Кто теперь Шарли?

Соцсети - о "кощунственных" карикатурах, "народных мстителях" и "втором дне рождения" Олега Кашина

Charlie Hebdo - в который раз в этом году в заголовках российских новостей. Номер журнала с карикатурами, посвященными катастрофе российского А321 над Синаем, вышел в свет 5 ноября.

Владимир Корнилов

Шарли Эбдо опубликовал две карикатуры и одну "шутку" по поводу трагедии на Синае. Первая карикатура сообщает, что "Российская авиация усилила свои бомбардировки". Вторая пишет об "опасностях российских лоу-костов" - череп рассказывает, что лучше бы он полетел на "Air cocaine" (намек на скандал, связанный с Саркози и контрабандой кокаина). "Шутка" же гласит, что для "исламо-фашистов" из ИГИЛ, сбивших самолет, это был "единственный способ добыть 224 порции бесплатной еды".

Поначалу карикатуры не вызвал никакого ажиотажа в Сети. Однако вскоре до публикации добралась представитель МИД России Мария Захарова - и поспешила задать риторический вопрос:

Ещё кто-то Шарли?

В комментариях началось предсказуемое:

Izo Papunaishvili

Преступное СМИ, похоже не зря их стреляли!

Vaso Kapanadze

Представителей "Шарли" и их сторонников следует отправить в Сибирские леса на работу на несколько лет, чтоб образумились и научились различать сатиру от бредовых идей и поступков.

Захарова уточнила свою позицию:

Меня просят прокомментировать опубликованные в Шарли карикатуры на авиакатастрофу российского самолета в Египте.
Никто и ничто не сможет повлиять на наше отношение к этой трагедии: мы были и остаемся едины в нашей скорби по жертвам и в сопереживании их родным и близким, в наших усилиях выяснить причины случившегося. Серьёзно обсуждать низкопробную провокацию, целью которой, скорее всего, является повышение собственных рейтингов, - много чести для этого мракобесия.

К моменту появления заявления МИД Сеть уже кипела от негодования - эпитеты и метафоры похлеще искали не только "простые" блогеры, но и единороссы, прокремлевские журналисты, активисты и прочие, включая пресс-секретаря президента:

О карикатурах высказался даже "МИД ДНР":

Мы призываем французские власти дать адекватную оценку подобным фактам, которые, по сути своей, могут быть приравнены к самым пещерным проявлениям ксенофобии и человеконенавистничества.

Ругали загнивший Запад:

Ivan Rahmetov

Запад скорбит над расстрелянной редакцией Шарли Эбдо...

А над погибшими в авиакатастрофе русскими можно просто поржать.

И не надо здесь возмущаться - ничего нового для России в таких двойных стандартах нет. Мы для них дикари и туземцы, и даже Навальный у власти это отношение не изменит - скорее, даже наоборот.

Но такое отношение к себе надо всегда учитывать. Друзей там нет.

Кирилл Фролов

Что можно ответить на очередную мерзость "Евросодома" ? Словами св. Феофана Затворника:Западом наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется… Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. ... (Святитель Феофан 1815-1894), затворник Вышенский.

Задним числом оправдывались и террористы, убившие в январе журналистов "Шарли":

Eduard Bagirov

Когда в январе этих подонков из "Шарли" расстреляли всей редакцией, я, увидев ту карикатуру на пророка Мухаммеда, едва сдержался, чтобы не написать, что так им и надо. Потому что это был не рисунок, а мразная гадость, имевшая прямую цель оскорбить существенную часть населения всей планеты, и оскорбить очень сильно. Но сейчас я уже готов заявить это прямо: так им и надо.

Кстати, о нападениях на журналистов: сегодня ровно 5 лет со дня нападения на Олега Кашина. По этому поводу его поздравляют со "вторым днем рождения":

Catherine Smirnova

5 лет назад, кажется впервые вышла с плакатом на улицу. Вообще, в тот день на Петровке побывало много людей с одиночными пикетами. Помню, что когда узнала про то, что случилось с Oleg Kashin чуть не расплакалась. Олег, дорогой, с днем рождения! Пусть с тобой всегда будут силы, правда и так на твоей стороне!

Избранные пожелания Кашину - на сайте Rus2Web. Главное из них, помимо здоровья - это, конечно, привлечение к ответственности нападавших, включая и организаторов и заказчиков. Сам Кашин называет заказчиком псковского губернатора Турчака.

Vladimir Garnachuk

4 года назад губернатор Псковской области Турчак заказал жестокое избиение арматурой журналиста Олега Кашина.
Преступление раскрыто, даны показания о заказчике преступления, задержаны исполнители.
Но почему-то губернатор Турчак вместо того чтобы давать показания в СИЗО самодовольно хрюкая зовет попить чаю Кашина.
Вся система власти пропитана этим. Своим друзьям всё, врагам закон.

На "Открытой России" - спецпроект о том, что произошло в России (и с Россией) за последние 5 лет, на сайте "Кашин" - рассказ бывшего топ-менеджера холдинга "Ленинец" Александра Мешкова о предполагаемом организаторе нападения - Александре Горбунове, а на сайте "Большого города" - интервью с самим Кашиным.

Здесь нет никакого конфликта Кашина с Турчаком или Кашина с Горбуновым. Есть конфликт с Российским государством, которое в одном конкретном уголовном деле демонстративно приняло сторону людей, которым по закону нужно предъявлять обвинение. Вот это мне интересно и кажется важным. У государства формальная обязанность — защищать граждан от преступлений. В моем случае государство открыто сняло с себя эту обязанность. На конкретных бандитов мне плевать, а поведение государства представляется мне заслуживающим самого пристального внимания.

Неудивительно, что сам Кашин проявил "пристальное внимание" к опубликованному в МК интервью с Валентиной Матвиенко, в частности, к фрагменту об Андрее Макаревиче.

Oleg Kashin

Каддафи сам призвал на свою голову народных мстителей, - отметила Валентина Ивановна.

Речь идет об этих словах Матвиенко:

Это же не власть придумала наклеить ярлык «национал-предателя» на Макаревича. Он — легендарный музыкант, национальное достояние, и власть никогда не инициировала никаких действий против него. Но своими словами, действиями он сам призвал на свою голову «народных мстителей», которые стали нелицеприятно высказываться в его адрес. Поэтому меньшинство, обосновывая свою точку зрения, должно делать это корректно, не задевая чувства собственного достоинства большинства. В противном случае жесткий отпор неизбежен.

"Народными мстителями" Матвиенко называет пока что только авторов "нелицеприятных высказываний", но, как говорится, лиха беда начало.

Как же российские власти - кроме проклятий - отреагируют на карикатуры "Шарли"?​ Оригинальное предложение внес Жириновский:

Есть и другие идеи:

Yakov N. Okhonko

Думаю, на оскорбление французами чувств верующих в Русь нужно реагировать взвешенно и адекватно: запретить автомобили Mercedes

В реальности же карикатуры предложили внести в федеральный список экстремистских материалов.

Иван Давыдов

Как скоро ВКС РФ нанесут точечные удары по штабам, складам карандашей и базам подготовки карикатуристов Charlie Hebdo?

Возник очередной виток спора о слогане Je suis Charlie. Вопросы "Шарли ли вы" адресовывались "либералам" и лично Алексею Венедиктову:

Vladimir Legoyda

И кто теперь Шарли?

Либералы (и вообще сторонники свободы слова) традиционно отвечают, что лозунг Je suis Charlie совсем не означает поддержки того, что делает этот журнал - а только защиту права это делать:

Борис Вишневский

То, что сейчас сделали карикатуристы из «Шарли» - мерзко и отвратительно. Если кто-то считает это шуткой юмора – мне его жаль. Это столь же мерзко, как и карикатура с утонувшим мальчиком. Поэтому я не читатель этого журнала, никогда его не куплю и другим не посоветую. Потому что противно. Это во-первых.
Нельзя убивать даже за самые мерзкие карикатуры. Никого. Это во-вторых.
А в-третьих, не менее, а то и более мерзко очень многое из того, что говорится и показывается в России
.

Кирилл Мартынов

Если есть люди, которые рисуют плохие картинки, это не повод их убивать, и поэтому я все еще «Шарли». В этом смысле после последних публикаций ровным счетом ничего не изменилось. Мы можем говорить, что «Шарли» – отвратительный журнал, можем взывать к совести журналистов, бойкотировать его продажи. Но если мы сами хотим быть свободными, мы должны сохранять неприятную для нас свободу других. Плохой сатирический журнал не должен быть ни уничтожен, ни закрыт, – и поэтому я снова «Шарли».

Дмитрий Ольшанский

Насчет Шарли, глумящегося над нашими погибшими, могу сказать вот что.
Каждый человек, если он не убивает, не грабит, не насилует, не кусается, не портит чужое имущество и вообще не причиняет реальности вред, который можно материально доказать, - имеет полное право быть идиотом и сволочью.
А ваше право - закрыть перед ним свою дверь, не читать его, не покупать его товары и не поддерживать его никаким образом.

​Vorobieva Irina

Довольно странно себя чувствую, объясняя в сотый раз, почему все вообще были Шарли. Не потому что кому то из нас нравились карикатуры или кому то было весело. А потому что за рисунки убивать нельзя. Нельзя убивать за мнение. Все просто.

А вот Алексей Венедиктов - "Шарли" ситуативный:

Иные комментаторы считают нападки на "Шарли" лицемерными:

Sergey Egiev

Не знаю, что там сделало Шарли Эбдо, но вижу много обсуждений-осуждений. Это, конечно, прекрасно: в стране, где дикое количество людей болеет СПИДом, наблюдается африканское количество абортов, огромное количество тяжких преступлений, вроде разбоев и изнасилований, а также абсолютно принято двоемыслие (то есть жизнь во лжи), все постоянно оскорбляются нарушением общественной морали. Карикатурами там. Во Франции.

Главный редактор Charlie Hebdo Жерар Биар прокомментировал обвинения так:

Я этого просто не понимаю. Мы — светская, демократическая и атеистическая газета. Понятие кощунства не имеет для нас никакого значения. Мы комментируем новости, как и все другие издания

Есть и такое соображение:

Дмитрий Бавырин

Я только одного не понимаю. Почему в контексте оскорбленных чувств все хотят запретить "Шарли", а не "Рашу Тудей"? Чувства тех, кто оскорблен, оскорбила именно "Раша Тудей", так как донесла до них оскорбление, про которое иначе никто бы не узнал.

И, в целом, механика распространения карикатур (а равно и истерики в связи с ними) по Рунету тут описана верно.

Иван Давыдов

Интересно жить в удивительной стране.

Вот, допустим, происходит катастрофа с самолетом нашим. Больше двухсот погибших. Ни в чем не повинных и мирных людей. Дети. Чудовищно.

Через некоторое время становится очень похоже (скажу аккуратно, - с вероятностью процентов этак в 80 на текущий момент), что это теракт.
Что тут следовало бы обсудить?

Вернуться к разговору о причинах военной операции в Сирии. Официальное, не раз озвученное объяснение, - «мы остановим террористов на дальних подступах, чтобы они не пришли к нам», - немного перестает работать, если допустить, что когда-то работало, не так ли?

Подумать, почему версия теракта так настойчиво отвергается властями (смотри, впрочем, пункт предыдущий).

Прикинуть, как действовать в новых условиях, как быть с новыми угрозами, откуда ждать ударов, и есть ли способы их как-то избежать.

Что обсуждается?

Маленькая карикатура в довольно глупом журнале (на полосе «Отвергнутые варианты обложек»), у которого в читателях – тысяч, я так понимаю, двадцать или тридцать человек во Франции, наиболее дикая часть мусульманского мира, и весь, извините за выражение, политический истеблишмент РФ плюс все наши федеральные СМИ.

Сенаторы требуют от министерства культуры Франции объяснений, даже, похоже, не понимая, как сильно родину позорят самой постановкой вопроса. Детский омбудсмен впадает в неистовство. Депутаты от «ЕР» выстраиваются в очередь, чтобы выразить гнев. Пресс-секретарь президента терзает словари в поисках нужного слова. Общественность бушует.

Надеюсь, хотя бы войны с наследниками негодяя Наполеона не случится. А то морозы русские не те уже нынеча, что давеча.