Террористические атаки в Париже подогрели давние споры о том, оправданно ли увязывать вместе опасность международного терроризма и исламскую религию, является ли радикальный исламизм истинным отображением последних тенденций и изменений в странах с мусульманским населением, а также – где проходит граница, отличающая террористов от борцов за независимость и права угнетенных. Масла в огонь подлило последнее интервью министра иностранных дел Швеции Маргот Валльстрём местному телевидению, в котором содержались намеки на связь между нападениями в Париже и израильско-палестинским конфликтом.
В Израиле, где за последние несколько месяцев были совершены десятки попыток терактов, многие – с человеческими жертвами среди мирного населения, в связи с заявлением главы МИДа Швеции возмущенные журналисты и комментаторы обсуждают "снисходительное", как считают в Израиле, отношение ряда европейских политиков и СМИ к экстремистским палестинским группировкам. Говоря о радикализации исламской молодежи в Европе и по всему миру, Маргот Валльстрём сказала: "У нас есть причины волноваться, и не только в Швеции, но и по всему миру. Объясняя рост радикальных настроений, можно вновь вспомнить ситуацию на Ближнем Востоке, где палестинцы не видят для себя будущего". В израильском МИДе и прессе эти слова вызвали гнев и раздражение.
Как поясняет политический комментатор и политолог Александр Коган, после террористических нападений в Париже в Израиле у многих возникла надежда на большее понимание европейцами причин нынешнего обострения отношений евреев и арабов на Ближнем Востоке. Однако, как он считает, отношение большинства политиков Евросоюза к израильско-палестинскому противостоянию даже после парижских событий изменится вряд ли: у палестинских группировок, даже идущих на акты террора, по мнению тех, кто сочувствует им в Европе, есть легитимные политические цели – борьба за ликвидацию израильской оккупации и построение собственного государства. При этом в Париже и в других столицах Европы полагают, что сами они ведут войну совсем с другой враждебной силой – радикальными исламистами, вознамерившимися разрушить европейскую цивилизацию, говорит Александр Коган:
– В словах министра иностранных дел Швеции не особенно заметна критика в адрес Израиля. Скорее, констатация проблемы. Чем вызвана столь обостренная реакция израильского общества на эти заявления? Или просто, что называется, "накипело"?
– Заявление главы шведского МИДа для нас, израильтян, звучит дико. Потому что Валльстрём сказала, что палестинцы "не видят будущего", и из-за этого якобы склоняются к экстремизму и осуществляют теракты. 609 терактов только в октябре этого года в Израиле были совершены не потому, что палестинцы "не видели будущего". Будущее свое они видят очень хорошо, для этого достаточно зайти в любую палестинскую школу и увидеть карту, на которой нет государства Израиль, и услышать, что "скоро все "дети свиней и тараканов" будут уничтожены". Поэтому, видимо, 13-летние арабские дети набрасываются в автобусах и в трамваях в Иерусалиме и других городах страны на этих вот "детей свиней и тараканов" и пытаются их уничтожить.
Увязывание нынешней волны насилия со стороны палестинцев и волны насилия в Европе с какими-то нерешенными социальными, экономическими и другими проблемами – это опасная глупость. Последняя "интифада ножей" началась не потому, что у палестинцев нет своего государства. У палестинцев уже есть кусок своего государства в секторе Газа, которым руководит ХАМАС. И из-за этого ситуация не изменилась. А нападения и теракты в Израиле начались из-за того, что в очередной раз был раздут безумный миф о том, что евреи опять – в десятый, сотый, тысячный раз – якобы собираются разрушить мечеть Аль-Акса, которую они контролируют уже свыше 60 лет, построить под ней подземный город и хранить там органы убитых ими палестинцев, которые собираются продавать, и так далее. То есть базовая тема этой интифады – религиозная война, война за религиозные святыни. Никакой связи с будущим палестинского государства у этой проблемы нет. То же самое происходит в Европе. Убийства, которые произошли в Париже, никоим образом не связаны с какими-то социальными проблемами, наплывом беженцев или экономическими проблемами. Боевики группировки "Исламское государство" убивают тех, кто, с их точки зрения, является врагами, кто является "не мусульманами" в их понимании. Все, точка! Это ключевая причина, почему в Израиле ополчились на шведского министра Маргот Валльстрём, которая, как мы считаем, не имеет ни малейшего представления о том, что происходит на Ближнем Востоке и в Европе.
– А как вы думаете, действительно ли в Европе многие искренне считают, что палестинцы в борьбе с Израилем имеют легитимные цели? Или это объясняется какими-то другими вещами? Ну, может быть, проступающим неизжитым антисемитизмом? Или тем, что многие европейские политики вынуждены ориентироваться на своих избирателей, среди которых мусульман в разы больше сейчас, чем иудеев?
– Где-то лет 10 назад меня очень сильно удивил во время моей поездки в Нидерланды один профессор истории, с которым у меня была достаточно долгая и интересная беседа. Он в какой-то момент понял, что не знает, что такое Храмовая гора! Этот профессор, кстати, религиозный человек, христианин, искренне считал до беседы со мной, что Храмовая гора – это некое место, на котором стояла какая-то мусульманская мечеть, которую захватили евреи, и там хотят построить какой-то свой храм. То есть он не знал, что там, где сейчас стоят две мечети, ранее стоял еврейский храм, описанный в Ветхом Завете! Я думаю, что достаточно большое количество европейцев не имеют ни малейшего представления о том, что происходит на Ближнем Востоке, что, например, представляет собой "палестинский народ", который, между прочим, не в состоянии произносить свое собственное название, потому что буквы "П" в арабском языке нет. Мы говорим о невежестве, это лежит в основе.
Антисемитизм? Возможно, и антисемитизм. Наличие большого количества мусульман? Французам, очевидно, гораздо легче поверить этим вот сильным, мощным молодым людям, исповедующим ислам, которые ходят и рассказывают, как их убивают "жуткие, страшные израильтяне". А сами израильтяне далеко, израильтянам рассказать что-то про себя достаточно сложно. И когда невежество, незнание даже совсем первоочередных вещей, таких, например, как то, где находится Иерусалим, накладывается на дикий прессинг людей, рассказывающих о "страшных, ужасных вещах, которые совершает сионистский режим", это сказывается на ситуации.
– А как общественное мнение в Европе должно, по мнению израильтян, например, относиться к гибели мирного населения, когда Израиль наносит удары по ХАМАС в секторе Газа?
– С нашей точки зрения, они должны относиться точно так же, как они относятся к тем жертвами среди мирного населения, которые были во время, например, ударов авиации международной коалиции по Ливии, во время действий США в Ираке, во время войны в Афганистане. По количеству жертв среди мирного населения Израиль находится далеко-далеко позади всех европейских, западных государств, воевавших, кстати, на территориях, которые не находятся рядом с ними. США не граничат с Ираком и не граничат с Афганистаном! В свое время один из достаточно известных британских высокопоставленных офицеров решил устроить проверку. Он прибыл в Израиль и провел достаточно долгое время вместе с израильскими военнослужащими, бойцами спецназа, проверяя их деятельность в плане того, как израильтяне стараются (или не стараются) уменьшить число жертв среди мирного населения. Потом, выступая в ООН, в различных других международных организациях, он сообщил, что воевать подобным образом ни одна европейская армия никогда не сумела бы! Ни в одной западной армии солдаты не жертвуют собой, чтобы спасти мирное население противника! Когда израильтяне (которые вместо того, чтобы бомбить всех и все, как это делают американцы, россияне, или французы, или кто угодно, в странах, которые с ними не граничат) жертвуют своими жизнями во время подобного рода операций в Газе и в других местах, они не в состоянии потом понять такое отношение к себе.
Вы знаете, что израильские ВВС перед тем, как бомбить места, где находятся боевики (которые скрываются в мечетях, в школах, в больницах, держат под ними склады, в одной из самых крупных больниц Газы вообще находится штаб ХАМАС), оповещают о том, что этот район будут бомбить. Сбрасывают листовки, бомбы-"пустышки", которые просто издают сильный грохот, – все это делается, чтобы мирное население ушло из этого района. И только после начинаются бомбардировки. Из-за этого боевики знают, куда будет нанесен удар, выносят оружие, убегают сами. Но все равно такая практика есть. Никто, кроме израильтян, никогда и нигде в мире ничего подобного не делает. Поэтому потом израильтяне относятся к таким вещам, как заявления министра иностранных дел Швеции, скажем так, с непониманием, – рассказывает Александр Коган.