Эта история уходит корнями в начало 1990-х годов. То было начало нового этапа отношений между Россией и Китаем, их потепление после трех десятков лет политического противостояния и экономической закрытости. Глядя на Москву и Пекин, подружились и приграничные города Благовещенск и Хэйхэ. Используя свои квоты, Благовещенск предоставил городу-побратиму лес-кругляк, химические удобрения, списанные рельсы и автомобили КамАЗ – все это у китайцев было тогда в огромном дефиците. Китайские братья поставили взамен рабочую силу, которой у них имелось в избытке.
Китайцы, трудолюбивые как муравьи, провели благоустройство в Благовещенске. Их стараниями был построен и Парк Дружбы, Поднебесная в миниатюре. Пруд с берегами, выложенными диким камнем, с горбатым мостиком, искусственная гора с беседкой на вершине, павильоны с загнутыми крышами, участок Великой Китайской стены. Парк Дружбы имеет двое ворот – южные и северные.
Хороший был замысел. По пруду плавают дикие утки, звучат записи русских песен в исполнении хора Народно-освободительной армии Китая, посетители обедают в китайских ресторанах и лечатся в кабинетах традиционной медицины. И над всем этим витает дух нерушимой, на этот раз, дружбы российского и китайского народов.
Но что-то пошло не так. Вместо излюбленного места отдыха жителей Благовещенска и его гостей Парк Дружбы стал городской помойкой. Территория заросла бурьяном и кустарником, на каждом шагу – бутылки из-под водки и пива, здания превратились в несанкционированные общественные уборные.
Безобразие продолжалось до 2012 года, когда Парк Дружбы, наконец-то, был передан в оперативное управление муниципальному автономному учреждению Общественно-культурный центр. Силами муниципальных предприятий и опять-таки китайцев парк вновь стал благоустроенным местом отдыха.
Сейчас в Благовещенске, городе с 224 тысячами жителей, действуют пять православных приходов и несколько часовен. О том, что в городе начинается строительство еще одного православного храма, горожане узнали прошлой осенью. Их поставили в известность, что называется, явочным порядком: православные активисты срубили под корень березовую рощу возле северных ворот Парка Дружбы и установили крест в ознаменование начала стройки.
Также было объявлено, что северные ворота Парка Дружбы попадают в зону застройки храма, и их необходимо убрать или перенести на другое место. Тут уж подняли тревогу благовещенские синологи: такая реконструкция нарушит целостность архитектурной планировки китайского городка.
Какие-то нехристи совершили акт вандализма – спилили поклонный крест. Жители организовали митинг в защиту зеленых насаждений. Православные активисты провели субботник по посадке новых деревьев, в компенсацию за сведенную рощицу.
Сокращаются расходные статьи бюджетов – федерального, областного, городского, а мошна служителей культа, вопреки общей тенденции, не худеет
И тут из компетентного источника поступила важная информация: на этом месте под землей проходит канализационный коллектор. Значит, участок не подлежит застройке по техническим правилам. По логике вещей, строительство любого капитального здания здесь отменялось само собой. Стало быть, исчезала и причина спора между православными застройщиками и их светскими оппонентами. Где же епархия изыщет дополнительные деньги на перенос 130 метров труб диаметром 800 миллиметров, зарытых на глубину до 6 метров? Притом что другой участок под строительство нового православного храма найти нетрудно, учитывая добрую волю властей города.
Но оказалось, что формальная логика не всегда совпадает с божьим промыслом: Благовещенская епархия РПЦ не отказалась от плана строительства церкви на ранее отведенном участке.
Какова же общая стоимость строительства храма с учетом переноса северных ворот Парка Дружбы и канализационного коллектора? Вряд ли на этот вопрос сейчас кто-то сможет ответить с точностью хотя бы до миллиона рублей, но вырисовывается цифра со многими нулями.
Вот ведь какой экономический парадокс получается. Сокращаются расходные статьи бюджетов – федерального, областного, городского, а мошна служителей культа, вопреки общей тенденции, не худеет. "Чудны дела твои, Господи!"
Что же касается предполагаемого переноса северных ворот Парка Дружбы вглубь его территории, то это будет профанацией древнекитайской традиции в строительстве. Фэншуй для китайца – как духовные скрепы для русского. Есть и другая опасность: если при демонтаже арка ворот будет разрушена, то ее уже вряд ли получится восстановить.
Не в пример нам, китайцы знают и уважают традиции российской культуры. Минувшим летом в Хэйхэ на главной улице был установлен памятник Александру Пушкину, так китайцы отметили Год российской литературы. Думаете, после этого в Благовещенске у кого-то возникло желание ответить им тем же? Например, взять и поставить в том же Парке Дружбы бюст писателю Лу Синю, отцу современной китайской литературы?
По случаю какого-нибудь праздника, как это заведено, поедет в Хэйхэ с поздравлениями официальная делегация из Благовещенска. Наши штатные визитеры давно уж научились китайскому тосту "Ганьбэй!" ("Пей до дна!"). Кто бы их еще надоумил, что у китайского народа есть и аналоги русских изречений "Как аукнется, так и откликнется" и "Метать бисер перед свиньями".
Евгений Гончаров – благовещенский литератор