Между властью и семьей

Владимир Путин с дочерьми на морской прогулке. 2002 год

Психолог Ольга Маховская – об ограничениях семейной жизни и личном пространстве Владимира Путина

Расследование агентства Reuters о тайнах, которыми покрыта жизнь дочерей президента России Владимира Путина, вызвало довольно неуклюжую реакцию Кремля. Пресс-служба президента отказалась от любых комментариев. Близкий к Кремлю Газпромбанк обвинил британских журналистов в недобросовестности – якобы один из главных источников расследования, банкир Андрей Акимов, не давал интервью Reuters. Агентство тут же выразило готовность предоставить соответствующие аудиозаписи. Чем вызвана такая обостренная реакция окружения президента? Почему жизнь членов семьи Путина, скрывающих свои имена, остается совершенной тайной для общества?

На вопросы Радио Свобода отвечает московский психолог Ольга Маховская:

– Путин давно скрывает информацию о членах своей семьи, и, думаю, это входит в "код поведения" человека, который много лет был связан со спецслужбами. Так обычно ведут себя люди, которые играют "вдолгую", понимая, что опасности для них и членов их семьи, может быть, сегодня и нет, но завтра такая опасность может возникнуть. Это характерно для разведчиков, как и для людей, которые заняты, скажем, криминальной активностью: семья – уязвимое место для тех, кто играет в рисковые игры, в которых на кон ставятся интересы многих людей. Давняя привычка жить двойной жизнью психологически гарантирует некоторую безопасность. Если второй план скрыт, то можно сделать маневр, обмануть, обозначить одни намерения, а про запас держать другие, вести себя неожиданно. Путин и в последнее время демонстрировал так называемую решимость – это ярко проявилось и в отношении Украины, и в отношении Сирии. Он ведет себя как рисковый игрок, который с каждым разом повышает ставки.

– ​Главное в возникновении такой привычки – опыт двойной жизни разведчика?

Ольга Маховская

– Ну, все они учатся такому поведению: как сделать свою жизнь более безопасной, это привычка прикрывать тылы. Повторяю: люди, играющие в рискованные игры, уязвимы. Когда человек ведет двойную жизнь, у него происходит психологическая адаптация к этому способу существования. Некоторые люди такого склада неуверенно себя чувствуют в публичном пространстве. Путин, который не был с детства приучен к публичности, очевидно, вот таким образом адаптировался к новой ситуации, решив, что восхождение к власти делает еще более уязвимым его семью и его дочерей.

Путин – человек, не склонный по своему психотипу к глубоким привязанностям

Другая причина может быть связана еще с ощущением своего рода неполноценности, потому что у Путина нет сына, а родились две девочки. Психологически отказ от ребенка в том случае, когда рождаются девчонки, мужчинам легче дается. Просто наступило время, когда дочери повзрослели, у каждой своя жизнь, скрывать которую очень трудно: они очень активны, к ним "привязаны" большие проекты. Путину и так очень долго удавалось скрывать своих детей. Если бы они уехали за границу, наверное, скрываться было бы легче, но Катерина оказалась в самом центре московской жизни. МГУ – это много социальных связей и много публичности.

– ​Я не думаю, что дочери российского президента нуждаются в особом сочувствии, поскольку уверен, что у них в жизни все складывается хорошо. Тем не менее, это отчасти довольно незавидная судьба с психологической точки зрения: фигура отца лишает их части идентичности, лишает фамилии. Катерина вынуждена жить под чужим именем, никому не может рассказать о том, из какой славной семьи она происходит, не может открыто гордиться отцом. Почему она вынуждена была согласиться на такую жертву? И, главное, почему Путин уготовил собственной дочери такую судьбу?

От публики скрывают пустоту: у Путина нет или почти нет личной жизни

– Когда принималось решение скрывать дочерей, думаю, девочки не были активными участниками обсуждения ситуации. Они привыкли к двойной жизни, знали о том, кто их отец. В доме, как легко предположить, было много тайн, и это – одна из таких тайн, которую можно рассматривать и как привилегию. Ведь достаточно позвонить отцу – и твои проблемы решаются магическим образом. Я думаю, что это отчасти волшебное существование почти каждого устроит, оно щедро вознаграждается. Дети политической и финансовой элиты часто живут в условиях денежной компенсации, которая заменяет тепло. Путин – человек, не склонный по своему психотипу к глубоким привязанностям. Однажды он на публике признался, что у него в жизни есть любовь. Но то, как грустно это он сказал, на понижающейся интонации, определенно дало понять: Путин на эту поляну даже не заходил. Любовь система сложных привязанностей, она требуют ежедневной взаимной заботы, внимания и так далее, это слишком отягощает роль центральной государственной фигуры.

Путин, скорее, сентиментален. Сентиментальность это простое эмоциональное отношение с миром, которое проявляется по отношению к людям и существам, которые преданы тебе. Мы помним, как нежно Путин обнимал своего пса, как он трепетно целовал мальчика в живот. Такие проявления эпизодической нежности для него характерны. Но за этим стоит потребность скорее в преданности, чем в любви. И если выбирать между любовью и преданностью, то я уверена, что Путин выбрал бы преданность. Его окружение построено именно по этому принципу, к любви в этой среде отношение скептическое, как к чувству женскому, опасному, ненадежному. Путин потому и не хочет выводить на круг свою избранницу (если она есть), чтобы не оказаться в неловком, нелепом положении в глазах своего окружения.

Семья разведчика

Путин – ​национальный лидер, президент великой державы, которая встает с колен, человек, не имеющий по самому своему статусу права проигрывать. И вот обнаруживается, что этот человек, рискну предположить, довольно неудачлив в личной жизни. Семья разрушена, причем слухи о затворничестве Людмилы Путиной придают дополнительный оттенок горечи истории расставания президентской четы. Отношения с дочерьми – ​учитывая все, что происходит, и все, что известно, – ​могут быть хорошими, но вряд ли близкими и, конечно, не беспроблемными. Как сочетается образ Путина-победителя с этой тайной, вероятно, не вполне удачной стороной его жизни? Эту жизнь поэтому и скрывают от общественности, что там все так плохо? Потому и рисуют образ Путина – ​одинокого свободного мачо, по которому сохнут и девушки, и зрелые женщины?

– Возможно, такая стратегия существует, но я скорее предположу, что от публики скрывают пустоту: у Путина нет или почти нет личной жизни. Во всяком случае, ее пропорциональный процент настолько мал, что даже если формально и можно сказать "да, у него все в порядке", то на деле ничего нельзя изменить. Личную жизнь не купишь в магазине, это не та история, которую человек может развивать только по своей собственной воле. И если личная жизнь мешает, не вписывается в избранный образ жизни, то это большая проблема – поменять образ жизни. Что, Путину теперь отказываться от президентства в пользу личной привязанности? На это в истории были способны немногие. Учитывая еще и возраст президента, я не думаю, что у Путина интенсивная личная жизнь. Но за долгие годы формального семейного существования, я думаю, Путин к нему уже адаптировался.

Страна колоссального женского одиночества

А что касается того, как в глазах граждан это выглядит... Ну, да, для кого-то Путин – заветный, но недосягаемый кандидат в спутники жизни, символический партнер. Россия – страна такого колоссального женского одиночества, что женщины именно так "компенсируются" (женщины-избирательницы в том числе). Наверное, это и политтехнологи учитывают. Но время идет, Путин не молодеет, в публичном пространстве появляются новые кандидаты, потенциальные женихи. Отсюда вопрос: какую роль президент в этом смысле себе уготовит, в "семейной категории" – мудрого старца, патриарха? Я думаю, что он – сейчас, по крайней мере, – куда больше занят текущей ситуацией выживания страны, чем выстраиванием своего личного образа. Во всяком случае, недавнее появление Путина в спортзале вместе с Медведевым выглядело как довольно затертый и неудачный повтор. Не думаю, чтобы эта картинка сработала.

– В Кремле работают профессионалы, их реакция на многие возможные неприятности, связанные с Путиным, часто позволяет потенциальные проблемы ликвидировать. А вот совокупная реакция власти на расследование Reuters, прямо скажем, глупая. Reuters – высокопрофессиональная журналистская организация; выходя с такого рода расследованием, его авторы наверняка проверили все свои источники и убедились в надежности полученной информации. Попытки сделать вид, что человек не говорил того, что он говорил, выглядят довольно беспомощными. Почему именно по этой сакральной для Кремля теме у пресс-окружения президента нет какой-то внятной контригры?

Ну, во-первых, думаю, что существует очень жесткое табу на эту тему: про это вообще нельзя говорить, и с этим ничего не поделаешь. Они, конечно, боятся заходить в эту интимную зону президента, это слишком опасно для карьеры любого чиновника. Поэтому все, что всплывает на поверхность, просто отрицается. И это, кстати, работает конечно, не среди просвещенной публики или международной общественности, а в отношении большинства российских граждан, которые приучены к тому, что враг всегда действует лживо и коварно. Все списывается на происки врагов, дезинформацию, и больше никто никаких объяснений не требует.

– Российское общество традиционно патриархально. Единственная, пожалуй, попытка кремлевских вождей десакрализировать "интимную зону", о которой вы говорите – явление стране и миру Раисы Горбачевой, большинством граждан была воспринята скорее отрицательно. В конце концов общество вернулось к состоянию "семейной закрытости" своих лидеров. Робкие попытки Дмитрия Медведева легализовать свою жену Светлану тоже окончились неудачей. Что же, российское общество так и обречено ничего не знать о личной жизни своих лидеров? Это константа массовой российской психологии?

Никто из нас ведь не ждет подробностей постельной жизни президента; все хотят знать, на что настроен Путин, насколько он чувствителен к человеческим отношениям

Психология система динамичных процессов, хотя и стереотипы играют в ней важную роль. Конечно, мы – сексистское общество, готовое признавать продвижение только по мужской линии. Любая женщина, которая встает вровень с мужчиной, рассматривается как недостойная выскочка. Такое положение будет сохраняться еще долго. Но существуют и другие процессы: в личной жизни происходит инверсия ролей, женщины занимают мужские позиции, начинают доминировать, а мужчины начинают "по-женски" искать способы улучшить свое психологическое состояние, не беспокоиться, скажем, по поводу личных неудач. Настойчивое насаждение сексизма приводит к тому, что в обществе подспудно формируется очень мощный женский тренд. Он проявится на поверхности внезапно, но речь пойдет не о женщинах-женах. Жена субдоминантная позиция, она не вызывает уважения, поскольку следует за мужем, и ее роль драить кастрюли. Речь идет о женщинах-бизнесменах, женщинах-политиках, женщинах-начальниках. Я думаю, что женский реванш произойдет, но из-за того, что между мужской и женской позицией в России всегда существует конфронтация, психологическое и социальное противоборство, мы увидим и мощный побочный эффект. Эти девочки, которые окажутся при власти, будут точно так же несчастны в личной жизни, как сегодняшний президент.

– Этим объясняется то обстоятельство, что любая попытка придания публичности "семейным" темам (а к таковым, между прочим, относится и наш с вами разговор) вызывает поток обвинений со стороны консерваторов: вы покушаетесь на святое, не нужно лезть в эту личную жизнь?

Это все-таки больше из разряда демагогии, которая в таких случаях используется неизменно. Но никто из нас ведь не ждет подробностей постельной жизни президента; все хотят знать, на что настроен Путин, насколько он чувствителен к человеческим отношениям. Сегодня это особенно важно когда у нас такие жертвы в связи с войной и с крушением самолета. Насколько президент способен к сочувствию, к защите хотя бы одного, близкого, человека, не говоря уже о народе в целом?

– Вспомню слова ученого Сарториуса из "Соляриса": "Человеку важен – человек!". Путину не важен человек, выходит?

Для Путина важна его лидирующая позиция. Он уверен, что это и гарантия, и первопричина, и первооснова всех позитивных возможностей развития страны. В этом его проблема, считает московский психолог Ольга Маховская.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"