Медведь в сирийской "тайге"

Третий день российских бомбардировок в Сирии. К операции все больше вопросов

Третий день военно-воздушной операции России в Сирии, время задавать вопросы:

Владимир Милов

Стесняюсь спросить, как ИГИЛ там себя чувствует? Побежден небось уже волшебной силой русского оружия?

Сегодня появились сообщения, что, по-видимому, один удар (из нанесенных десятков) действительно пришелся по ИГИЛу.

@ReggaeMortis1

"А мы чо, а мы сами <удивились>, альхамдулиллах" - заявил по этому поводу спикер ИГ.

Остальные удары наносились, мягко говоря, далеко от мест, контролируемых ИГИЛом.

Дмитрий Стешин в "Комсомольской правде" обещает противникам Асада "идлибский котел" (а в Идлибе, напомним, ИГИЛа нет, там другая оппозиция):

освобождение Сирии полностью, без переговоров и «спорных территорий», абсолютно реально. Разумеется, в эти планы может вмешаться множество не просчитываемых факторов, политических, например.

А тут еще Рамзан Кадыров опять предлагает свои услуги:

После этого не стоит удивляться таким новостям:

Речь, впрочем, (пока) идет не о призыве отказаться от ударов вообще, но о настоятельной рекомендации подвергать им исключительно ИГИЛ. Информация о гибели мирных жителей, разумеется, не может быть проверена беспристрастными наблюдателями (их в Сирии практически нет), но​ Александр Черкасов склонен ей скорее верить, ссылаясь на опыт чеченской войны:

Практически сразу в СМИ и социальных сетях появились сообщения о том, что атакованы были силы сирийской оппозиции, не связанной с «Исламским государством», а, напротив, ему противостоящей. Сообщалось, что под удар попали жилые кварталы, что погибли десятки мирных жителей, в том числе дети.

Не располагая перепроверенной информацией, тем более, не имея собственных достоверных источников, мы не можем подтвердить или опровергнуть эти сообщения.

Однако наш собственный российский опыт, опыт двух чеченских войн заставляет принять всерьез самые худшие опасения.

Путинисты, между тем, продолжают постить свои демотиваторы.

Подводная лодка в степях Украины, медведь в сирийской тайге. Шутники-противники сирийской войны, впрочем, не отстают:

Последнее - живая иллюстрация к вот этому широко разошедшемуся посту Олега Кашина:

Вообще так печально, что внутренний империалист живет даже в хороших людях типа Бароновой. "Но ведь игил зло, мы же должны воевать против зла!" - вообще мы никому ничего не должны, мы маленький нищий народ со стремным государством и непригодной к жизни территорией. С мировым злом пускай воюют мировые державы. У маленьких нищих народов и стремных государств другие насущные задачи.

В общем, голодает Россия, нища и боса, но зато разбомбили мы Фронт ан-Нусра. С непредсказуемыми последствиями вроде ссоры с суннитским миром:

Артем Северский

Наша власть давно взяла ориентировку на шиитскую ось за основной принцип своей ближневосточной политики. Сейчас, когда США и ЕС деэскалируют противостояние с Ираном, России требуется поднапрячься, чтобы сохранить свою роль ценного для Тегерана друга.

4. Последнее, на самом деле, очень плохо. Если раньше можно было отделаться экономической и дипломатической поддержкой в пользу Ирана, то сейчас, ради сохранения дружбы с ним, Россия фактически вступила в открытое противостояние со всем арабским миром. Это может было бы и не так плохо, если бы Россия уже не находилась в противостоянии с "Западом". В нынешней же ситуации, такой поступок скорее можно охарактеризовать как безбашенный.

Егор Холмогоров, впрочем, тут как тут:

Вообще если говорить о целях, то предельной целью я бы поставил создать прочную ирано-ирако-сирийскую коалицию и посчитаться с саудитами за всё - за ирано-иракскую войну, за Афган, за Буденновск, за Норд-Ост, за Беслан, за аль-Каеду, за Нусру. Ибн-Сауд должен быть разрушен.

Очевидно, это современный аналог "креста над святой Софией".

Мнение Евгения Шульца ближе к "официальной" версии:

Не побоявшись вступить в схватку со злом, Россия спасает не только граждан Ближнего Востока от всеразрастающейся гуманитарной катастрофы из-за хаоса в регионе. Россия защищает и свои национальные интересы. Совершенно очевидно, что террористы не остановятся на Сирии. Далее они будут пытаться распространять свое влияние. И Россия совсем не так далеко, как это некоторым кажется... Не вступив в схватку сейчас, Россия расхлебывала бы проблему уже на своей территории года через пару лет..

- против которой неожиданно "восстал" Дмитрий Ольшанский:

Даже в случае дальнейшего успеха ИГИЛ их явной и прямой целью, как они сами заявляют, является Мекка и Медина, то есть Саудовская Аравия. А нам невероятно выгодно и важно, чтобы ИГИЛ начал фигачить Саудовскую Аравию, потому что наряду с американцами и Катаром она наш злейший враг. Нам выгодно, чтобы ИГИЛ был занозой в мягком месте у всех стран, которые мы не любим и которым нам, русским, не выгодны, а не кремлёвскому режиму в Москве.

Станислав Яковлев

вот когда "мы" - говорит Ольшанский - воевали в Украине, то против нас был весь мир, душили санкциями и прочее, ещё немного и кремлёвским мразям был бы <конец>, и правил бы нами святой Моторола, а это <здорово>. Зато теперь Россия воюет в Сирии и весь мир снова на её стороне, и значит кремлёвским упырям не <конец>, вот же какое горе, не надо в Сирии воевать.

В общем, не сметь стрелять по ИГИЛу, лучше вместе <стрельнем> по Киеву. Того же мнения и Егор Просвирнин:

Также начинаю потихоньку удалять из ленты фанатов Путина. Очевидно, что после Сирии скорость движения к Блестящему Финалу РФ многократно усилилась, и я бы не хотел, чтобы меня потом повесили на фонаре за дружбу с вами.

Старик Лимонов примиряет спорщиков.

За Донбасс осуждаю.
За Сирию аплодирую.

Все эти частные мнения сторонников "Новороссии" тонут в ликующем море "патриотических" восторгов. Вот, напрмиер, Александр Разуваев на "Однако" отвечает на аргумент "Сирия - второй Афганистан":

Афган – обычная имперская война, которую вели все империи, во все времена. Сирия – это российская самооборона, мы просто не стали ждать и ударили первыми.За ними – шайтаны и НАТО, за нами – Бог и правда.

Помимо борьбы с шайтанами, звучат и разные другие обоснования необходимости войны разной степени экзотичности:

​Andrei Desnitsky

...а потом будем защищать святыни Шумера и Аккада. Гильгамеш - наше всё! Урук, стенами обнесенный - город русских моряков!

(это пародия на программу Соловьева, в которой дейтсивтельно звучали речи о сакральном значении Сирии для русского христианства).

Andrew Okara

Тут в последние дни и часы на российских федеральных каналах активизировалась одна интересная тема в сирийском контексте: Сирия - как страна святых чудес, прародина православия, место жительства многих святых, Антиохийский патриархат и т.д. Т.е. братья по вере, Сирия-наш.
Готов спорить, что в самое ближайшее время появится вот еще какой мотив: что алавиты (Асад), а также классические шииты (Иран, Ирак) - братья православным и что шиитский ислам занимает в исламе как таковом примерно то же место, что православие в христианстве.

Неожиданную и можно даже сказать оголтелую поддержку действия Путина получили от Антона Носика.

Сирия много лет была для нас не потенциальным, а совершенно реальным военным противником, и знать про неё пришлось больше, чем хотелось. Кто б ни бомбил сегодня Сирию, я это горячо приветствую, а если её вообще сотрут с лица Земли — не огорчусь ни разу, только спасибо скажу. Сапрыкин давеча укорял меня за то, что я напрасно сравниваю Сирию с нацистской Германией, но с чем ещё сравнивать страну, в которой за места в первом после обретения независимости парламенте боролись национал-социалистическая партия и коммунисты, причём нацисты с огромным перевесом победили? С чем ещё сравнить страну, принявшую у себя беглых нацистских преступников, чтобы перенять их опыт геноцида?! За последние 70 лет Ближний Восток не видел от Сирии ничего, кроме агрессии, войн, людоедства, разрухи и горя. До 2011 года они весь этот ужас экспортировали в сопредельные государства, с 2011 года сами жнут ими же посеянную бурю. Так им и надо, и ни разу не жалко. Осталось только все выходы заминировать, чтобы не экспортировали джихад в Европу.

Arkady Pildes

Израильтяне включились в игру "Дружить с чёром против дьявола". Каждому свой крымнаш.

Иван Давыдов

"Антон Борисович и Рамзан Ахматович едут в Сирию". Холст, слезы, 2015.

Максим Горюнов предлагает и украинцам начать кампанию в поддержку действий Путина.

Maxim Goryunov

дорогие киевские хунтяне. кого вы шлёте на российские ток-шоу?
этож стыдоба сплошная.
сегодня на первом канале ведущий спросил у одного фашиста
- как Украина относится к тому, что Россия ввязалась в Сирию?
хунтянин отвечает
- Украина за свободу, у вас тут тоталитарный режим, Путина - плохой человек, и т.д.
публика его освистала. и я тоже.
кто так отвечате? где его учили? откуда он вообще?
для украинца вопрос про Сирию - это же Вопрос Мечты!
Земляника! Мармелад! Икра!
если бы я был на его месте, я бы ответил примерно так
- Народ Украины приветствует операцию России в Сирии! Более того.
нАРОД Украины выступает за наземную операцию! Танки, винтовки, траншеи в песках.
Россия должна сама, без трусливой помощи
американцев, без сирийцев раздаваить ИГИЛ.
только ТАК она докажет
свой статус мировой державы.
Россия может победить исламистов. Только она!
Остальные - слабаки. <...>

- Вперёд, Россия! Ура! Сирия будет Ваша! фИЛАРЕТ благословляет! Ура-а-а-а!
Дальше меня начали бы бить. Всей студией. В прямом эфире и ногами.
А я бы орал - Путин! Путин! Путин!

типа такого надо. а не ныть про тоталитарный режым.
Про который и так все в курсе.

Довольно распространена версия о том, что главная причина ударов по Сирии - стремление Кремля вновь повысить градус "патриотического угара":

Mikhail Emelianov

В стремлении к самосохранению власть цинично обращается к самым низменным проявлениям человеческой натуры.. Пытается сделать из населения восторженных кровожадных и послушных идиотов.. И надо заметить, во многом преуспела..

"Ведомости" пишут на эту тему так:

Участие России в военной операции в Сирии – удачный способ переключить внимание россиян с кризиса в экономике и конфликта на юго-востоке Украины. Далекая война воспринимается как безопасная, кроме того, позволяет иметь дело не столько с реальностью, сколько с картинкой. Такая война дает возможность выпустить недовольство и агрессию, подкормить национальную гордость и не думать о последствиях.

Алексей Блюминов

Медиаповестка меняется на наших с вами глазах. Следите за руками шулеров от СМИ. С каждым днем информации с Украины, с Донбасса, будет все меньше, а с Ближнего востока- все больше.
Сейчас на вас обрушится ( уже обрушилась, но будет больше, много больше) лавина самой разнообразной информации на тему Ближнего востока, Сирии, Ирака, ИГИЛ, исламского терроризма и тд и тп.
Из каждого утюга 24 часа в сутки вас будут убеждать - и порой весьма эмоционально убеждать, что самое важное, судьбоносное и касающееся лично вас происходит ТАМ - в Сирии. Что судьбы мира, России и ваша личная судьба напрямую зависят от помощи Асаду и прочих духоподьемных мероприятий.

В общем,

Andrey Malgin

Я лично считаю, что главная цель Путина в сирийской авантюре - взбодрить собственное население, которое устало ждать маленькой победоносной войны. Наркотик "Крымнаш" перестает действовать, с Донбассом попали мимо вены, ломка вот-вот начнется. Вкололи Сирию.

Но ведь скоро потребуются новые и новые уколы.

Но ведь пиар-пиаром, а война-войной. Война, в отличие от эфемерной "бодрости" населения, вполне реальна - и с вступлением в нее Россию она не стала дальше от России, скорее наоборот.

Георгий Мирский на "Эхе Москвы" тоже пишет о том, что только авиаудары (по кому бы они ни наносились) вряд ли изменят баланс сил в Сирии:

Получается полный тупик. Сирия остается разделенной, военные действия могут даже на время заглохнуть. Но ни повстанцы, ни пришельцы-исламисты никуда не денутся. Сквозь землю не провалятся и в Африку не сбегут. Они будут накапливать силы, получать оружие и все виды помощи от Турции, Саудовской Аравии, Катара, да и от Соединенных Штатов, особенно после Обамы, при новом президенте. <...> Тогда Москве придется удвоить свои военные усилия в Сирии, посылать все больше техники и материалов, тратить миллиарды рублей: ведь история, начиная с Вьетнама, показала, что великой державе легко вступить в гражданскую войну в малой стране, но чертовски трудно выйти…

Но пока об этом можно не думать, можно наслаждаться, читая западную прессу с такими формулировками, как «Путин всех ошарашил», «Россия преподнесла сюрприз», «Москва вернулась на Ближний Восток», «Путин контролирует ситуацию, он ведет игру» и т.д.

Николай Кожанов на Карнеги.ру насчитывает три "плюса" от российского присутствия в Сирии (плюсы, конечно, для российского руководства):

Во-первых, российское фактическое военное присутствие в Сирии значительно повышает шансы режима на выживание. <...> Во-вторых, окончательно минимизируется шанс военной интервенции против асадовского режима со стороны третьих стран. <...> В-третьих, укрепляются и позиции самой Москвы на дипломатической арене.

Но есть и три "минуса".

Прежде всего, очередное резкое действие Москвы в Сирии сразу после выступления Путина в ООН – это своеобразная пощечина Западу и ряду ближневосточных стран. <...> Трудности будут у России и при выстраивании отношений со «здоровой» частью сирийской оппозиции. <...> Наконец, есть и практический вопрос – а хватит ли денег?

И это не говоря об угрозах собственно военных поражений.

Алексей Рощин не может понять, в чем же военная тайна.

Зачем России Сирия?
Во всех наших сомнительных действиях последнего времени, типа даже захвата Крыма, не говоря уж о поддержке восставших на Донбассе, можно было проследить пусть и спорную, но логику; можно было вести дискуссии. Та же самая концепция "Русскаго Мiра", пусть диковатая и стремная, пусть архаичная, но хотя бы понятная.

И вот на фоне предыдущего нынешнее ввязывание в гражданскую войну в Сирии выглядит какой-то уж совсем простой, незамутненной ГЛУПОСТЬЮ. Абсолютно никаких резонов для этого не удается разглядеть даже под микроскопом.

Спасать британского дипломированного офтальмолога Асада от его судьбы? А зачем? <...>

Победить в войне за Сирию и тем самым всем доказать мощь российского оружия? Тоже смешно. Мы в свое время с Чечней несколько лет возились, а там всего 1 млн. населения. <...>

Доказать величие России как державы мирового значения? Ну так когда нам там настучат по кумполу, выйдет прямо противоположное по смыслу "доказательство". <...> Дичь. С какой стороны ни посмотришь - сплошная дичь. Полная бессмыслица.

Нет, не полная - возражает Александр Шмелев. Его версия в чем-то парадоксальна, но не менее правдоподобна, чем другие.

главная цель нынешней сирийской операции вовсе не в том, чтобы вернуться в число "хороших парней" - хотя и это, конечно, важно, вследствие чего ближайшие дни предоставляют всем отличную возможность добиться "отката назад" по как можно большему количеству направлений (в частности, Украине сейчас надо не ограничиваться Донбассом, но максимально громко ставить вопрос о Крыме - глупо не пользоваться таким моментом). Но в том, чтобы обкатать модель мирного ухода диктатора - отличную от узкой линейки между Гаагой и ножом в заднице. Если, мол, ее удастся осуществить в Дамаске, затем ее же можно будет воспроизвести и в Москве. <...>
Не знаю, насколько такой план осуществим, и не очень верю в способность нынешнего российского руководства осуществлять какие-либо хитрые планы, состоящие хотя бы из двух ходов. Однако если все-таки, паче чаяния, у них выгорит - что ж... я возражать не буду!

Пока, впрочем, Лавров предлагает ООН подвергать "изоляции" государства, в которых власть меняется в результате переворота. Что особенно удивительно в контексте Сирии:

Антон Носик

Теперь осталось господину Лаврову сесть за парту и подучить новейшую историю.
Выяснится, что 4 февраля 1992 года попытку государственного переворота в Венесуэле возглавил наш верный друг и соратник Уго Чавес.
В Сирии в середине 1960-х годов произошло пять государственных переворотов подряд.
Нынешняя власть алавитского меньшинства тоже установилась в этой стране в результате военного переворота.
В ноябре 1970 года министр обороны Хафез аль-Асад сверг тогдашнего правителя Сирии Салаха Джадида, посадил его в тюрьму (где тот и умер в 1993-м), а себя назначил пожизненным диктатором. Нынешний президент Сирии унаследовал трон отца после его безвременной кончины.

А если уж вспомнить, как возникло государство, правопреемником которого является РФ - все становится еще интереснее.