На Украине “Правый сектор” остался без лидера. Возглавлявший эту партию депутат Верховной Рады Дмитрий Ярош 11 ноября неожиданно написал заявление о своем угоде с поста руководителя "ПС". Что теперь ждет радикальное националистическое объединение, сформировавшееся в период выступлений на Майдане, и каковы политические перспективы самого Яроша?
Дмитрий Ярош написал на своей странице в Facebook о сложении полномочий руководителя ("проводника") “Правого сектора” (в России эта организация запрещена как экстремистская. – РС), отметив при этом, что он остается “националистом, государственником и революционером”. Украинская пресса пишет, что этот шаг Яроша стал результатом раскола внутри организации. Сам он объяснил свое решение тем, что позиция представителей руководящего состава “Правого сектора” относительно развития националистического движения не совпадает с его убеждениями.
8 ноября в Киеве без участия находящегося на лечении Яроша состоялось собрание этой праворадикальной организации. На нем было избрано руководство движения (до этого было лишь руководство партией), а также определено стратегическое направление – “непризнание бандитского режима президента Украины Петра Порошенко легитимным и безальтернативность революционного пути борьбы”. На собрании Ярошу выделили должность проводника “Правого сектора”, однако он назвал такие действия нелегитимными и заявил, что отказывается быть "свадебным генералом".
“Правый сектор” с самого начала был неоднородной организацией. После революционных событий на Майдане он объединил под одним брендом несколько националистических движений и групп. “ПС” потерпел сокрушительное поражение на последних парламентских выборах, а Дмитрий Ярош получил один из худших результатов на последних президентских выборах, набрав менее одного процента голосов. В этом году представители “Правого сектора” часто фигурировали в криминальных сводках правоохранительных органов. В июле в Мукачево Закарпатской области в результате вооруженного конфликта между членами “Правого сектора" и местными бизнес-структурами погибли четыре человека. Конфликт был связан с переделом рынка контрабанды. Некоторые бойцы “ПС” были задержаны, девятерым удалось скрыться в лесу. Именно из-за усилий Яроша это дело было спущено на тормозах.
У “Правого сектора” нет серьезных политических перспектив
Что означает уход Дмитрия Яроша из “Правого сектора” и каковы перспективы этого националистического объединения? На этот вопрос отвечает директор Института глобальных стратегий (Киев) Вадим Карасев:
– Уход из “Правого сектора” Дмитрия Яроша свидетельствует, по крайней мере, с его точки зрения, о том, что у “Правого сектора” нет серьезных политических перспектив. Эта политическая сила была актуальной в период героического, военно-революционного этапа развития Украины. Сейчас, очевидно, она не в состоянии работать как организованная сила в легальном политическом поле. Не случайно “ПС” отказался от участия в местных выборах и не случайно то, что, не будучи централизованной, организованной политсилой, “ПС” постепенно превратился в франшизу, группы вооруженных активистов, рассеянные по разным регионам Украины. Эти группы давно занимаются не политикой, а непонятно чем, начиная от банального протеста до "отжима" бизнеса и нападений на предпринимателей. Очевидно, что пришло время сдавать “Правый сектор” в музей революции. И именно об этом подумал господин Ярош, будучи человеком образованным и не таким уж экстремистом-радикалом и “фашистом”, как его рисовала российская пропаганда. Человек он вполне вменяемый и рациональный, думающий о своем политическом будущем.
Вот почему Ярош принял решение о расставании и, очевидно, будет дрейфовать в сторону “УКРОПа” (“УКРОП” – партия “Украинское объединение патриотов”. Ее возглавляет соратник опального украинского олигарха Игоря Коломойского Геннадий Корбан. Сейчас Генеральная прокуратура Украины расследует в отношении Корбана, который находится под домашним арестом в Днепропетровске, несколько уголовных дел. Лидеру “УКРОПа” инкриминируют, в частности, создание организованной преступной группировки, присвоение и растрату госимущества. – РС). На фоне домашнего ареста Корбана и расследуемых в отношении него разного рода уголовных дел, которые, очевидно, будут умножаться, “УКРОПу” нужен авторитетный, с революционной биографией, расчетливый, без шлейфа рейдерских захватов политик. Так что Ярош, скорее всего, вольется в “УКРОП”, причем на первой позиции. Он понимает завершение вот этого героического, военно-революционного этапа политики в стране и собственной политической биографии и наступление более постепенных, более эволюционных времен и реформ, – полагает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
По мнению политолога Александра Палия, Дмитрию Ярошу удалось создать видимость монолитной и сильной националистической организации, что позволило ему, в частности, стать депутатом Верховной Рады, однако эффективно управлять “Правым сектором” он так и не смог:
– Ему не удалось построить систему единоначалия в организации, не было некоего фильтра при приеме в “ПС”. Там оказались очень разные люди. С одной стороны, идейные, а с другой – те, кто работал только на себя. Поэтому пестрость этой компании привела к тому, что Ярош утратил возможность быть эффективным лидером. И, кроме того, он понял, что от этой публики, требующей еще большего радикализма, он не получит поддержки.
– Сможет ли “Правый сектор” найти в своих рядах такого же, как Дмитрий Ярош, нового яркого лидера?
– Думаю, что им будет очень сложно найти яркого, публичного лидера. Там есть достойные люди, которые воевали в Донбассе. И, наверное, из их числа должно формироваться новое руководство, но, скорее всего, произойдет так, как у нас часто происходит с разными партиями.
Александр Палий прогнозирует, что “Правый сектор” вскоре прекратит существование как политическая сила. А вот что думает о перспективах “ПС” без Дмитрия Яроша политтехнолог Тарас Березовец:
Вряд ли в “Правом секторе” смогут найти Ярошу равноценную замену
– Конфликты бушевали внутри “ПС” уже в течение нескольких месяцев. В этих условиях Ярош отказался от участия своей партии на выборах в местные советы и как логичное завершение – им принято решение о взаимном разводе. При этом в его адрес прозвучали обвинения со стороны теперь уже бывших однопартийцев в том, что он якобы прислушался к неким неназванным советчикам, которые способствовали развалу партии. В итоговом документе собрания “ПС” подчеркивается, что они не признают режим Петра Порошенко, считают его незаконным, неконституционным президентом и объявляют следующую волну украинской революции. Но такие требования в условиях незавершенной войны с Россией никем не будут поддержаны, и партию ждет дальнейшее забвение. Из-за отсутствия яркого лидера, а Дмитрий Ярош был все-таки яркой звездой, для популярности которого немало сделали российские СМИ, вряд ли в “ПС” смогут найти равноценную замену. Поэтому, скорее всего, постепенно партия будет превращаться в подобие УНА-УНСО. Эта националистическая организация была на пике популярности в начале 90-х годов и в период Майдана стала одной из основательниц "Правого сектора".