В жизни случаются крайне неприятные совпадения. Одно из таких произошло в минувшую субботу, когда представитель США в ООН Саманта Пауэр потребовала от России прекратить бомбардировки сирийской оппозиции и гражданского населения. Все, казалось бы, резонно, но вот момент был выбран крайне неудобный. В ту же ночь в афганском городе Кундузе случилась трагедия: единственная на весь город больница с персоналом из международной неправительственной организации "Врачи без границ" подверглась массированной атаке с воздуха. Погибли 13 членов персонала, включая директора больницы, и десять пациентов, десятки ранены. Больница была выведена из строя, и "Врачи без границ" заявили, что вынуждены полностью прекратить свою деятельность в Кундузе.
В прессе сразу появились два сценария, с двух разных точек зрения, но лишь один из них был изначально четким и последовательным – и до сих пор, к сожалению, таковым остается. По версии "Врачей", точные координаты больницы были известны и афганскому правительству, и Пентагону. Более того, после начала атаки (она продолжалась пятнадцатиминутными сериями в течение часа) ее сотрудники звонили и в Кабул, и в Вашингтон. Тем не менее нападение не было прекращено. "Врачи без границ" считают, что имело место военное преступление.
Кундуз, административный центр одноименной провинции, был неожиданно и к вящему позору афганского правительства и вооруженных сил страны, взят талибами. С тех пор там ведутся бои с переменными успехами, каждая из сторон настаивает, что именно она берет верх. Американские войска в этой битве участия не принимают, они урезаны до 9400 человек, обучающих афганскую армию, и даже этот контингент планируется вывести к концу 2016 года. Тем не менее воздушная атака, результатом которой стало уничтожение больницы, была, судя по всему, осуществлена с американского боевого самолета AC-130, оказывающего поддержку наземным силам.
Согласно первоначальной версии, американские ВВС предприняли атаку в ответ на нападение на наземный контингент, а больница была задета в ходе этого боя. Затем возникла версия о том, что самолет использовали по просьбе афганского командования. Утверждалось даже, что некоторые из талибов укрылись на территории больницы и вели оттуда стрельбу. Но персонал больницы начисто отрицает такое проникновение и заверяет: никаких вооруженных столкновений не было – ни на территории больницы, ни поблизости. На слушаниях в Сенате в минувший вторник командующий американскими силами в Афганистане генерал Джон Кэмпбелл признал: решение об атаке было принято самими американцами, внутри американской командной цепи, и удар по больнице совершен "по ошибке". Остается, однако, невыясненным, кто принимал звонки в Кабуле и Вашингтоне и почему они не вызвали никакой реакции. Ответы на эти вопросы должно дать расследование.
Есть разные методы установления мира, но поворот спиной к конфликту – не лучший из них
"Врачи без границ", отметив, что Пентагон несколько раз менял свою версию, выразили недоверие его внутренним контрольным механизмам и требуют теперь международного расследования. Они продолжают утверждать, что имело место военное преступление. Атака на госпиталь в зоне боевых действий может быть квалифицирована как военное преступление в случае, если она была совершена без острой необходимости и без предварительного предупреждения, которого в данном случае не случилось.
Ошибка – не обязательно преступление, хотя по результатам иногда нелегко различить, и даже провести границу трудно. Мало кому приходит в голову, что американский самолет намеренно и целенаправленно уничтожил больницу. Но масштабы ошибки столь велики, что любые результаты расследования, не указывающие на прямых виновников и не требующие для них соразмерного наказания, будут неизбежно восприняты как уловка и попытка выкрутиться.
Тут приходит на ум целый букет довольно циничных пословиц. Например, нельзя приготовить омлет, не разбив яйца. Да, конечно, но не целую корзину, и не забрызгав при этом всю кухню. Согласно другой пословице, люди, живущие в стеклянных домах, не должны бросать камни. В русском варианте она звучит гораздо жестче: в доме повешенного не говорят о веревке. Именно эта неблагодарная роль досталась Саманте Пауэр: хотя ее упрек в адрес Российской Федерации был вполне обоснованным, Соединенные Штаты оказались в эту минуту лишенными остро необходимого морального превосходства. В минуту, когда авторитет нужнее всего, он был катастрофически подорван.
Но это не единственный печальный урок кундузской катастрофы. Большинство комментаторов отмечает, что миссии США в Афганистане, четырнадцатилетней войне, сопряженной с огромными человеческими потерями и финансовыми затратами, грозит опасность раствориться в песке, как это уже произошло в Ираке. Решение осуществить полный вывод войск в 2016 году, то есть к завершению работы администрации Обамы, было принято явно по политическим, а не по военным соображениям. И, подобно иракскому, оно грозит вернуться бумерангом. Есть разные методы установления мира, но поворот спиной к конфликту – не лучший из них.
Алексей Цветков – нью-йоркский политический комментатор, поэт и публицист
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции