Польский суд ответил отказом на запрос США об экстрадиции кинорежиссера Романа Полански. Американское правосудие добивается его возвращения на скамью подсудимых без малого 40 лет.
Дело Полански – яркий образчик celebrity justice, "правосудия для знаменитостей". Употребляя это выражение, обычно предполагают, что обвиняемый избегает справедливого наказания благодаря своей известности и несметному богатству. Не привлекался к ответственности Вуди Аллен, совративший свою несовершеннолетнюю падчерицу. Никто и не думает судить Билла Косби, которого обвиняют в сексуальных преступлениях 57 женщин. Но бывает и наоборот: судьи стремятся во что бы то ни стало наказать знаменитость, дабы продемонстрировать свою принципиальность, заработать пять минут славы и голоса на выборах. Случай Полански как раз такого сорта.
Ему вменяется совращение 13-летнего ребенка. Звучит ужасно. Но, судя по фотографии того времени, его партнерше вполне можно было дать и все 17. Секс произошел по взаимному согласию и фактически с согласия матери потерпевшей, с которой Полански говорил по телефону (ведь не думала же она, что 44-летний мужчина и ее дочь поздно вечером, после фотосъемки во фривольном виде, о которой она знала и которую разрешила, наедине отгадывают кроссворды). Жертва не была девственницей, а фотографии предназначались для журнала Vogue и сулили ей международную известность.
Как бы то ни было, секс с несовершеннолетней, разумеется, преступление. Полански признал себя виновным, и в обмен на это признание прокуратура отказалась от других пунктов обвинения. Как всегда в таких случаях, виновного отправили под стражу на психиатрическое обследование сроком на 90 дней. Эксперты досрочно пришли к заключению, что пациент нормален, хотя и пережил тяжелую травму в детстве (его мать погибла в Освенциме, сам он 10-летним ребенком бежал из краковского гетто и прятался в семье поляков).
Через 42 дня Полански вышел из-за решетки. Суду оставалось утвердить условия досудебной сделки и вынести приговор. Обвинение просило суд наказать Полански условно. Однако судья Лоуренс Риттербанд, ныне уже покойный, счел такой приговор чрезмерно мягким. До Полански дошел слух, что судья намерен расторгнуть его сделку с прокурорами и учинить процесс по всей форме, предъявив все первоначальные обвинения. Режиссер не стал дожидаться такого оборота и, нарушив условия освобождения под залог, уехал во Францию, где получил гражданство по праву рождения.
Один околокремлевский публицист написал, что "из-за Полански Польша готова отказаться от суверенитета", не сомневаясь, что суд возьмет под козырек и исполнит указание вождя правящей партии. Но судья Дариуш Мазур не нашел оснований для выдачи
Впоследствии пострадавшая вчинила своему совратителю гражданский иск, и в 1993 году адвокаты сторон заключили соглашение о денежной компенсации. Ее сумма неизвестна, но в прессе фигурировала цифра в полмиллиона долларов. "Жертва", которой сейчас 51 год, не раз утверждала публично и в письменных заявлениях в прокуратуру, что никаких претензий к Полански не имеет, считает наказание, которое он понес, вполне достаточным и просит избавить мир от нового судебного разбирательства, которое травмирует ее детей и мужа.
Тем не менее все эти годы Полански живет под угрозой ареста и избегает посещения стран, которые легко могут экстрадировать его. Адвокаты безуспешно пытаются закрыть дело на основании серьезных процессуальных нарушений, допущенных следствием и судом.
Ордер на арест Полански был издан еще в 1978 году. В конце 2005 года он был объявлен в международный розыск. Ранее Полански отказались экстрадировать Канада, Франция, Израиль, Таиланд и Швейцария. И вот теперь наступил черед Польши. По горькой иронии судьбы, он приехал в город своего детства, Краков, для съемок фильма о деле Дрейфуса. В Польше тоже нашлись политики, которые были не прочь попиариться за счет Полански. За несколько дней до всеобщих выборов лидер партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский заявил, что его партия "категорически отвергает" довод о том, что заслуги Полански перед мировым кинематографом должны служить ему индульгенцией, хотя такой довод никто и не выдвигает. Один околокремлевский публицист написал по этому случаю, что "из-за Полански Польша готова отказаться от суверенитета", ни на минуту не сомневаясь, что суд возьмет под козырек и исполнит указание вождя правящей партии. Партия Качиньского выиграла выборы. Но судья Дариуш Мазур не нашел достаточных оснований для выдачи.
Адвокат потерпевшей Лоуренс Силвер сказал, что он и его клиентка удовлетворены решением краковского суда. Но окружного прокурора графства Лос-Анджелес Джеки Лейси польский афронт ничуть не смутил. Она пообещала и впредь добиваться экстрадиции Полански. Тем более что Лейси намерена добиваться переизбрания на свой пост.
Владимир Абаринов – вашингтонский обозреватель Радио Свобода
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции