований не сделают и полшага без согласия Москвы. Представляется, что Москва, по сути, одобряя такие выборы, выходит из Минского соглашения.
– Вы готовы к каким-либо переговорам с представителями Москвы о продолжении этой блокады или об условиях ее прекращения?
– Все переговоры с Россией должны идти исключительно на государственном уровне. Все, что сегодня делается со стороны оккупационных властей по отношению к крымским татарам, – вне любого закона. Если отпустят семерых крымских татар, которые незаконно находятся в заточении, если отпустят незаконно осужденных Олега Сенцова и Александра Кольченко, для нас это послужит определенными сигналами. Но подаст ли их Россия? – сказал в интервью Радио Свобода глава меджлиса крымско-татарского народа Рефат Чубаров.
Крымский активист и блогер Елизавета Богуцкая покинула полуостров вскоре после его аннексии Россией. Сейчас она находится в Чонгаре и участвует в акции по блокированию продовольственных поставок из Украины в Крым. В интервью Радио Свобода Богуцкая рассказала о требованиях участников акции, обращенных как к России, так и к властям Украины, об отношении к ней самих крымчан и о том, стоит ли ждать агрессивного ответа России на продуктовую блокаду полуострова:
Почему-то у нас получается, что оккупант забирает себе землю, вытесняет с этой земли людей, а тех, кто радуется оккупанту, должна кормить Украина
– Я уехала из Крыма через несколько месяцев после оккупации. И все это время, буквально со второго дня, как Крым вошел, по мнению Путина, в состав РФ, я настаивала на том, что необходима продуктовая, энергетическая и водная блокада Крыма. Если оккупант берет на себя обязательства по содержанию земли, он должен брать на себя и обязательства по содержанию людей. Это правильно, это принято во всем мире. Но почему-то у нас получается так: оккупант забирает себе землю, вытесняет с этой земли людей, а тех, кто радуется оккупанту, должна кормить Украина. Мы не совсем были согласны с тем, что наше правительство ввело ранее "гражданскую" блокаду – ограничения в перемещении людей из Крыма в Украину и из Украины в Крым. Эти ограничения были ненужными, поскольку те, кто поддерживали Россию и приняли сторону России, спокойно выезжают в Украину на машинах с украинскими номерами, находятся в Украине какое-то время, притом что обычные граждане, у которых здесь есть родственники, для поддержания родственных связей не могут покинуть Крым или не могут в него въехать. А продуктовая блокада должна быть.
– Каковы требования организаторов блокады?
– Этот термин вообще неправильный – "блокада". Речь не идет о блокаде Крыма. Мы останавливаем контрабанду из Украины в Россию через Крым. Первичные требования к Российской Федерации у нас следующие. Россия должна выпустить всех наших узников свободы, вплоть до Олега Сенцова и Надежды Савченко. Очень многие крымчане, в том числе крымские татары, находятся под давлением спецслужб, ФСБ, российских судов. Все они должны быть отпущены. Должны быть прекращены репрессии против крымских татар, против украинцев, которые проживают сейчас в Крыму. Для украинской стороны у нас тоже есть свои требования – это запрет контрабанды из Украины в Россию через Крым и отмена свободной экономической зоны в Крыму. Не может быть свободной экономической зоны на оккупированной территории. Наша конечная цель, для которой мы здесь собрались, – это возврат Крыма в Украину. Естественно, завтра это не произойдет. Но я думаю, то, что мы сейчас предприняли, это первые шаги к тому, чтобы каким-то образом менять ход истории.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Говорить о том, что сейчас Путин будет пробивать "продуктовый коридор" в Крым через Мариуполь, неуместно. Он сейчас в Сирии какие-то коридоры пробивает
Многие наши депутаты, конечно, категорически против такой блокады. Они говорят, что мы наносим очень сильный удар по экономике Украины, ее сельскому хозяйству. В ответ мне хочется сказать – раз так, то для того, чтобы экономика Украины расцвела необыкновенным образом, нужно взять на содержание всю российскую армию, вплоть до Камчатки. Есть моральные принципы. Мы стоим на моральных позициях. Аксенов позавчера на каком-то брифинге в Крыму сказал, что всего 5% полок в магазинах занимают украинские товары, а остальное – это российские продукты, которые завозятся с территории России в Крым по морю. Но мы посчитали вчера количество фур, которые хотели проехать в Крым, оно равняется периоду до оккупации! Следовательно, если 5% фур из тех, которые ходят в Крым, должны попасть на полки магазинов, куда пойдут остальные?! Мы знаем, где и каким образом перегружаются фуры, как на них меняются номера, чтобы выехать из Крыма через пролив в Россию. Весь Краснодарский край снабжен украинскими продуктами. Часть продуктов сразу направляется в воинские части, где базируются сейчас российские солдаты в Крыму. В Москве есть магазин "Крымское подворье", где продаются исключительно "крымские продукты". Каким образом, скажите мне, может выезжать фура через пролив в Краснодарский край с мясом, если мясо в Крыму не производится?! Откуда оно тогда появилось в Крыму?
– У вас наверняка осталось много знакомых и друзей в Крыму. Что они говорят об этой акции? Поддерживают ли они ее, несмотря на возможные негативные последствия для себя самих?
– Абсолютно все мои друзья поддерживают. Причем они говорят, что блокаду надо было начать значительно раньше. Я считаю, что как раз самое время делать это именно сейчас, хотя я настаивала на этом и раньше. Но было понятно, что будет очень мощное противодействие, если бы это было год назад.
– А что изменилось за год? Какие силы потеряли свое влияние и возможность противостоять этому?
– Путин потерял влияние в Украине. Путин не может двигаться дальше. Мы прекрасно понимаем, что те силы, которые он затратил на Донбассе, откатываются, силы перенаправлены сейчас в Сирию. Говорить о том, что сейчас он будет пробивать "продуктовый коридор" в Крым через Мариуполь, неуместно. Он сейчас в Сирии какие-то коридоры пробивает. У него сейчас нет ни сил, ни ресурсов и, мне кажется, нет и желания заниматься этими коридорами, поскольку это будет для него очень затратно и слишком утомительно с точки зрения ресурсов. К тому же скоро будет заседать Совбез ООН, где Путин будет выступать с каким-то докладом. Я не думаю, что в ближайшее время с российской стороны будет какая-то реакция на наши события, которые здесь происходят, военного разряда.
Путин не будет пробивать "продуктовый коридор" в Крым через Мариуполь. Он сейчас в Сирии какие-то коридоры пробивает
– Можно ли уже сейчас судить об эффективности "блокады" Крыма?
– Я думаю, да. У нас есть очень мощная поддержка со стороны наших добровольческих батальонов. Хорошая поддержка со стороны людей, то есть человеческий, гражданский ресурс постоянно пополняется. Вчера кто-то правильно сказал – это крымский Майдан. Люди прибывают. Мы будем стоять здесь до тех пор, пока мы не добьемся своих требований, это уже точно. Естественно, часть дальнобойщиков (не все из них, правда, дальнобойщики, многие просто из Херсона в Крым возят продукты) недовольны этими событиями. Многие из них говорят, что они многодетные отцы, им нужно кормить семьи и т.д. Но у нас у многих здесь есть много детей. Люди пострадали. Почему одни должны жить нормально за счет других?! Мы предлагаем Украине поменять законодательную базу на то, чтобы свободная экономическая зона из Крыма перешла в Херсонскую область. И основные торговые рубежи были поставлены именно перед границей в Крым, а не за ней.
– Это общественная, гражданская акция? Или ее готовили вместе с властями? Поддерживают ли блокаду пограничники, таможенники, местные власти?
– Это чисто гражданская акция. Мы не применяем силы. Мы не применяем оружие. Местные власти, херсонские, полностью с нами сотрудничают. Милиция и военные тоже. Сохраняется полный порядок. Никаких агрессивных выпадов со стороны водителей фур нет. Естественно, есть недовольство. Мы пытаемся объяснять, что оно беспочвенно, что они могут зарабатывать и здесь – да, меньше, но это не значит, что в их семьях начнутся голодные бунты.
– Сколько эти водители зарабатывают за каждую "ходку" в Крым, если сравнивать с обычной работой на остальной украинской территории?
– В два раза больше. Все зарабатывают по-разному, но они все говорят, что они зарабатывают на Крыме в два раза больше. А почему бы не зарабатывать в два раза больше?! Ведь украинская продукция в Крыму, которая находится на полках, которой гордится Аксенов, она же тоже стала в несколько раз дороже в Крыму, чем в Украине. И понятное дело почему. Потому что если водители фур зарабатывают в два раза больше, то во сколько раз дороже должны стоить продукты? Тем не менее, они раскупаются. Даже те, кто поддерживает Россию, не согласны менять украинский продукт на российский, – говорит Елизавета Богуцкая.
В Киеве инициатива лидеров крымских татар по блокированию грузов для Крыма вызвала неоднозначную реакцию. Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев отмечает: такими акциями Крым Украине не вернуть, а нынешняя блокада, скорее всего, имеет главным образом политическую цель:
Меджлису крымско-татарского народа, руководство которого живет в Киеве, нужно что-то делать. Поэтому им что – ждать дальше, смотреть, как уплывает полуостров?
– Привлечение внимания к проблеме крымских татар и ситуации на полуострове после его аннексии Россией накануне сессии Генассамблеи ООН – вот о чем идет речь. Конечно же, можно говорить о некотором политическом эффекте. Им нужно что-то делать: меджлису крымско-татарского народа, руководство которого живет в Киеве. Поэтому им что – ждать дальше, смотреть, как уплывает полуостров? Надо вести политическую деятельность, а не быть, так сказать, правительством крымских татар в изгнании. Но что это дает Украине? Только усиливает нестабильность по периметру границ. Ведь больших экономических и геополитических смыслов эта акция не имеет. Блокада будет постепенно сворачиваться, она начинает приобретать деструктивный характер, поскольку эстафету блокирующих подхватывают “Правый сектор” и полк “Азов”. Они уже объявили о готовности блокировать и границу Украины с Приднестровьем. Это может радикализировать общество. Поэтому украинская власть очень осторожно реагирует на блокаду Крыма – точнее, фактически не реагирует, если не считать Михаила Саакашвили.
Как заявил в интервью "Эспрессо TV" бывший президент Грузии, одесский губернатор Михаил Саакашвили, блокаду Крыма нужно было проводить на официальном уровне, а не силами общественных и организаций и активистов с оружием. "Государство никому не должно отдавать монополию на использование силы", – подчеркнул Саакашвили. О том, почему украинские власти отмежевались от экономической блокады Крыма, рассуждает руководитель Института политического кризиса Степан Гавриш:
В Украине власть – купеческая, она хочет сотрудничать и с Крымом, и с Россией
– У нас власть – купеческая, она хочет сотрудничать и с Крымом, и с Россией. В сентябре минувшего года принят закон об особой экономической зоне на полуострове, позволивший эффективно сотрудничать – на уровне корпораций и "отдельного" бизнеса – с Крымом. Только за 20 сентября, если не ошибаюсь, было заблокировано 882 фуры, направлявшихся на оккупированную территорию. Это огромное количество. Понятно, что не менее половины – контрабанда, которая должна была пойти через Крым в Россию, но это и чувствительный удар и по прилавкам крымских магазинов, эта товарная блокада скажется на настроениях крымчан. Конечно же, наша власть не хочет сегодня провоцировать Москву, поэтому в Киеве с удовольствием наблюдают за акцией крымских татар. Я уверен, что лидеры крымских татар согласовывали свои действия с администрацией Порошенко, но, скорее всего, это было ультимативное согласование: дескать, мы проведем эту акцию. Украинская власть будет наблюдать за акцией и отказываться от комментариев на эту тему.
Российские власти Крыма уверяют, что жители полуострова смогут обойтись без украинских товаров. По словам главы республики Сергея Аксенова, в течение двух недель их полностью заменят российскими продуктами: "Я уверен, что цель этой акции – личное обогащение организаторов и отработка уже ранее выданных авансов. Более бессмысленной и бестолковой акции я не видел. Цель этой акции – занять от безделья своих националистов, которые как раз в палатках там отдохнут, отъедятся, водки вечером им нальют". По мнению Аксенова, жители полуострова не ощутят последствий блокады: "У всех "сетевиков" давно заключены контракты с сельхозпроизводителями Крыма, Российской Федерации. У нас полностью подготовлены площадки для ярмарок в сельхозрайонах для того, чтобы крымские сельхозпроизводители могли сбывать без проблем продукцию, чтобы граждане доступ имели к более дешевому продукту".
В понедельник центром продовольственной блокады, как сообщается на сайте проекта Радио Свобода "Крым.Реалии", стал поселок Новоалексеевка, в котором расположен рынок, где фермеры обычно разгружают бахчевые культуры, овощи и фрукты.