Марионетки

Хочу продолжить разговор об инструментах, с помощью которых российская власть управляет российским обществом, все больше его закрепощая. Примером для анализа взял Краснодарский край – собрал информацию, мнения граждан и проанализировал обстановку, в которой работают некоммерческие организации. Для России в целом тема "третьего сектора" весьма болезненна: власть не любит независимых общественных активистов, граждане чаще всего не понимают, зачем эти активисты – которые пытаются сделать общество хоть немного более справедливым – нужны в принципе.

Идеологическая среда в России становится все более сложной и все менее прогнозируемой. А сложная идеологическая среда не может быть стабильной. Появление любой независимой гражданской инициативы, по мнению государства, дополнительный минус для стабильности идеологической системы, следовательно, пусть маленькая, да угроза стабильности самой власти. Каждый гражданский активист, как независимый источник информации, потенциально может влиять на общественные умонастроения, следовательно, и на положение власти. Если бы было по-другому, то деятельность некоммерческих организаций регулировалась бы так же, как регулируется дыхание граждан в общественных местах, то есть никак! Но нет: гражданские активисты находятся под постоянным контролем со стороны всех возможных органов власти. Значит, могу я сделать вывод, управляемость общественной деятельностью является для власти важным фактором. Но как же, спросите вы, "они" управляют всем многообразием общественных течений и гражданских инициатив?

В Краснодарском крае еще в период правления Александра Ткачева создана система контроля над НКО. Как обычно это бывает, среди гражданских активистов произошел раскол на два лагеря: купленное большинство и независимое меньшинство. В крае на развитие гражданского общества выделяются немалые деньги, которые, как вы понимаете, и становятся теми самыми сребрениками для предателей. Как и в любом регионе России, в Краснодарском крае есть орган, регулирующий управление общественной деятельностью, – департамент внутренней политики. Именно там "отделяют зерна от плевел", определяя, что краю и народу его хорошо, а что плохо. Когда есть деньги и их распределяющий департамент, есть и рычаг управления гражданскими активистами: вот выделили деньги – "общественник" живет и творит, а не выделили – выживает, думая о прекращении своей деятельности. Я бы назвал такой процесс "отрицательной селекцией", цель которой – отобрать самых меркантильных и, следовательно, наиболее управляемых. Это и создаст марионеточное общественное пространство в Краснодарском крае.

А что же происходит с независимыми гражданскими активистами? Часть из них сдается, под давлением обстоятельств, меняя сферу деятельности. Другие как-то выживают, полагая, что надежда еще есть!

Немаловажную роль в создании такой ситуации играет Общественная палата Краснодарского края, которая, по идее, должна быть эталоном независимой общественной активности, но пока является эталоном управляемости и безынициативности. Это марионеточный общественный амортизатор. "Общественники"-марионетки собираются и поют сладкие оды местной власти.

Распределением грантов занимаются два краевых управления: Управление по взаимодействию с общественными организациями и Управление по социально-ориентированным НКО. На основании субъективных оценок и независимо от общественного мнения чиновники принимают решение о том, кто победил, кому достанутся деньги. Никто ничего не объясняет, никто и никому ничего не доказывает – полная свобода бюрократического творчества. Для получения каждого гранта, конечно, нужен список формальных критериев, поскольку часть сметы формируется за счет Министерства финансов РФ. Но сочинить список таких требований, под которые подойдет только один, заранее известный, участник конкурса, совсем несложно, особенно в условиях абсолютного отсутствия общественного контроля.

Никогда еще человек, которому платили за безделие, не хотел работать!

Воды этого потенциально коррупционного болота подпитываются тем, что никто и никогда открыто и аргументировано не оценивает эффективность проектов НКО, на которые выделены гранты. То есть пишется типа отчет, и его молча принимают. Если общество отстранено от оценки работы общественных организаций, то о полезных эффектах для рядового гражданина можно и не мечтать. Напрашивается простой вывод: деньги, выделяемые на развитие гражданского общества в Краснодарском крае, просто пилятся теми НКО, что имитируют работу на благо власти. Но если власть считает, что таким образом она формирует для себя безопасную общественно-политическую среду, то это большое заблуждение. Такие "общественники" эффективно умеют только пилить бюджет и получать деньги за свое безделие. Никогда еще человек, которому платили за безделие, не хотел работать!

Вот именно так последние 5 лет одни и те же общественные организации получали львиную долю средств, выделяемых на развитие гражданского общества. При этом, по информации опытных экспертов, программы, с которыми одни и те же НКО из года в год побеждают в конкурсах на получение грантов, почти не меняются. 54,5% всех выделенных в крае дотаций на гранты в 2014 году забрали три организации! Я объехал шесть городских оживленных мест, и всюду задавал вопросы прохожим: что они знают о деятельности краевой Общественной палаты? Опросил 138 человек – о том, что палата существует, знали двое. Возьмем аккаунты Общественной палаты в социальных сетях: число участников сообщества Вконтакте – 128 человек, в facebook – 633 человека. И это в крае c населением европейской страны – пять с четвертью миллионов человек!

Неразвитость общественного сектора усугубляется тем, что в крае почти нет неподконтрольных власти средств массовой информации, Краснодар пронизывают родственные связи, регион к тому же удален от столицы. Даже если власти начинают прессовать гражданских активистов, об этом практически никто не узнает. Власть создала условия, при которых большинство общественных организаций зависят от бюджетной кормушки. Но могут ли они найти частное финансирование? На практике это малореально: финансировать независимую общественную организацию для любого бизнесмена – рискованное занятие, власть таких смельчаков воспринимает как конкурентов. Если эти смельчаки, конечно, сами не "провластные".

Власть довольна: никто не посягает на ее стабильность, народ ничего не решает. Зачем, скажите, при таком положении дел гражданам быть эффективными и заботиться о завтрашнем дне, если бесправие и бессилие стали нормой? В России все живут словно в гостинице: ночуют, но заботиться об окружающей действительности просто не желают, просто потому, что завтра большинство может эту действительность не увидеть.

Иван Чумаков – краснодарский политик, эксперт по экономической политике и инвестициям