Пять колонн и три "Русских марша"

День народного единства и шествия националистов – в фотографиях, шутках и наблюдениях

По последним опросам, большинство россиян все-таки выучило название отмечаемого сегодня праздника (хотя проверить свои силы никогда не мешает). Но есть ощущение, что твердого места в национальном календаре он пока так и не занял:

Официальное обоснование того, почему 4 ноября праздник, вроде бы такое:

Но с каждым годом праздник нагружают все большим числом "скреп". Соответственно, смысл Дня народного единства не устают объяснять профессиональные трактовщики. Александр Проханов, например:

Русская осень. Какая прекрасная, дивная пора! То полетят последние золотые листья, то хлынет осенний дождь, то ударит морозец и под ногами захрустит сизый лед.
Сочинения про русскую весну у автора, кажется, получались зажигательнее. Но главная мысль текста – вот:

Все мы разные. Но разница эта мнимая. Вот красные колонны, это коммунисты. Но они не просто коммунисты, они россияне. А это идут монархисты, православные с хоругвями. Да, они православные, они монархисты, но тоже россияне, они – дети сегодняшней России. Вот колонны верующих мусульман. Там колонны профсоюзов. Удивительное время, удивительное празднование. Мы – Русь соборная.

Все четыре перечисленные автором колонны идут в светлое будущее, а впереди – Владимир. Князь Владимир. Памятник Красному Солнышку заложили у Кремля с участием патриарха и Мединского:

Не обошлось без одиночного протеста:

Впрочем, коллективное бессознательное скорее выразили вот эти ораторы:

Алексей Рощин

Поступило дельное предложение слегка перенести место установки и поставить памятник князю Владимиру на Курильских островах – в знак, так сказать, величия державы, невероятного распространения православия и, естественно, чтоб позлить самураев. Три важнейших задачи – одним ударом!
Поддерживаю двумя руками.

Хотя, впрочем, есть и еще более дельное предложение от Сергея Анохина: просто переименовать все памятники Ленину в стране в памятники князю Владимиру.

Это было во вторник, а в среду по Тверской прошло массовое шествие. Особое внимание – еще до его начала – привлекла колонна НОД депутата Федорова. НОД сзывал народ на шествие такими посланиями:

Алексей Навальный

Википедия в статье "1984 (роман)" говорит нам:

Двоемыслие
Пояснить идею двоемыслия (англ. doublethink) можно следующим образом: на фронтоне здания, в котором работал герой романа, висели лозунги:

Война – это мир. Свобода – это рабство. Незнание – сила. Таким образом, двоемыслие – это способность искренне верить в две взаимоисключающие вещи, либо менять своё мнение на противоположное при идеологической необходимости.

В этой листовке НОДа при желании тоже можно углядеть "двойное дно":

​Над шествием НОД потешались даже заслуженные прокремлевские блогеры:

Потешаться было над чем:

Но кому-то было не до смеха:

Ekaterina Vinokurova

Такой же митинг был за несколько дней до убийства Немцова. После убийства я звонила Федорову и спрашивала, понимает ли он свою ответственность – он же призывал к "зачисткам". "Нет, мы призывали к чисткам", – отвечал Федоров.

Смелый в трактовке современности, НОД не обделил вниманием и историю.

Враги и вправду не дремали:

Но даже такая провокация не помешала отправиться маршировать за единство колоннам "Единой России" и других системных партий. Обошлось без неожиданностей:

Иван Давыдов

– Боже, царя храни, – кричит со сцены Жириновский.

Не было перемен и на фронте обеспечения массовости шествия.

Elena Rykovtseva

Единая Россия – это когда в метро собираются группами, чтобы пойти на добровольное шествие. Это когда раздают много флагов одинаковых цветов. Это когда колонной с надписью "Партия свободных граждан" управляет организатор. Это когда девушка из "Молодой гвардии" ходит среди студентов со списками фамилий и которой страшно не нравится, что я ее за этим занятием фотографирую. Единая Россия – это "Ночной волк" Залдостанов, который обещает загрызть бандеровцев <...>. И при этом единая Россия – она довольно формально во всем этом единая, потому что в большой группе студентов я вижу парня в куртке, вся передняя часть которой есть американский флаг, и никто на него не обращает внимания, никто не делает ему замечаний, ну потому что как-то они еще разделяют, что патриотический митинг это одно, а жизнь, она к счастью, что-то пока другое.

Как бы то ни было, настроение в колоннах было бодрое, а завершилось шествие концертом.

Шествие стало благодарной пищей для фотографов:

Праздновали День единства, конечно, не только в Москве.

Впечатляющие фотографии из Южно-Сахалинска – в блоге Варламова:

Во главе шествия несли икону, за ней шел губернатор и все местные чиновники. За ними – люди с флагами Новороссии (тут похоже еще не в курсе, что Новороссия не получилась), ПВО (Партии Великое Отечество), "Не в силе, а в правде" и др. <...> На первой линии триколора не было. Странно, Новороссия есть, а флага России нет...

Для кого-то праздник единства стал поводом порассуждать о единстве страны. Стараниями Маргариты Симоньян неожиданно возродился хэштег #ЗдесьХорошо:

Вскоре, впрочем, его перебил тэг #МыЕдины. Правда, что-то пошло не совсем так:

Такие вот скрепы у юного поколения. Впрочем, есть и идеологически стойкие граждане:

И не очень стойкие:

А вот это – не стеб, а повод для гордости:

Насколько такой креатив укрепляет национальное единство, сказать сложно.

Сергей Шмидт

– Придумайте свежий, актуальный для нынешнего времени образ национального единства.
– Пятая колонна жуликов и воров.

Текст Владимира Голышева на сайте "Кашин" может служить иллюстрацией к последней фотографии.

"русский" сегодня означает "никакой" – "человек-чистый-лист", "человек-заготовка". Отсюда "Русский мир" – совокупность пустот. А "Русский марш" – фикция, потому что пустоты не способны маршировать. А на что они способны?

Ну, во-первых, они могут перестать себя обманывать, успокоиться и начать жить. Причём одним из двух способов, каждый из которых по-своему хорош. Начну с того, который выбрал сам. <...>

Я не сказал, как мы себя идентифицируем. Ответ: по-любому – как нам заблагорассудится. Я, например, это делаю по профессии ("русский писатель"). А можно по религии ("русский мусульманин"), или по экстерьеру ("русский богатырь"), или по либидо ("русский жеребец"). А можно, вообще, забить на свою русскость и менять идентификации, как перчатки. Нам можно всё!

И, самое главное, у нас есть головокружительная возможность придумать новый народ и стать им. Как это сделали израильтяне.

Это так увлекательно и амбициозно! Почувствовать подошвами ног, что земля, на которой ты стоишь – твоя. Оглянутся окрест себя по-хозяйски. Отделить своё от чужого. Провести межу. Почувствовать локоть. Закатать рукава. Пустить корни.

Сейчас, когда территория бывшей РСФСР начала дрожать в преддверии очередного тектонического сдвига, самое время подумать о себе, как о поморе, или как о казаке, или как об уральце, или как о сибиряке, или как о балтийце…

В рядах же счастливых демонстрантов в Москве Голышев углядел такое:

Строго говоря, это все тот же официальный марш на Тверской. Но что же "Русский марш" – непременный атрибут Дней народного единства?

Эти два твита – отражение раскола в среде националистов (на сторонников и противников Путина, а также на сторонников "Новороссии" и симпатизирующих Украине). Последнее фото – с "Русского марша" в Люблино, где собрались националисты-оппозиционеры, но их вышло на улицу совсем немного:

Ostap Karmodi

В связи с расколом среди националистов в Москве пройдет три марша за Русское Единство.

Это не метафора, а быль – кроме акции в Люблино, прошли и альтернативные марши.

Sergei Prostakov

В таком тяжелом положении русские националисты не находились с конца 1993 года, если не с начала 1980-х годов, когда чекист Андропов разогнал всё движение.

У этого есть одна, протяженная во времени, сейчас практически неизлечимая причина. Русский национализм вот уже скоро как 200 лет является попутчиком империи, интересы которой никогда не равняются интересам русских. Нельзя вставать на сторону империи, если задачи и интересы отчасти совпали. Так как империя обладает бОльшим ресурсом насилия и пропаганды, националисты изначально находятся в более зависимом и уязвимом положении. <...>

Отсюда и крымский казус. Империя, видимо, совершенно того не предполагая, шутя развалила националистическое движение, которое в начале 2010-х годов находилось в процессе сложной эволюции. Крым и Новороссия высветили тот факт, что лишь небольшая часть националистов осознала и приняла как доктрину неведомую раньше идею – интересы российской империи и интересы русских – это не одно и тоже. Другие, захлебываясь и спотыкаясь, стали доказывать, что империя прислушалась к русским националистам. Ха-ха! Никогда не прислушивалась, а тут ради националистов Крым присоединила. Чудны твои дела, Господи!

Результат – невиданная раньше тысяча людей в Люблино. Раньше там видели и десять тысяч человек. Как русские националисты выберутся из этого кризиса, я не знаю

Марш в Люблино шел под такими лозунгами:

Впрочем, не обошлось и без традиционных атрибутов –

Националисты требовали освободить своих лидеров:

Александр Белов за решеткой уже давно, а Дмитрий Демушкин был задержан буквально накануне – в связи с весьма мутной историей о якобы найденном "арсенале оружия" у московских "сторонников полка "Азов". Текст об этом деле – на "Медиазоне", а вот что пишет в фейсбуке ее главный редактор Sergey Smirnov

Ладно к таким типам задержаний мы привыкли, поймали 12 человек, каратели "Азова", но 10 отпустили под подписку. Переводя с СК-языка на русский: У нас нет ничего совсем-совсем. <...>

Как все меняется. Никогда бы не подумал, что 4 ноября буду требовать свободы для русских националистов. Никогда бы не подумал, что буду с большой симпатией относиться к безрассудной борьбе Поткина в тюрьме с охреневшим следаком. Причем я понимаю, что Поткин не только за себя борется, а за всех политзаключенных. Никогда бы не подумал, что буду сопереживать Дмитрию Демушкину, которого просто так взяли и увезли в Вологду. Ну совсем просто, чтобы он не появлялся на Русском марше. Как все меняется.

Карина Орлова считает, что народное единство вполне может сложиться под лозунгом "Россия без Путина". И вот почему:

Казалось бы, сегодня День народного единства, как и задумывалось, стал, наконец, праздником имени Владимира Путина. В десятую годовщину народ сплочен вокруг отца нации как никогда, на 90%.

Но вот накануне, в субботу, в Египте разбивается российский самолет, 224 человека погибли. И что же? Владимира Путина нет весь уикенд. Завязывается общественная дискуссия – а где же Путин? Почему молчит, не соболезнует? Жив ли? Здоров? <...>

трагедия потрясла всю страну, кроме одного человека – Владимира Путина. Того, который занимает кабинет президента России.
Мы были так же едины, когда спасали друг друга от смога в Москве, когда выходили на Болотную и Сахарова, когда собирали деньги на Крымск и ехали волонтерами. <...>

Важно, что теперь все знают: есть Путин – есть Россия, нет Путина – есть Россия.

Григорий Явлинский предлагает трактовать праздник так:

но многие все равно настроены скептически. Например, Кирилл Шулика:

Вот, пожалуй, День народного единства это самый бессмысленный праздник в календаре. Ну какое у нас народное единство? С кем? Вот скажите честно, вы чувствуете единство с Чечней или Тувой? И не надо никакого единства. Каждая нация должна сохранять свою самобытность, культуру, традиции и мирно сосуществовать с другими. Любая попытка объединить узбеков и эстонцев, создать из них единую общность обречена, опыт СССР это показал. <...>

Скажу больше, а какое народное единство в Москве? Я не единый народ с поклонниками Сталина, Новороссии, теми, кто заикается об оправдании репрессий, с теми людьми, которых Борис Акунин назвал АРЕСТОкратией. Нас с ними ничего не объединяет, кроме языка. Меня в разы большее объединяет с украинцами, скажем, чем с коллективным Прилепиным. <...>

Единство было продемонстрировано в январе во Франции после истории с Шарли. Вот там было единство всех нормальных людей, причем, не только европейцев. А у нас до этого дистанция марафонская.

Николай Травкин подтверждает высказанные тезисы наблюдением из жизни.

Встретились сейчас у входа в метро со знакомым. Остановились, рядом палатка "НАРОД – ДОНБАССУ", гуманитарку собирают.
Денег не оставляют, но несколько пакетов полиэтиленовых с вещами в углу лежат.

Подходит бабушка лет 75-80. Нет ли, спрашивает, какой фуфайки, либо курточки потеплей на неё, зима вот-вот, а купить не на что.
В палатке сидит дородная такая женщина лет 40, вид суровый, губы поджаты, сразу видать – из патриоток.

Иди, – говорит во весь голос, – старая отсюда, не видишь помощь собираем соотечественникам...

С праздником, вас, сограждане! С Днём народного единства.

Впрочем, вокруг одного тезиса, высказанного в комментариях, вполне можно собрать консенсус.

Sergey Ivanov

Да нам по... <все равно> как день назвали, главное выходной.

Ну или так: