Эксперт Института Брукингса в Вашингтоне и бывший посол США на Украине Стивен Пайфер считает, что при сохранении режима прекращения огня в Донбассе Белый дом не будет поставлять летальные вооружения Украине и сохранит нынешнюю политику. Об этом Пайфер заявил во вторник, выступая перед журналистами в Американском центре в Праге.
Если боевые действия на востоке Украины возобновятся и режим прекращения огня будет нарушен, на американскую администрацию будет оказано значительное политическое давление как со стороны республиканцев, так и со стороны демократов в Конгрессе США, отметил Пайфер. В то же время Пайфер высказал надежду, что президент США изменит свою позицию и будет поставлять летальное оружие Украине.
По мнению Пайфера, важной новостью в прошлом месяце было объявление США о поставках Украине американских радаров против артиллерии, которые способствуют определению местонахождения орудий пророссийских сепаратистов. Такие радары нужны для того, чтобы украинская армия могла точно устанавливать, откуда ведется огонь, и отвечать, сказал американский эксперт.
По оценке Пайфера, большое число жертв в результате огня украинской артиллерии было связано с тем, что у Украины не было необходимых средств для определения места расположения артиллерии сепаратистов, а они очень часто размещали артиллерийские орудия возле школ и больниц.
Стивен Пайфер заявил, что в феврале был членом группы экспертов, которая рекомендовала администрации США предоставить некоторую летальную военную помощь Украине, и в первую очередь, переносное противотанковое вооружение. По его словам, очень многое оружие такого рода, находившееся в распоряжении Украины, было устаревшими средствами 25-летней давности и просто не работали.
"Это было бы хорошим вооружением, которое могло бы противодействовать тому, которые Россия предоставляет сепаратистам", – заявил он. В правительстве США в феврале этого года произошли довольно серьезные дискуссии следует ли предоставлять оружие Украине, сообщил Пайфер.
"Мы говорили со многими высокопоставленными официальными лицами, но никто не выразил согласия с этим. Отчасти из-за того, что решение в итоге принимает президент. Но по выражению лиц можно было понять, что интерес к этой идее был очень велик. В конечном счете президент был осторожен при принятии этого решения. Я не согласен с ним, но я понимаю его. В Белом доме существовало два опасения в отношении поставок оружия на Украину. Оба касались эскалации ситуации на Украине. Если мы сделаем это, то США сыграют роль в эскалации и произойдет эффект домино, который выведет ситуацию из-под контроля. И в какой-то момент мы окажемся в положении, когда нам придется посылать вторую воздушно-десантную бригаду в Минск. Если мы сделаем это, не захотят ли русские обострить ситуацию", – сказал Пайфер.
По словам Пайфера, никто из экспертов не хотел предоставлять Украине крупное боевое вооружение. "Мы говорили, что американские военнослужащие не должны быть отправлены на Украину и никакое военное снаряжение, которым бы сами украинцы не могли управлять, не должно поставляться, не должно быть американских техников, обслуживающих вооружение. США не следует поставлять самолеты типа Ф-16. Мы могли что-то предложить украинцам, но США не хотели нагнетать обстановку и хотели остановить эскалацию", – отметил он.
По мнению Пайфера, Россия могла наращивать эскалацию ситуации. Но если бы это произошло, последствия сказались бы на украинской армии и на украинцах. И это, по словам Пайфера, принималось в расчет. Кроме того, эскалация была бы непростым вариантом для России, сказал он. "И совсем не таким простым, как многие считают", – отметил американский эксперт. Наступление на Мариуполь потребовало бы применения регулярной российской армии, уточнил он.
"Это было бы очень ясно видно и привело бы к дополнительным западным санкциям", – заявил Пайфер. "Кроме того, использование российских войск привело бы к жертвам среди российских военных, а Кремль предпринял невероятные усилия, чтобы скрыть потери на Украине и тот факт, что российские солдаты умирают на Украине", – подчеркнул американский эксперт.
Пайфер был заместителем помощника госсекретаря в Бюро европейских и евразийских дел, отвечающим за Россию и Украину (2001-2004), послом США на Украине (1998-2000) и специальным помощником президента и старшим директором по России, Украине и Евразии в Совете национальной безопасности США (1996-1997).