Дворянство в жизни и на театральной сцене

Речь сегодня пойдет о дворянстве. Сословия такого больше нет. Его ликвидировали, но дворяне остались.

Отрывки из передачи

Болховская Мария Евгеньевна (1907-2003):

«Отца мы потеряли в Феодосии. На рейде стоял пароход, на который можно было сесть и уехать в эмиграцию. Мы каждый день смотрели на этот пароход и думали: «Идти нам или не идти». Папа сказал: «Нет, я ничего против не сделал. Ко мне не за что придраться. Почему я должен бежать?». И остался. А пароход уплыл. В один прекрасный день вышел указ всем бывшим царским военным прийти на регистрацию. Солдаты папу обожали. Они сказали, чтоб он никуда не ходил, что они его не отдадут. Папа остался с ними и был три дня в полку. Потом папа пришёл домой. Через две недели появился новый указ, и папа вместе со своим полком пошёл на регистрацию и больше домой не пришёл. Их всех арестовали и на окраине Феодосии поместили в какое-то здание. Однажды мама пришла туда, но там никого не было. Окна и двери нараспашку и ни души. То ли папу утопили, то ли их сожгли, то ли расстреляли, то ли живьём закопали, никто ничего не знает и по сей день».

Питоева Кира Николаевна (искусствовед, музейный работник):

«Когда актёры старшего поколения играли дворян, они ничего для этого не делали специально. А когда пришли люди из другого сословия, им уже нужно было показывать, как это делается. Самый трудный вопрос—это умение есть на сцене. Сейчас всё другое, потому что это уже не театр правдоподобий. Я не могу представить себе, что в «Живом трупе» Саше, сестре Лизы, Каренин целует руку. Это было невозможно. Девушке руку не целовали. В кино Никита Михалков (Паратов) в «Бесприданнице» на пароходе представляет Ларису капитану. Не даме представить мужчину, а наоборот!».

«Мои любимые пластинки» с певицей Натальей Пшеничниковой:

Наталья Пшеничникова

«Я, как и все, кто живёт в Берлине, чувствую себя органично, потому что это открытый, динамичный, но не хаотичный город. Сюда приезжает огромное количество композиторов, музыкантов, художников, писателей, с которыми интересно общаться. Термин «экстремальный вокал» принадлежит музыканту Борису Филановскому, и я спорю с ним по этому поводу. Я бы назвала это «современный вокал». Но что это такое? В современный вокал вошли техники из рок-музыки, плюс это интерес к музыке разных народов. Я считаю, что современный певец должен владеть как можно большим спектром всевозможных голосовых техник».