Аплодисменты у телевизора

Александр Калягин в фильме «Прохиндиада, или Бег на месте»

Новости культуры: Александр Калягин назвал Путина "блистательным драматургом", а вокруг премии "Золотая маска" вспыхнул скандал

Даже на день рождения Путина, пожалуй, не публиковалось панегириков, подобных тому, что вышел из-под пера главы Союза театральных деятелей России Александра Калягина в "Новых Известиях". Статья называется "Реплика из-за кулис", и Путин провозглашается в ней не только "мощным руководителем", но и великим режиссером и актером - все из-за его речи на Генеральной ассамблее ООН.

Путинскую речь можно сравнить с монологом, написанным блистательным драматургом. Ни одной длинной фразы, которая могла быть не услышана. <...> На фразе: «Вы хоть понимаете теперь, что вы натворили?» – я не удержался и зааплодировал. Как же она прозвучала выразительно, столько в ней было и боли, и непонимания, и досады. <...>

Аплодировал я не единожды, моментов для восторга было много. И я в очередной раз подумал, как же здорово, что нашей страной руководит человек, которым мы можем гордиться. Если честно, это впервые в моей жизни. Хотя на своем веку повидал много правителей: кого-то было жаль, за кого-то было стыдно, кого-то даже ненавидел. А сегодня просто как человек, как гражданин могу честно и вслух сказать: я безмерно уважаю лидера нашей страны. И не думайте, что я слеп, что не вижу негатива, что не знаю, сколько в России нерешенных проблем, но тем не менее для меня очень важно, что во главе государства стоит такой мощный руководитель, которого уважает мир, а значит, и нашу страну. И это мне дает основания верить в наше будущее.

Тон, избранный Калягиным, вызвал некоторое недоумение даже у видавших виды.

Игорь Вайсбанд

Калягин прогнулся под Путина. В комментариях приводилось совершенно замечательное письмо Шостаковича, где дважды перечисляются имена "Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина а также т.т. ..." и дальше - полностью - состав тогдашнего политбюро. Но Шостакович, видимо, тонко стебался, а этот - если стебется, то ну ооочень тонко. Хотя он и Эзопа играл.

Многие считают, что все проще, и стеб тут ни при чем:

Александр Морозов

скажу вам, честно, резко, прямо в лицо: вы - гений!

George Nurmanov

Я выяснил, кто пишет тексты в духе "Украина, шах и мат! Заявление которому надо аплодировать стоя". Их пишут спившиеся драматурги в подвалах союза театральных деятелей России.

Татьяна Сагайдак

До свиданья, тётя, ты больше не наша.

В ход у комментаторов пошли понятные метафоры:

Матвей Ганапольский

Только опытный артист может так... языком... в отверстие... аккуратно так

​Поиски ответа на вопрос "зачем это Калягину", как правило, приводили к предсказуемым выводам:

Olga Slobodskaya

Ему за 70 лет. Ну зачем, <...>?! зачем?!! я не могу этого понять

Nastya Lotareva

Ну новое же здание театра!!!

Другие призывали посмотреть на ситуацию комплексно - дело, мол, не только в конкретном Калягине:

Александр Тверской

Ой, Калягин, всё! Есть ли смысл разбирать подробно его очередное признание в любви Вождю, его лакейское пресмыкание, державный и восторженный трепет придворного холопа, трясущиеся ручёнки, заискивающие глазки. Уже говорено сотни раз про этих жалких артистов, певичек и певцов, режиссеров и прочих творческих личностей, которые внутри все прогнили и откровенно глупы и недалёки. Нет, есть среди них умные, но те скорее не умные, а хитрожопые и скользкие. Вся мерзость такого вот идолопоклонничества в том, что весь этот льстивый мармелад из их вонючих ртов льётся в маске интеллигенции, такой страждущей за отчизну совести. Сидят индюки эти, которые десятилетиями держат в оккупации театры и кино, которые давно уже превратились в локальных тиранов, которые лизоблюдствовали всю жизнь и при любой власти, сидят и хорохорятся, пухнут от собственной значимости.

Чаще всего в этом контексте упоминают имя Олега Табакова:

Владимир Филатов

Когда я это прочитал, по мне, как говорится, прошло рычание. Чего же, думаю, я в Табакова плевал? По сравнению с этим уродом, Табаков предстает образцом сдержанности.

​Михаил Павлов

Представляю, как два гениальных старика Калягин и Табаков сидят друг напротив друга:
- Эх, Саня! Как <достало> это всё!.. Путины, <...>, шмутины, едросы всякие!..
- Да, Олежек, да... Ну, а что делать?!.. Ты же понимаешь: ТЕАТР ДОЛЖЕН ЖИТЬ!!!..
И зажимает он дрожащими пальцами ручку и выводит: "Путинскую речь можно сравнить с монологом, написанным блистательным драматургом..." И мутные стариковские слёзы текут по дряблым щекам.

Есть и те, кто считает, что Калягин не так уж и неправ. По мнению одних, он лишь констатирует реальность, в которой Путин всех переиграл:

Andrew Okara

а, кстати, он (калягин) прав: это надо оценивать именно прежде всего с т.зр. театральности: драматург, актер, постановка... И с этой точки зрения было всё сделано достаточно грамотно (особенно для рос. аудитории).
более того, этот человек достаточно серьезно переиграл за последние недели ситуацию под себя...

Другие ссылаются на то, что Калягин хороший актер - с чем, собственно, никто и не спорит.

Михаил Семушин

Других писателей/актеров/художников у меня для вас нет (С). В эпоху всеобщего говна, Калягин хотя бы изъясняться может на красивом русском. Мне плевать какой он человек — на 99% уверен, что такое же дерьмо, как и почти каждый россиянин — я его роли помню. Хороший актер.

Третьи апеллируют к Вольтеру (вернее, к английской писательнице Эвелин Холл, приписавшей ему известную фразу):

Wladimir Sergijenko

А если он действительно так думает? Допустим он зомби, или не далёкий человек. Да пусть он трижды глуп в геополитике, понятиях диктатуры или демократии - это повод поизощряться в максимальном унижении? ( политческий минет, жополиз и т.д. и т.п.) . Изощренность оскорблений и клеймо-штамповка, это своего рода субкультура выращенная на не терпимости к другому мнению. Данная субкультура из рядов "антипутинской секты". Откуда эта субкультура? Что она несет и куда она ведет?

Действительно, ужасно. Можно ведь критиковать Калягина умеренно - за чрезмерную пылкость и недержание чувств, но отнюдь не за сами чувства - так, как это делает Захар Прилепин:

Прочитал оду актёра Калягина — ну что сказать.

Если бы ВВП пожелал установить свой культ личности — у него без проблем это получилось бы. Причём поддерживали бы этот культ весьма одарённые люди.

Калягин, напомню, был страшным демократом и антисоветчиком в 90-е.

Как, к слову сказать, и Олег Павлович Табаков.

И что?

Хорошо, что наш президент скромный человек.

С трудом сегодня удержался, чтоб не купить на вокзале магнитик с его изображением.

И вы себя держите себя в руках, старые работники культуры.

Николай Сванидзе

Один господин, большой артист, пишет о том, как он безмерно уважает нашего президента.

Так уважает, так восторгается, что даже наедине с собой не в силах удержаться от аплодисментов, когда его слушает. И хочет, чтобы об этом знали.

Другой господин, известный писатель, спорит с первым, упрекает его за лизоблюдство. Но как! Президент, мол, с таким, как вы, мог бы на раз установить культ личности. А он не хочет – потому что он скромный.

Получается увлекательный спор.

Один говорит: наш президент великий!

А другой: да врёте вы, он еще и скромный!

Вот захочешь поучаствовать в этом действе – не получится. Места в партере все заняты признанными мастерами культуры, а из амфитеатра языком не дотянешься.

С именем Калягина связана и еще одна активно обсуждающаяся в Сети история - речь идет о скандале с театральной премией "Золотая маска". Скандал перешел в "горячую фазу" после того, как Союз 12 октября одобрил новый состав жюри премии. Сразу же после этого последовало заявление режиссера Кирилла Серебренникова

При всём большущем уважении к Maria Revyakina лично и к ее важному делу я из соображений гигиены не хочу, чтоб мои спектакли смотрели, оценивали люди, которые написали на меня и театр, в котором я служу, множество подлых доносов и пасквилей. Им, ныне объявленным экспертам, смотреть мои спектакли и спектакли театра, который им глубоко ненавистен, тоже невозможно. Это они неоднократно заявляли. Поэтому чисто технически я лично и спектакли "Гоголь-центра" не участвуют в мероприятиях фестиваля "золотая маска". Спасибо за внимание.

Серебренникова поддержал Konstantin Bogomolov

летом, увидев состав рабочей группы, я написал, что мне с маской этой не по пути. получил массу упреков - мол, надо поддержать маску отчаянно борющуюся за выживание. мол, это только группа по улучшению, и т.п.. написал тогда в ответ, что это не борьба, а закулисная капитуляция, прикрываемая словами о борьбе. что борьба не ведется сдачей всего всех и вся. что одно предательство или слабость порождает тысячи последующих. и что кончится это тем, что жюри возглавит юрий поляков. собственно, к чему это вспомнил. а к тому, что вот опубликован экспертный совет маски на следующий год. и среди прочих мягко сказать неадекватных персон, находящихся отныне в большинстве, там есть например не просто неадекватность, а дичь. некая капитолина кокшенева. и собственно давайте продолжим рассказывать, как надо всем молчать и ждать, чем окончится отважная борьба за маску. она закончилась. капитолина кокшенева - эксперт следующего года. а поляков или что-то подобное - в жюри. увидите. и пара нормальных людей для иллюзии того, что еще не все потеряно. я убежден, что нельзя резать свой спектакль ради того, чтоб он вышел. лучше уйти и закрыть.

Alexander Baunov напоминает послужной список упомянутой Кокшеневой.

"К.Кокшеневой Написаны сотни статей в разных изданиях: журналах «Москва», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Общенациональный Русский журнал», «Лад», «Сибирские огни», «Сибирь», «Подъем», «Стратегия России», «Балтика», «Театральная жизнь», «Россия православная», «Новая Россия», «Коломенский альманах»"".

Многие комментаторы поддержали решение Серебренникова и Богомолова.

Natalia Pivovarova

Вот Бродский говорит, что: тактика "не жди, не бойся, не проси" единственная предоставляет шансы на настоящую славу. А дашь палец — откусят руку: лучшее не напечатают, а компромиссы будут чем дальше, тем унизительнее....Человек с головой, конечно, пытался перехитрить систему — изобретая разные обходные маневры, вступая в сомнительные сделки с начальством, громоздя ложь на ложь, дергая ниточки семейных связей. На это уходит вся жизнь целиком. Но ты поймешь, что сплетенная тобой паутина — паутина лжи, и, несмотря на любые успехи и чувство юмора, будешь презирать себя. Это окончательное торжество системы: перехитришь ты ее или же примкнешь к ней, совесть твоя одинаково нечиста".

Член жюри Ольга Егошина реагирует так:

Мне всегда казалось, что ОТКАЗАТЬСЯ можно только от того, что тебе ПРЕДЛОЖИЛИ. А вот ни фига себе. Аж два режиссера отказались от "Золотой маски" не только до того как им ее дали, но до того как их вообще включили в список номинантов.

Konstantin Bogomolov

Ольга Егошина полагает гигиену истерикой. Теперь я понимаю отчего её тексты плохо пахнут. Но если серьёзно, мне её жалко. Так долго рвалась, дорвалась наконец - и коварно лишена возможности НЕ номинировать ненавистных ей режиссёров. Трагичная судьба.

Капитолина Кокшенева дала бескомпромиссное интервью "Известиям".

— Фестиваль должен развиваться. Если посмотреть статистику за последние 10 лет, то выяснится, что Кирилл Серебренников был лидером по номинациям «Золотой маски». Он либо выдвигался, либо получал что-то и был номером один в оценке экспертного сообщества. Может, хватит? — интересуется Кокшенева.

Эксперт также отметила, что в театральном сообществе давно ведутся разговоры о смене лидеров отечественной режиссуры.

— У нас страшный застой, почище советского партийного застоя. Премия называет себя национальной, но я считаю, что до этого звания нужно дорасти. У нас же всё наоборот. Я считаю, что «Золотой маске» нужно продемонстрировать национальные особенности нашей страны. Необходима большая работа, — сказала Кокшенева.

А Александр Калягин, напротив, попытался выдержать свое открытое письмо режиссерам в примирительном духе - жизнь, мол, состоит из компромиссов.

Друзья мои!
Смирите гордыню. <...>
Ведь так можно дойти и до полного абсурда – не пускать зрителей на свои спектакли, которые по каким-то причинам не принимают ваш спектакль. Пропускать их через специальные защитные рамки и допускать на свой спектакль только избранных - только тех, кто достиг понимания, и только тех, кто способен оценить ваше творчество по достоинству.
Родные мои!
Нельзя забывать, что театр – это социальный институт. Это часть общества, которое совсем неоднородно, составлено из различных групп граждан, разных по своему социальному статусу, исповедующих разные религии и в силу этого думающих по-разному, чаще всего, диаметрально по- разному. И что? Я уверен, что как раз театр и должен заниматься важнейшей миссией объединения.

Суть скандала пытается реконструировать Виктор Вилисов на сайте The Slump.

Театральный фестиваль «Золотая маска» вместе с одноименной Национальной театральной премией были учреждены в 1994 году Союзом театральных деятелей России. Там всё устроено так: Экспертные советы фестиваля, состоящие из театральных критиков, отбирают спектакли для участия, а потом жюри их судит и говорит, кто хороший, а кто дурак. Как-то так крупнейшая российская театральная премия перекантовалась двадцать лет. Искусство, однако, не стоит на месте и уже в начале 2015 года Министерство культуры, как главный в государстве либерал и культурный авангард, призвало российский театр в лице «Золотой маски» к радикальным реформам. Форма для призыва была выбрана специфическая, провокационная, в лучших традициях смелых перформансов: первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов обвинил фестиваль в традиционных для нашего напряжённого времени грехах: русофобии, презрении к российской истории, пропаганде чуждых ценностей. Вот что государственный обвинитель, в числе прочего, сформулировал:

«…есть некий театральный фестиваль, который из года в год системно поддерживает постановки, которые очевидно противоречат нравственным нормам, очевидно провоцируют общество, очевидно содержат элементы русофобии, презрение к истории нашей страны, и сознательно выходят за нравственные рамки. Когда классика сводится к грубым инстинктам, когда под флагом права на интерпретацию мы видим не классику, не Пушкина, Гоголя и наших других великих драматургов, мы видим совершенно иное, что под маской, что под «Золотой Маской» классики протаскивают чуждые нам ценности. Я имею ввиду «Золотую Маску», если не понятно кому. Имеет ли право государство поддерживать данный фестиваль в том виде, в котором он имеется? Наверное, не имеет. Поскольку вот та реформа нашего целеполагания естественно длительная, то не все решения еще приняты. Но мы обязаны будем принять те решения, которых требует Указ президента и та политика, которую я озвучиваю. Капустники, выдаваемые за театральные постановки, эта не та драма, даже если она считает себя новой, которую мы обязаны поддерживать.»

Реформа ихнего целеполагания была, конечно, не такой молниеносной, как, например, реакция на переход через морально-нравственные Альпы командой телеканала «Дождь», но и не такой длительной, как, например, так и не проведённые изменения закона о музеях, о которых представители культурной индустрии воют уже лет, кажется, пятнадцать. Как уже было указано выше, Министерство культуры России лёгонько на подъемы в экстренных ситуациях. Ждать, в общем, пришлось недолго. Мужик озвучил политику — мужик сделал. Всё чётко. <...>

Знакомая концентрированно пишет: «То есть Минкульт надавил на руководство, и в совет вошли люди, ну, что-то вроде Аграновского, только в театре! Они конченые. Вопрос не в том, что они не любят Серебренникова. Вопрос в том, что они конченые.» <...>

Режиссёров-отказников обвиняют в поспешности: мол, список членов жюри, которые будут непосредственно оценивать спектакли, ещё не объявлен. Вдруг обойдётся? — спрашивают отказников, на что-то надеясь. Впрочем, довольно хорошо понятно, что принятие в совет такого рода критиков (главная претензия к ним, конечно, — не почвеннические взгляды и не охранительство, а банальная профессиональная полупригодность) уже является компромиссом, который может быть с небольшой натяжкой охарактеризован как «смертельный» для крупнейшей российской театральной премии.

Ну а кто-то, конечно, рад:

nihga
Фу-ты, ну-ты, какие мы нежные! Как всякую хрень ставить, типа «Голая пионерка», «Отморозки», «Павлик – мой бог» и т.п., за деньги налогоплательщиков плюя последнему в душу и уничтожая его русскую самость таким образом, так мы тут как тут, а вот когда запахло тем, что может и не дадут ничего (основной тренд у нас вроде как изменился с прозападного, Родину унижающего, на патриотичный) - сразу нос кверху, дескать, мне не нужен ваш пенопласт и комиссия у вас не та!...

На сайте "Театрал" в понедельник появилось открытое письмо театральных деятелей на имя Калягина.

На «Золотую маску» давит Министерство культуры, и именно с этим связана череда скандалов, потрясших ее. Об отказе выдвигать свои спектакли уже объявили Константин Богомолов и Кирилл Серебренников, а из экспертного совета по драматическому театру и театру кукол вышли наши коллеги Ольга Фукс и Алла Шендерова. Некоторые, поддавшись эмоциям, ввязались в разнообразные околофестивальные дрязги. Можно сделать вид, что ничего страшного не происходит, и пожурить «отказников» за гордыню, как это сделали Вы в своем миротворческом письме, но, судя по всему, этого недостаточно.

Надо признать, что мы имеем дело не просто с режиссерскими капризами. Уступки Министерству культуры в принципиальных вопросах могут привести к тому, что фестиваль начнет рушиться, как карточный домик. <...>

Что можно предпринять в этой ситуации? Нам кажется, что беспрецедентный кризис можно побороть только беспрецедентными мерами.

1. Отнестись к нынешней ситуации вокруг «Золотой маски» как к чрезвычайной и созвать внеочередное заседание секретариата СТД.

2. Поставить вопрос о роспуске только что набранного экспертного совета «Золотой маски» и в соответствии с действующим Положением о Премии сформировать новый, не вызывающий подозрений в идеологической тенденциозности и предвзятости.

Предварительные итоги скандала подводит Юлия Бедерова на "Кольте".

разрушительный процесс стартовал не вчера. Больше года длилась то ли спонтанная, то ли скоординированная атака на «Маску» группы оскорбленных граждан, среди которых были и театральные деятели, и журналисты, и просто неравнодушные. Они выглядели сплоченным отрядом и солидарно подтасовывали факты, используя риторику за гранью не только цеховой этики, но и нормативной лексики — тем, собственно, больше всего и запомнились.

Из-за спин ангелов возмущения скоро стал выглядывать Минкульт. Еще летом с его участием была образована Рабочая группа по улучшению «Маски». Видеозапись одного из ее заседанийвыложена на YouTube-аккаунте СТД — и ее нужно увидеть, чтобы понять контекст происходящего и перспективы на будущее. Причем отнюдь не только одного отдельно взятого фестиваля.

Резкое сокращение номинаций, введение премиальной квоты для провинции, отмена экспертного отбора, дробление фестиваля и отправка его по частям в регионы с тем, чтобы в Москве выступали исключительно победители региональных смотров, а отбор проводили бы назначенные сотрудники Минкульта, — разговор на заседании Рабочей группы показывал, как именно государство намерено экспроприировать фестиваль. Театральный цех как будто в целом не возражает, а «Золотая маска» и СТД, в свою очередь, понемногу готовятся сами себя высечь — чтобы не дать учинить над собой расправу другим.

Сценарий добровольно-принудительной депрофессионализации «Маски» пока в общем и в целом не реализовался. Но факт поражения в правах самой идеи независимой профессиональной экспертизы, на которой строился «масочный» конкурс, сообщество ощутило остро. <...>

Смысл внедрения людей от Минкульта в «масочные» экспертные группы в том, что их будущая подмоченная репутация автоматически обесценит неприятные для надзорного ведомства результаты конкурса — а сомнительный вес результатов приятных здесь вряд ли кого-то может смутить.