Защитник хоккейной команды Los Angeles Kings, 25-летний россиянин Вячеслав Войнов "самодепортировался" в Россию. Этим летом он провел несколько месяцев в американской тюрьме после того, как признал себя виновным в избиении жены Марты Войновой, а по освобождении еще несколько недель – в иммиграционном изоляторе, где принял окончательное решение вернуться на родину. Там Войнова приняли с распростертыми объятиями – не исключено, что в скором времени он выйдет на лед в составе сборной России.
"Самодепортацией" Вячеслав Войнов заморозил свой шестилетний контракт на 25 миллионов долларов, не дожидаясь, пока за него это сделает бывший клуб. Ведь поступок хоккеиста, повлекший за собой тюремное заключение, нарушал условия, на которых Войнову была предоставлена рабочая виза в США. Дело Войнова – во многом прецедентное в том, что касается историй с семейным насилием среди спортсменов-профессионалов в Соединенных Штатах.
В 2000 году вратарь хоккейной команды Dallas Stars Эд Белфор, будучи в нетрезвом состоянии, стал приставать в гостинице к своей спутнице. Затем ударил двух полицейских, которых она вызвала, а по дороге из гостиницы в участок совершил, по американским меркам, тяжелейший проступок: предложил стражам порядка взятку во много миллионов долларов за то, чтобы те его отпустили. Тем не менее отделался Белфор легким испугом: признал себя на суде виновным, извинился и был осужден на два года условно и три тысячи долларов штрафа. В 2002 году защитник Los Angeles Kings Джо Корво домогался посетительницы кафе, а после того, как его выставили из заведения, вернулся и нанес женщине несколько ударов, в том числе ногами. Его наказание тоже было весьма мягким: отстранение от игры на три матча и обязательное посещение психологических семинаров по самоконтролю.
Подобных примеров – множество. Но суровая кара за семейное насилие и посягательства на безопасность женщин в США давно уже явление повсеместное. Получается, что в Америке, как и во многих других странах, знаменитостям прощают то, за что наказывают "простых смертных"? Вот мнение одного из ведущих американских специалистов по спортивному менеджменту и экономике спорта, профессора университета штата Юта Дэвида Берри:
– В какой-то степени это так – хотя бы потому, что человек знаменитый и богатый может позволить себе адвоката, который будет просто не по карману рядовому гражданину. Однако случаи откровенного судебного покрывательства людей известных и со связями в США немыслимы. При наличии весомых доказательств вины отвертеться от суда никому не удастся и самый высокопоставленный индивид получит за одно и то же преступление тот же срок, что и простой обыватель. Рукоприкладство, которое позволяют себе звезды спорта, расследуется, их привлекают к ответу, но если блестящие адвокаты находят смягчающие вину обстоятельства или сведения, заставляющие усомниться в уликах, представленных обвинением, то от них тоже не отмахнешься. Отсюда и мягкие приговоры. А вот обратный пример: на днях бизнесмен Стюарт Парнел, бывший владелец компании Peanut Corporation, производящей арахисовое масло, был приговорен к 28 годам тюрьмы за то, что допустил поступление в продажу продукта, зараженного сальмонеллой. Учитывая, что Парнелу за шестьдесят, это фактически пожизненный срок.
Блестящие адвокаты находят смягчающие вину обстоятельства или сведения, заставляющие усомниться в уликах
– Хорошо, перейдем теперь к хоккею, к НХЛ. Два случая, оба "русских". Первый – недавний, с Вячеславом Войновым. Второй – двухлетней давности с вратарем Colorado Avalanche Семеном Варламовым. Он, согласно обвинительному заключению, жестоко обошелся со своей подругой, 24-летней моделью Евгенией Вавринюк: избивал ее, таскал за волосы, повалил на пол и давил ногами на грудь. Руководство хоккейной лиги сказало: мы доверяем клубу, что бы клуб ни решил в отношении Варламова до суда, так тому и быть. Клуб решил: отстранять Семена не будем, пусть играет. Он был отпущен под залог в 5 тысяч долларов. Впоследствии прокуратура пришла к выводу, что неоспоримо доказать его вину она не сможет, посему дело было сдано в архив. В случае же с Вячеславом Войновым еще до предъявления всяких обвинений НХЛ, не дожидаясь вердикта руководства команды, постановила: от игры отстранить, хотя и с сохранением содержания. Его залог составил 50 тысяч долларов. И это несмотря на то, что потерпевшая, Марта Войнова, отказалась испрашивать у суда охранную грамоту, запрещающую мужу приближаться к ее жилищу и даже звонить ей по телефону. В больницу Марту, судя по всему, отвез сам Вячеслав. Тем не менее россиянин получил сполна и от судебной системы, и от иммиграционных властей, которые фактически вынудили его к самодепортации. Откуда такие различия в делах Варламова и Войнова?
– Непоследовательность в решениях Лиги и отдельных клубов меня не удивляет. Разница, как мне представляется, следующая. Если речь идет о побоях, нанесенных члену собственной команды, то от драчуна избавляются незамедлительно, без всяких колебаний. Если дело касается мордобоя в отношении игроков команды противника, то виновный понесет наказание средней тяжести: нападающий Minnesota North Stars Дино Сисерелли стал в 1988 году первым в истории НХЛ игроком, который был взят под стражу полицией прямо на стадионе за то, что избил соперника клюшкой. Он просидел сутки в тюрьме, был оштрафован на тысячу долларов и отстранен от игры на 10 матчей. Лет 50 назад драки были дозволены и в американском футболе, и в баскетболе, но затем руководство соответствующих лиг, опасаясь, видимо, за сохранность своих звезд, ставших очень дорогими, кулачные бои категорически запретило: за них драчуну грозит дисквалификация. В хоккее к потасовкам начальники относятся по-прежнему попустительски, желая потрафить части болельщиков.
Но вернемся к разнице в наказаниях. За контрабанду наркотиков игроку уже давно полагается дисквалификация: в 1989 году Боба Пробера из Detroit Red Wings за это преступление отчислили из НХЛ. Пойдем дальше: за злоупотребление алкоголем или бытовое употребление наркотиков НХЛ накажет хоккеиста. Сурово, как центрофорварда Los Angeles Kings Марка Ричардса, если качество его игры непоправимо страдает вследствие пагубных привычек, или легко – если он поддается перевоспитанию, как было с бывшим голкипером Edmonton Oilers Николаем Хабибулиным. Он отсидел 30 дней в тюрьме за вождение автомобиля в пьяном виде, после чего был восстановлен в команде. Как бы то ни было, решение, что делать с проблемным игроком, клуб или Лига принимают вне зависимости от судебного постановления. Они исходят лишь из профессиональной целесообразности. В отношении же семейного насилия до последнего времени существовала установка, что оно не наносит принципиального вреда ни репутации НХЛ, ни клубу, ни игроку, а посему к нему следует относиться прагматически, реагировать по минимуму, если есть основания полагать, что дело либо не дойдет до суда, либо подсудимый не будет признан виновным. В противном случае – ну что ж, к нарушителю придется применять какие-то дисциплинарные меры. История с Варламовым дико возмутила общественность, и совсем не исключено, что в сложившейся обстановке Войнов был избран на роль сакральной жертвы. По большому счету, однако, у НХЛ нет оснований не отстранять от игры хоккеистов, подозреваемых в избиении подруг или жен, даже до суда, если имеющиеся улики в первом приближении указывают на их вину.
– Кстати, в последнем коллективном договоре НХЛ с хоккеистами прописано, что Лига вправе отстранять игрока от выступлений на время проведения уголовного расследования при условии, что неотстранение могло бы нанести вред Лиге и ее репутации. А у руководства Лиги и у владельцев клубов отношение к игрокам из Северной Америки и Европы одинаковое? Европейцев не наказывают более строго?
НХЛ не дискриминирует игроков по национальной принадлежности
– Дать стопроцентную гарантию не рискну, но, насколько мне известно, НХЛ не дискриминирует игроков по национальной принадлежности. Бывший форвард Los Angeles Kings словак Жигмунд Палффи был арестован в 2003 году по подозрению в нанесении побоев невесте, но уголовное дело из-за недостатка доказательств заведено не было. Подруга Варламова Евгения Вавринюк привела слова, якобы оброненные Семеном, что, случись история в России, он бы избил ее еще сильнее, однако это заявление даже гиперполиткорректные калифорнийские прокуроры не приняли во внимание. Вавринюк также сказала, что решилась разоблачить Варламова только из-за веры в просвещенность и сознательность американцев, в другой стране она бы сочла эту затею безнадежной. Приятель Варламова, защитник команды Blue Jackets Федор Тютин отреагировал на это так: "Американские законы целиком на стороне женщин, поэтому они и бегут в полицию жаловаться на мужчин со всякими пустяками". Это замечание не имело для Тютина отрицательных последствий. Болельщикам и владельцам клубов безразлично, откуда родом игрок их команды: если он хорошо играет, они его принимают. Кстати, о Войнове: до меня дошли слухи, будто Los Angeles Kings разыграли всю эту партию с депортацией, чтобы расторгнуть слишком щедрый контракт с россиянином. Но никаких серьезных подтверждений этих слухов я не слышал.
– Эпизоды семейного насилия среди американских спортсменов стали в последнее время более частыми. Почему? Или о них просто больше говорят?
– Общество стало более открытым и начало откровеннее говорить о проблеме семейного насилия. Мне кажется, объективно этих явлений стало меньше, а разговоров о них больше, поэтому и ощущение такое, что это происходит повсеместно. Но это не так: раньше масштабы семейного насилия были более крупными. В целом ряде штатов избиение супруги вообще не квалифицировалось как преступление. Сейчас ситуация улучшилась, но до идеала еще очень далеко, – говорит профессор Дэвид Берри.
Его слова подтверждает еще один недавний пример из жизни хоккеистов. Нападающий Chicago Black Hawks Патрик Кейн был задержан в августе по подозрению в изнасиловании и отпущен под залог на время расследования. Руководство команды разделяет мнение адвокатов, что прокуроры не соберут достаточно улик, чтобы предъявить Кейну официальное обвинение. С мнением клубного начальства согласилась НХЛ. Звезда Black Hawks продолжает участвовать в тренировочных сборах и выступать за команду в товарищеских матчах.
Что касается Вячеслава Войнова, то его возвращение в Россию оказалось, вопреки специфическим обстоятельствам, чуть ли не триумфальным. Хоккеист, кстати, приехал с семьей – так что, судя по всему, у пострадавшей супруги претензий к нему больше нет. Войнов собирается играть за один из клубов Континентальной хоккейной лиги (КХЛ). Руководство челябинского "Трактора", которому принадлежат права на Войнова в КХЛ, заявило, что с удовольствием увидит его в составе команды. Однако, как сообщил сегодня журналистам председатель совета этого клуба Иван Сеничев, окончательно вопрос решится после возможной встречи самого игрока с президентом "Трактора", челябинским губернатором Борисом Дубровским.
Все меня поддерживали
Тем временем интерес к услугам Войнова проявил петербургский СКА. Сам хоккеист нынче тренируется на базе российской сборной в подмосковном Новогорске под руководством лично главного тренера национальной команды Олега Знарка. Ранее, еще до возвращения Войнова из США, поддержку коллеге выражал капитан сборной Илья Ковальчук. О причине вынужденного возвращения игрока из НХЛ в России, кажется, совершенно забыли, никаких сомнений и претензий морально-этического характера в отношении Войнова никто не высказывает. Сам хоккеист преисполнен благодарности: "Знал, что русские люди, имеющие отношение к хоккею, преданы своему делу, но когда все это случилось, я был очень сильно впечатлен. Все меня поддерживали. Такие слова придают мне сил, чтобы дальше двигаться вперед и перевернуть эту страницу". По словам Войнова, его семья теперь "не читает прессу, чтобы держаться в стороне от этого".
Тем не менее, рукоприкладство Вячеслава Войнова может иметь для него негативные последствия – и не только в виде финансовых потерь, связанных с прерванным контрактом в НХЛ. Вице-президент Федерации хоккея России Роман Ротенберг не исключает, что у Войнова, если он будет включен в состав сборной России, могут возникнуть проблемы с получением визы в Канаду, где в 2016 году должен пройти турнир на Кубок мира. "Поэтому вопрос этот мы будем обсуждать отдельно. Это уже политика, не хотелось бы политизировать этот процесс. Конечно, всем хотелось бы полететь в Канаду на Кубок мира, в том числе Славе, мне, всем остальным. Это такой вопрос, на который мы сегодня не знаем ответа", – осторожно говорит Ротенберг, который сам находится в списках лиц, против которых ввели санкции США – в связи с аннексией Крыма и агрессией России в отношении Украины.