"Мы не ждали, это был шок"

Алексей Полихович

Рязанский суд отпустил Алексея Полиховича по УДО, через 10 дней он должен быть освобожден

Рязанский районный суд Рязанской области 19 октября удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении одного из фигурантов "Болотного дела" Алексея Полиховича. Он был осужден на 3,5 года колонии за участие в массовых беспорядках и применение насилия по отношению к сотрудникам полиции во время акции 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве. Полихович вину свою не признал. На свободу молодой человек должен будет выйти через 10 дней – когда решение о его УДО вступит в законную силу. Защита и близкие Алексея Полиховича убеждены, что его досрочное освобождение стало возможным благодаря вмешательству уполномоченного по правам человека.

25-летний студент Российского государственного социального университета Алексей Полихович был арестован в так называемой "первой волне" "Болотного дела" – 26 июля 2012 года. Сначала его обвинили в участии в массовых беспорядках – Полихович якобы мешал работе полицейских и отгораживался от них металлическими ограждениями. Спустя несколько месяцев к этому обвинению добавили вторую статью – насилие в отношении сотрудника полиции: полицейский Игорь Тарасов вспомнил, что во время событий на Болотной площади Полихович хватал его за руку. Спустя еще несколько месяцев именно Игорь Тарасов будет стоять на свидетельской трибуне в Московском городском суде и на просьбу адвокатов уточнить противоречия в показаниях, начнет мяться и предложит "все это забыть". А Алексей Полихович в феврале 2014 года будет признан виновным и получит 3,5 года колонии.

Когда прокурор стал выступать в прениях и сказал, что не против, это стало для нас шоком. Мы не ждали

Это наказание Алексей Полихович отбывает в исправительной колонии №6 в поселке Стенькино Рязанской области. Он был туда этапирован больше года назад – в августе 2014-го. Если ни одна из сторон не обжалует решение о его условно-досрочном освобождении, 30 октября он покинет исправительное учреждение. В феврале 2015 года Алексей Полихович уже подавал прошение об УДО, но тогда Рязанский суд его не удовлетворил.

Защита и близкие Алексея Полиховича считают, что сейчас решающую роль в его освобождении сыграло вмешательство уполномоченного по правам человека в России Эллы Памфиловой: 1 октября во время заседания Совета по правам человека и развитию гражданского общества с участием Владимира Путина Памфилова обратила внимание президента на избирательность судов в вопросе условно-досрочного освобождения. В частности, она сравнила ситуацию Алексея Полиховича, который подходил по всем основаниям для УДО, но оставался в колонии, и ситуацию фигурантки дела "Оборонсервиса" Евгении Васильевой, которую отпустили при противоречивых обстоятельствах через месяц после того, как она прибыла в колонию.

Адвокат Алексея Полиховича Светлана Сидоркина рассуждает о том, что повлияло на решение Рязанского суда:

Адвокат Светлана Сидоркина

– Значение имела целая совокупность факторов. Во-первых, решающую роль сыграла поддержка ОНК и Эллы Памфиловой, которая в публичном пространстве выразила свое отношение к порядку рассмотрения судом ходатайств по УДО и поддержала Лешу Полиховича. В суде на заседании присутствовал также уполномоченный по правам человека Рязанской области. Во-вторых, немаловажное значение имело то, что сам Леша приложил немалые силы для того, чтобы ходатайство было удовлетворено. Он старался, он работал в колонии, у него нет взысканий, он имеет три поощрения. Все положительные моменты, которые его характеризуют и дают основания для условно-досрочного освобождения, прозвучали в его характеристике личности, которую зачитала администрация колонии. И в-третьих, при рассмотрении дела нас поддержала прокуратура, она дала положительное заключение. Безусловно, здесь имеют значение и другие нормативные условия: например, то, что он отбыл половину срока наказания, но я о них уже не говорю.

– А администрация колонии тоже дала положительную характеристику и поддержала освобождение?

Я хотела бы надеяться, что стрелка повернулась в сторону освобождения ребят

– Те моменты, которые касались личности Алексея, администрация выразила правильно и с положительной стороны. Но в резолютивной части, несмотря на это, прозвучало, что колония считает освобождение нецелесообразным. Но я понимаю, что колонии была дана установка вышестоящим руководством, поэтому было такое заключение. Но все моменты, которые касались Леши, были положительными.

– Как вы думаете, кто-то сейчас будет обжаловать это решение?

– Не думаю, что прокуратура будет, предполагаю, что и колония этого тоже не будет делать. Я рассчитываю, что мы сейчас дождемся, пока решение вступит в законную силу, и будем ждать Лешу домой.

– Вы – адвокат, который давно защищает фигурантов "Болотного дела". Как вы считаете, то, что сейчас Алексея Полиховича отпустили по УДО, – это единичный случай? Из-за того, что Памфилова заступилась или в целом наметилась положительная тенденция в отношении "болотников"?

– Я хотела бы надеяться, что стрелка повернулась в сторону освобождения ребят и что позиция поменялась. Леша стал уже вторым человеком, который вышел условно-досрочно, надеюсь, и остальные скоро выйдут, – говорила Светлана Сидоркина.

Алексей Полихович в суде, август 2013 года

Отец Алексея Полиховича – Алексей Полихович-старший ​– признается: решение об УДО сына стало для него неожиданным:

– Конечно, выступление Эллы Памфиловой сыграло большую роль, плюс наш адвокат Светлана Сидоркина сказала в суде отличную речь, ну и прокуратура не стала возражать, а поддержала наше ходатайство. Когда прокурор стал выступать в прениях и сказал, что не против, это стало для нас шоком. Мы не ждали, конечно, это был шок. Леша участвовал в заседании по видеосвязи, и когда суд зачитал, что ходатайство удовлетворено, и спросил, понял ли Леша решение суда, он никак не отреагировал, сказал, что понял, но не было ни улыбки, ничего. Может быть, он пока не поверил в это или пока переваривает... Но ни радости, ни счастья мы на его лице не увидели. Тем более что ему оставалось три месяца сидеть... Но все равно даже три месяца лучше провести на свободе.

– Но у вас не было возможности перекинуться с ним словом после заседания?

– Нет, но я надеюсь, он нам позвонит, если у него получится.

– Вы с ним все-таки регулярно общаетесь и по телефону, и на свиданиях. Насколько он изменился?

Когда суд зачитал, что ходатайство удовлетворено и спросил, понял ли Леша решение суда, он никак не отреагировал, сказал, что понял, но не было ни улыбки, ничего. Может быть, он пока не поверил в это

– Своих убеждений он не поменял, он верит в свою правду. Если бы он в нее не верил, он признал бы вину и все остальное. Но он верит в то, что сделал все правильно и закон он не нарушал. Общение по телефону и через стекло (мы на длительные свидания не ездим, к нему жена ездит, к сожалению, у нас такие законы, что будет слишком шикарно, если и родители будут на длительное ездить) не дает возможности мне однозначно ответить на этот вопрос. Но он начал что-то понимать, конечно, он переживает за бабушку, за дедушку, которым уже под 80 лет. Естественно, он повзрослел за это время. Думаю, он уже будет ценить – нет, не свободу/несвободу, – а именно своих близких. Он не только себя на эти три года поставил в такие жесткие условия в колонии, но и своих близких родственников. Но я думаю, он это уже и так понимает, – сказал Алексей Полихович-старший.

Алексей Полихович стал вторым фигурантом "Болотного дела", которого освободили условно-досрочно. В июне на свободу по УДО вышел также Степан Зимин. Всего в "Болотном деле" 33 фигуранта, 18 из них осуждены, 13 – амнистированы. Никто из подсудимых оправдан не был. Не считая Алексея Полиховича, в колониях остаются еще 9 человек.