Найденыши

Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.

Александр Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке

Выловили интернетовские сети очередную золотую рыбку, и сердитые волны правды и сплетен вздуваются разноголосым воем – про несчастную судьбу семьи президента. А вот и не так свершаются были и небыли в глубинах социального моря. Послушайте мою сказку.

С большим интересом я прочитал интервью с психологом Ольгой Маховской о сложной судьбе дочерей Путина, найденных корреспондентом агентства Reuters в общественном пространстве Москвы. В чем-то я с Ольгой согласен, однако хочу изложить ее аргументы в ином гуманитарном измерении – правда, с использованием самоцитирования. На сайте "Свободы" я писал о том, что в обозримом будущем Владимира Путина – "скромная современная келья в Херсонесе, идеальное место для правителя, самостоятельно отошедшего от мирских дел для духовных изысканий. Верные соратники продолжат начатое дело, а их Учитель будет молиться за Россию, наставлять и благословлять неразумную паству". Дальше эту свою идею я развивать не стал, решил повременить, а теперь можно продолжить.

Ольга Маховская говорит примерно об этом же: "Наверное, это и политтехнологи учитывают. Но время идет, Путин не молодеет, в публичном пространстве появляются новые кандидаты, потенциальные женихи. Отсюда вопрос: какую роль президент в этом смысле себе уготовит, в "семейной категории" – мудрого старца, патриарха?" Дальше она выдвигает интересную идею, с которой можно согласиться: "Настойчивое насаждение сексизма приводит к тому, что в обществе подспудно формируется очень мощный женский тренд. Он проявится на поверхности внезапно, но речь пойдет не о женщинах-женах. <...> Речь идет о женщинах-бизнесменах, женщинах-политиках, женщинах-начальниках. Я думаю, что женский реванш произойдет <...>. Эти девочки, которые окажутся при власти, будут точно так же несчастны в личной жизни, как сегодняшний президент".

Предварительно выскажу оппортунистическую правду, разрушающую один из психологических мифов, внедренных в коллективное общественное сознание, – про психологические травмы, полученные в детстве и оказывающие негативное влияние на всю последующую жизнь человека.

У людей путинского круга нет невротических комплексов, есть жажда денег, славы и ненаказуемой власти

...Давно это было, на консультацию пришел Павел, 52 года, внешне крепкий и здоровый мужчина, с твердой походкой бывшего военного. Печально стал жаловаться на свои несчастное детство и отравленную жизнь. Действительно, началу такой жизни не позавидуешь: зачатие произошло при изнасиловании его матери деревенским парнем. Однако того заставили жениться, вскоре началась война, отец ушел на фронт и погиб. Павел родился, когда в деревне уже хозяйничали фашисты, а через 3 месяца он остался без матери, попавшей под расстрел. Дальше жил то у одних, то у других родственников, рос в детском доме, учился в Суворовском училище, затем в военном училище, служил в горячих точках, закончил военную академию. Службу Павел закончил полковником Генштаба в одном из кадровых управлений – точнее, его переманила к себе крупная международная фирма, в которой он стал начальником отдела кадров. У него есть все, как положено: семья, дети, квартира, дача, деньги, друзья. Только счастья нет.

Он так безысходно излагал перипетии своей биографии, что внутри меня зрел неосознаваемый протест, перешедший в явный когнитивный диссонанс, когда пациент спросил, чем я, психотерапевт, могу ему помочь, чтобы избавиться от мыслей о несчастном детстве и своей разбитой судьбе? Тут меня "прорвало":

– Вам не стыдно стонать об этом? Вы только задумайтесь о правде – вопреки жестоким ударам судьбы вы добились того, чего другие в самых лучших условиях не могут сделать. Вы победили, вы сами себя сделали, и этим гордиться надо, а не жаловаться!

Он оторопел, вдруг "просветлел" и заулыбался. Павел покинул мой кабинет очень довольный собой, а я осознал, что психологический миф про детские слезы (помните Достоевского?) вреден всем, кроме тех специалистов, кто зарабатывает на этом мифе деньги.

Именно это и происходит с историей вокруг членов семьи Владимира Путина – каких только комплексов им не навесили! На самом деле, вначале президент сделал себя сам, потом друзья помогли, а теперь он себе и своим друзьям помогает. У людей путинского круга нет невротических комплексов, есть жажда денег, славы и ненаказуемой власти. Сейчас мы стали свидетелями очередного этапа этой неуемной гонки. Готовится постепенная передача власти дочери Путина, Катерине. Верно говорит Маховская: самое главное в сложившейся системе властно-семейных отношений в Кремле и вокруг него – это преданность. Никаких проблем общечеловеческого уровня морали, этики и коммуникаций в этой системе нет, кроме ничем незапятнанной преданности и уважения. Лучше дочери, согласно этим критериям, никого для замены отца не найти. Поэтому очередной вброс в общественное пространство информации о детях Путина – не случайность, а хорошо продуманное политтехнологическое действие.

Постепенно, как бы вынужденно и как бы в ответ на запросы общественности, будет производиться инсталляция новых мнений о том, что какие прекрасные дочери растут у такого прекрасного человека. Постепенно будет активизироваться и общественная деятельность ни в чем плохом не замаранной Катерины. Ограничения для должности президента по минимальному возрасту зафиксированы в Конституции РФ – 35 лет, следовательно, в 2018 году Путин вновь будет избран главой страны, а в 2024 году произойдут последние для России выборы президента, и новым главой государства будет женщина. Избирательные механизмы давно отработаны, а избиратели (особенно женщины) будут рады, что святое дело Путина-отца продолжит достойная во всех отношениях женщина со знаковым для России именем. Народ российский ко всему готов, он выживает и делает себя сам вопреки всем напастям; это проверено и доказано многократно. Так что ничего личного, только бизнес, огромный государственный бизнес.

Георгий Юрьев – эксперт по биосоциальным проблемам личности, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук