Министр юстиции Польши отказал в экстрадиции в Россию "янтарного барона" Виктора Богдана. Об этом корреспонденту Радио Свобода сообщил глава Польского культурного центра в Калининграде Томаш Оманьский, ссылаясь на документ от польского министерства, оказавшийся в его распоряжении. Там сообщается, что "постановлением от 13 ноября 2015 года министр юстиции принял решение об отказе в передаче вышеупомянутого гражданина российским органам юстиции".
По словам Оманьского, решение официально подтвердил и адвокат Богдана, Яцек Потульский, отметивший, что это дело "шито белыми нитками". Поэтому решение об отказе в экстрадиции для него было ожидаемым, сообщает корреспондент Радио Свобода Юлия Парамонова.
Как отметила глава пресс-службы калининградского УМВД Светлана Поставничая, пока официального подтверждения об отказе в экстрадиции от польских властей не поступало.
Виктор Богдан по кличке "Балет" негласно контролировал янтарный рынок в Калининградской области. Губернатор Николай Цуканов не раз заявлял, что ведет с ним борьбу. В регионе Богдан руководил компанией "Амбер-плюс", которая, по данным полиции, незаконно продавала необработанный янтарь, закупленный на Янтарном комбинате, в страны Европы и Азии. В России в 2012 году бизнесмен был обвинен в том, что в 2006-2012 годах в составе организованной преступной группы покушался на хищение 350 миллионов рублей при возмещении налога на добавленную стоимость за продажу янтаря за рубеж. В 2013 году бизнесмен был объявлен в международный розыск. А год назад его задержали в Гданьске. Позже он был отпущен под залог.
Сам Богдан ранее заявлял в СМИ, что его преследование связано с тем, что он отказался платить российской полиции "откат" в пятьдесят процентов от прибыли, а также поддерживал оппозицию на выборах.
"Решение было принято 13 ноября, это был последний день работы предыдущего министра юстиции, а с понедельника заступил новый министр. Я думаю, что решение на самом деле принял новый, который очень известен своей антироссийской позицией. Тем более механизм экстрадиции в Польше устроен так, что решение принимает суд, но последнее слово – за министром юстиции. Чтобы, даже если решение суда против, как в случае с Богданом, но политическая конъюнктура в его пользу, правительство могло поверх судебного решения принять политическое решение", – отметил Томаш Оманьский.
По его словам, свою роль могли сыграть и польские корни Богдана: его отец поляк.
Почему Польша отказала в экстрадиции бизнесмена, можно только догадываться – со стороны поляков пока не было представлено никаких "действенных документов", отмечает депутат Калининградской областной думы Соломон Гинзбург. "Сейчас не лучшие отношения между Россией и Польшей. Может быть, местные политические ангажированные правоохранители и судебные инстанции увидели в нем некоего диссидента и посчитали необходимым не выдавать его России, – говорит депутат. – Во всяком случае, система непрозрачна как с той, так и с другой стороны".
По его словам, калининградские власти придают фигуре Богдана слишком большое значение, "чтобы оправдывать тот бардак, который творится в городах и весях".
"Богдан как раз удобное прикрытие, он "демонизирован" и является "отмазкой", чтобы обелить и реабилитировать ту околесину, которую производит местное самоуправление", – уверен депутат. По его словам, янтарная отрасль в регионе так и не стала прозрачной после исчезновения Богдана из региона.