"Правильных" убийств не бывает

Рисовать карикатуры на трагедию нельзя, особенно в момент трагедии. У меня был случай, когда редакция попросила нарисовать сразу после штурма "Норд-Оста" карикатуру на эту тему – я отказался. Да, я потом нарисовал про "Норд-Ост", но это была совсем другая история, тогда власти сказали: мы одержали "блестящую победу, несмотря на большое количество жертв". Повторю: с моей точки зрения, рисовать в момент трагедии нельзя, тем более что жертвы ее еще не похоронены.

Карикатуристы Charlie Hebdo имеют на сей счет другую точку зрения, а мы почему-то уверены: они должны придерживаться нашей. Мы со своим уставом лезем в чужой монастырь. Это другая культура, другое отношение к смерти, другое отношение к жертвам. Поэтому смешно говорить о том, что карикатуристы Charlie Hebdo что-то нарушили.

Тот факт, что Charlie Hebdo является маргинальным журналом, не оправдывает убийства его сотрудников

Одна из картинок в журнале – очень саркастическая, она имела бы право на существование не сейчас, а предположим тогда, когда были бы выяснены причины трагедии. Через некоторое время – да, ее можно было бы воспринимать не так остро, с точки зрения этических норм. Подчеркну, российских этических норм.

Что касается внимания к этим карикатурам на государственном российском уровне, что касается вопросов "Вы по-прежнему Charlie?", то у меня встречный вопрос: а почему Кремль, МИД занимаются тем, что занимает маргинальные журналы? Может быть, дипломатам все-таки заняться государственными, международными делами, а не этическими нормами в карикатуре?

Тот факт, что Charlie Hebdo является маргинальным журналом, не оправдывает убийства его сотрудников. Поэтому разговоры о том, что "Мы теперь не Charlie", – бессмысленны. Никакие человеческие жертвы не могут быть оправданными, особенно жертвы террора. Будь иначе, мы словно бы говорили: "Они рисуют "плохие" карикатуры, поэтому их "правильно" убили".

Виктор Богорад – петербургский художник-карикатурист