Во время ожесточенных ночных боев в городе Кундуз на севере Афганистана серией взрывов была уничтожена больница, открытая международной благотворительной организацией "Врачи без границ". Погибли 22 человека, из них десять медработников-афганцев и 12 больных, включая троих детей. Прошло более суток, прежде чем предположение, что больница попала под удары американской авиации, было официально подтверждено командующим силами коалиции в Афганистане генералом Джоном Кэмпбеллом.
Согласно данным Организации Объединенных Наций, в Кундузе за неделю боев были убиты или ранены более ста мирных жителей, около шести тысяч бежали из города. ООН также извещает о чинимых талибами бессудных казнях, жертвами которых стали и работники медицинских учреждений.
Несмотря на произошедшее, силы НАТО не прекратили работу авиации в Кундузе и его окрестностях, не желая терять инициативу в сражениях за стратегически важный населенный пункт. Одновременно президент Обама и министр обороны Картер обещали провести тщательное, всестороннее и прозрачное расследование трагедии. "Врачи без границ" настаивают на том, что бомбардировка больницы тянет на военное преступление и что расследование должно быть поручено независимой международной организации. Почему "Врачи без границ" не доверяют объективности американских военных прокуроров и их коллег из НАТО? На этот вопрос отвечает сотрудник аналитического центра "Фонд защиты демократий", военный аналитик Билл Роджио:
– Во-первых, "Врачи без границ" страшно обозлены на наших военных, и я их по-человечески понимаю. Во-вторых, между этой организацией и Пентагоном отношения давно натянутые. Как неправительственная организация, они хотят быть над схваткой и оказывать помощь всем раненым в зонах военных действий, к какому бы политическому лагерю те ни принадлежали. Я их за это нисколько не корю. Деятельность "Врачей", в принципе, достойна восхищения. Но у американской армии, которая вынуждена воевать в городах, где комбатантов и некомбатантов различить очень трудно, подход совсем иной. При всем желании командования избежать так называемого "побочного урона", свести потери среди гражданского населения к нулю оно не в состоянии. Это нереалистично.
– Так называемые "ошибочные" удары по гражданским целям американские военные допускали и прежде, например, в Ираке. Случалось такое и в операциях Израиля против ХАМАС и Хезболлы. Помимо ошибок имели место также случаи преступной халатности, безразличия военных. Но там, где воевали американцы, о массовых проявлениях такого рода отклонений речь не идет не только благодаря дисциплине, но и реальной уголовной ответственности, которую могут понести военнослужащие любых званий. Статически, какие главные причины ударов военных по гражданским целям? Причина ли этому быстрота, с которой меняются цели бомбовых ударов в боевой обстановке? Или дело в ошибках летчиков и неточности карт?
Афганцы утверждают, что талибы находились на территории больничного комплекса, "Врачи без границ" это категорически отрицают
– Не будем забывать и о такой простой вещи, как брак боеприпасов. Наши авиабомбы оснащены сверхсовременными системами наведения, но порой и они дают осечку. Случаются и ошибки в целеуказании. Насколько я понимаю, Пентагон склоняется к второй версии – что наши летчики получили от афганцев неточные координаты. Была ли это добросовестная или намеренная ошибка со стороны афганцев, покажет следствие. Одно дело – планировать неспешно авиаудары по стационарным четко обозначенным целям, и совсем другое – по целям во время боя. А случается, летчики знают, что в данном месте с большой вероятностью находятся гражданские лица, но все равно производят бомбометание, чтобы спасти своих солдат. Или солдат союзника. Согласно одной версии, которую я слышал про Кундуз, вокруг больницы происходили реальные боестолкновения, о которых НАТО оповестил сам медперсонал, что бомбардировки велись по периметру территории больничного комплекса, но пламя с подсобных построек перекинулось на лечебные корпуса. В результате расследования мы точно узнаем, на основании какой информации действовали летчики, возможно, и о мотивах афганцев, предоставивших эту информацию. Афганцы утверждают, что талибы находились на территории больничного комплекса, "Врачи без границ" это категорически отрицают. Все было бы гораздо проще, если бы запрос с земли на авиаудары поступил от наших солдат, а не от афганцев. Это бы очень сильно облегчило расследование. И целеуказание, я уверен, было бы тогда намного точнее.
– Те же соображения звучат сегодня применительно к действиям российской авиации в Сирии, которая полагается на сирийских, а не на собственных корректировщиков...
– Остается открытым вопрос, примут ли "Врачи без границ" заключение правительственной комиссии? Им этого явно не хочется, они заявляют, что ошибка при любом раскладе была непростительная и что они совсем недавно вновь передали натовскому командованию координаты своей больницы. Но у них, мне кажется, нет альтернативы: не станут же они пытать американских и афганских свидетелей. Что до наказания, то об уголовной ответственности можно будет говорить только в том случае, если вскроются факты вопиющей халатности или преступного намерения. Не думаю, что США будут извиняться за происшедшее: это не принято. Вспомните инцидент с непреднамеренным сбитием иранского пассажирского самолета в 1988 году. Гражданская ответственность – это совсем другое: Соединенные Штаты выплатили денежную компенсацию и иракцам, и родным погибших в результате ошибок военных в Ираке. Я знаю случаи, когда компенсация выплачивалась даже родственникам боевиков-талибов в Афганистане. Не сомневаюсь, что то же самое будет сделано в отношении "Врачей без границ".
– По ныне действующим правилам, вправе ли американские военнослужащие запрашивать помощь у своей авиации или это могут делать только афганцы?
Афганцы были недовольны, что с тех пор, как была значительно сокращена численность американского контингента в стране, их запросы на помощь натовской авиации выполнялись со все большей неохотой
– Эти правила страшно запутанны. Теоретически Барак Обама запретил нашим военным, остающимся в Афганистане, применять оружие в наступательных боевых операциях. Они вправе это делать только в целях самозащиты. То же самое в отношении запросов на поддержку с воздуха. Но кто рискнет всерьез проводить различия между наступательными и оборонительными действиями? В Кундузе наши инструкторы поспешили на помощь афганцам, оборонявшим городской аэродром, где, кстати, нашли убежище и мирные жители, и попали под неприятельский огонь. Что им было делать? Согласиться на то, чтобы Кундуз стал первым региональным административным центром, перешедшим безвозвратно в руки талибов со времени свержения их режима в 2001 году? Однако есть также сведения, что наш спецназ покинул расположение аэродрома и, вопреки правилам, сам инициировал огневой контакт с неприятелем на дальних подступах к линии обороны. Афганцы, со своей стороны, были крайне недовольны, что с тех пор, как была значительно сокращена численность американского контингента в стране, их запросы на помощь натовской авиации выполнялись со все большей неохотой. Что привело к перелому в ходе войны в пользу талибов. Кундуз как будто бы прервал эту тенденцию, и афганцы, видимо, решили сполна воспользоваться представившимся шансом, – сказал военный аналитик Билл Роджио.
Инцидент в Кундузе, к сожалению, не первый случай гибели мирных афганцев в ходе боевых действий вследствие ошибок американских и натовских военных. При предыдущем руководителе Афганистана Хамиде Карзае реакция на такие происшествия развивалась по следующему неизменному сценарию: президент громогласно обвинял западных партнеров в некомпетентности, после чего в разных городах страны вспыхивали протесты, сопровождавшиеся зачастую грабежами и убийствами. Негативные комментарии в прессе не стихали неделями. Карзай запретил натовским самолетам бомбить кварталы жилой застройки, чем снискал страшный гнев собственных военных.
На сей раз Кабул реагировал совершенно иначе. Несмотря на зубодробительную критику в отношении американцев со стороны международных НКО, глава государства Ашраф Гани ограничился выражением скорби по поводу гибели гражданских лиц. Многолюдных протестных акций не было; ведущие афганские СМИ уже к вечеру в воскресенье прекратили освещение темы и сосредоточились на репортажах о боях за Кундуз. У Карзая отношения с Вашингтоном были плохие, у Гани – хорошие. Нынешнее афганское руководство отчаянно пытается убедить президента Обаму пересмотреть предварительное решение о выводе к концу 2016 года последние остающиеся в стране американские силы численностью почти десять тысяч человек, дабы "Афганистан избежал повторения судьбы Ирака". И поэтому избегает резких заявлений и действий, которые могут утвердить американскую администрацию в намерении вывести войска из Афганистана. Вероятность такого исхода только повысилась в результате последней трагедии.
Не думаю, что США будут извиняться за происшедшее: это не принято. Гражданская ответственность – это совсем другое
В 2014 году "Врачи без границ" оказали помощь 22 тысячам жителей провинции Кундуз. В понедельник организация объявила, что полностью сворачивают там свою деятельность; предположительно, из-за трудностей с восстановлением больницы, хотя точная причина официально не была указана. В тот же день, согласно сводке афганского командования, его отряды вернули себе контроль почти над всеми районами Кундуза, и силы талибов растворились в близлежащей местности.
Ведущая правозащитная организация Human Rights Watch распространила заявление по следам инцидента в Кундузе, в котором, в частности, говорится: "Согласно законам и обычаям войны, если здание больницы захватывает сторонняя группа вооруженных лиц, то нападающей стороне полагается уведомить их о ненадлежащем использовании объекта, предоставить им разумное время на то, чтобы освободить больничные помещения, и перейти к активным силовым действиям только в том случае, если предупреждение останется без ответа".