Ноябрь: от Дезмонда до Халова

В конце ноября мир джаза отмечает дни рождения крупнейших музыкантов прошлого века. Пол Дезмонд, без которого трудно себе представить квартет Дейва Брубека; король свингового фортепьяно Тедди Уилсон; корнетист Нэт Эддерли и равный Маллигану баритон-саксофонист Серж Халов.

Небольшая загвоздка: конец ноября это великолепный календарь дат дней рождений. Здесь и Нэт Эддерли, Гато Барбиери, Серж Чалофф (Халофф), Дон Черри, Бак Клейтон, Эл Кон, Пол Дезмонд, Джи-Джи Грайс, Тедди Уилсон и сам Хок. И здесь же только что полученные результаты конкурсного опроса читателей «Даунбита»: альбом года, исторический альбом года и далее по всем категориям. Так что – что делать? – не обязательно русский вопрос 19 века. После двух чашек крепкого кофе и прогулки под мерзким дождем, я решил – конкурс подождет. В конце-то концов, в этой передаче действует джазовый принцип импровизации.

Всё это означает, что вы опять в клубе «Времени Джаза», который прописан на волнах «Свободы» и на нашем сайте www.svoboda.org. У микрофона в продрогшем Париже – ваш ДС.

Paul Desmond - That Old Feeling – 5:47 (Paul Desmond - That Old Feeling - RCA)

«That Old Feeling», «Это старое чувство» - то есть это почти déja-vu, но это все же о чувствах. Композиция Сэмми Фейна 1937 года. Пол Дезмонд – альт-саксофон и лидер; Джим Холл, которого почти не слышно за контрабасом – гитара; Джин Райт – этот самый контрабас и Конни Кэй – ударные. Запись сделана в городе Желтого Дьявола, 25 июня 1963 года.​

Пол Дезмонд по кличке The Stork, Журавль, родился 25 ноября 1924 года в Сан-Франциско. Его настоящее имя Пол Эмил Брайтенфелд. Мать его была ирландкой, отец – немцем. Свой псевдоним или новую фамилию Пол выбрал, открыв наугад, телефонную книгу. Как вспоминают друзья, самым странным образом Пол считал, что он еврей. И он выбрал себе новую фамилию, чтобы не было проблем с гастролями в Иране или Ираке. Перед самой смертью он признался, что он не верит в еврейскую линию отца. Он знал, что его отец коренной немец. Но это был один из многих заскоков Дезмонда.

Paul Desmond - Poor Butterfly – 7:17 (Paul Desmond - Glad To Be Unhappy – RCA)

«Poor Butterfly», «Бедная бабочка» - бабочка, скорее всего из личной коллекции. Когда пианистка Мэриан МакПартлэнд спросила Пола почему он выбирает себе подружек лишь из манекенщиц, он ответил: - Они обожают котов из бедной богемы, но замуж выходят за боссов текстильной промышленности из Бронкса.» И добавил, перефразируя Томаса Элиота: «Вот так и кончается мир, вот так и кончается мир – не прихотью, а банкиром…»

Музыка Раймонда Хаббела отсылает нас к опере Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». К бабочке, к Баттерфляй.

Пол Дезмонд – альт-саксофон и лидер; Джим Холл – гитара; Джин Черико – контрабас и Конни Кэй – ударные. 8 сентября 1964 года, Нью-Йорк.

Пол Дезмонд и Дейв Брубек

В квартете Дейва Брубека Пол Дезмонд был единственным серьезно пьющим человеком. Бутылка любимого виски в день. Он так же был тем самым курильщиком, который прикуривает одну от другой. Три пачки в день. Виски никогда не сказывалось на его работе. Но табачный дым был проблемой. Контрабасист Джин Райт кое-как выдерживал вирджинский табак Пола, но во время гастрольных путешествий Дейв Брубек и ударник Джо Марелло нанимали вторую машину. Звук саксофона Дезмонда легко опознаваем. Его первым инструментом было фортепьяно, затем – кларнет, тенор-сакс и, наконец, альт-саксофон. Мягкость и тональность игры Пола идут от Лестера Янга, вернее от игры Лестера на кларнете. Лучше всего Дезмонд играл, когда злился и Дейв Брубек дружески подстраивал что-нибудь мерзкое…

В Томске и Тамбове, Таганроге и Твери, в Питере и первопрестольной и даже на родине Дезмонда в Сан-Франциско, о чем мне доподлинно известно, вы слушаете еженедельное «Время Джаза». На коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона всё же в уже украшенном рождественской иллюминацией Париже – ваш ДС

Paul Desmond - Song From M.A.S.H. (Suicide Is Painless) – 3:01 (Paul Desmond - Pure Desmond – CBS)

«Suicide Is Painless» - лейтмотив фильма Роберта Олтмэна 1970 года MASH. MASH – это аббревиатура полевого госпиталя, а сам сатирический фильм - из жанра «черная комедия», хотя это фильм – про войну в Корее. Впервые я услышал эту пьеску Джонни Мандела в Лос-Анджелесе и был потрясен идиотизмом названия «Suicide Is Painless», «Самоубийство безболезненно». Но для того, чтобы понять, что к чему нужно, посмотреть фильм.

Пол Дезмонд – альт-саксофон; Эд Бикёрт – гитара; Рон Картер – контрабас и неизменный Конни Кэй – ударные. Руди ван Гелдер записал эту версию «Suicide Is Painless» 26 сентября 1974 года в своей домашней студии в Нью-Джерси.

Черный юмор был по душе Дезмонду. Я никогда не забуду, КАК он отреагировал на слова врача: - Увы, я должен вам сообщить, что у вас рак легких… - Хвала небесам,- отвечал Пол Дезмонд, - я так боялся, что это рак печени!

Саксофонист Джимми Лайонс, сыгравший гигантскую роль в жизни и Брубека, и Дезмонда, после кончины последнего 30 мая 1977 года (ему было 53 года) выполнил обещанное. На легком самолете он пролетел над мостом Золотые ворота и развеял прах Пола Дезмонда в водах залива. Свой саксофон Дезмонд завещал сыну Брубеков – Майклу.

Paul Desmond - Easy Living – 7:06 (Paul Desmond - Easy Living – RCA)

«Easy Living», «Беспечное существование» Лио Робина. Дуэт Пола Дезмонда, альт-саксофон и Джимми Холла, гитара; Джин Райт – контрабас и Конни Кэй – ударные. 9 сентября 1964 года, Нью-Йорк.

Современные историки джаза считают, что Дезмонда недооценили: «Журавль» был из Сан-Франциско, и он был белым. Брубек и Дезмонд играли кул и так называемый «джаз западного побережья», а не хард-боп Нью-Йорка, 52-й стрит и Гарлема. Это был знаменитый «перевернутый или обратный» расизм.

История джаза на волнах «Свободы. От регтайма и свинга, от новоорлеанского стиля до необибопа, юбилейные даты, результаты конкурсных опросов, воспоминания самих джазменов и их близких – каждую неделю в уикенд или же в подкасте с нашего сайта www.svoboda.org в любое, удобное для вас, время. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.

Вот еще один вариант «Беспечного существования», но на этот раз в исполнении, как говорил Скотт Яноу, «совершенного пианиста свинга» Теодора Шо Уилсона, Тэдди Уилсона:

Teddy Wilson - Easy Living – 3:07 (Teddy Wilson - Easy Living – Black Lion)

«Easy Living», «Беспечное существование» Лио Робина. И куда оно делось? Беспечное? Кажется, оно было с нами еще вчера вечером… Эх, далёк тот вечер. Но не будем о грустном. Тэдди Уилсон – рояль; Питэр Чапмэн – контрабас и Джонни Ричардсон – ударные. Запись сделана 18 июня 1967 года.

Тэдди Уилсон

Уилсон родился в Остине, Техас, 24 ноября 1912 года, но рос в Таскиги, штат Алабама, так как отец его преподавал в частном университете Таскиги для афроамериканцев. Юный Тэдди учился в университете игре на скрипке и на фортепьяно. В 17 лет он перебрался в Детройт, это 1929 год, где начал играть в местных «территориальных» оркестрах. Однажды, на гастролях в Толедо, он услышал Арта Тейтума, который как раз был занят претворением в жизнь некой новой потрясающей гармонической концепции. Тейтум был впечатлен игрой Уилсона: его левая рука позволяла ему брать аккорды расстоянием в дециму, то есть октаву плюс терцию, а правая вела мелодию затяжными импровизированными потоками. Уилсон в свою очередь был в восхищении от гармонических новшеств Тейтума.

Тэдди играл в «Speed Webb’s Band» с Луи Армстронгом, заменял при оказии Ёрла Хайнса в оркестре «Grand Terrace», входил в состав оркестра Бенни Картера «Шоколадные Дэнди». Он был пианистом в трио Бенни Гудмэна, аккоманировал Лене Хорн, Хэлен Уард и Билли Холидей, играл с Лестером Янгом, Чарли Шейверсом, Редом Норво, Баком Клейтоном и Беном Уэбстером. В поздние годы жизни он выступал соло или же с сыновьями: Теодором на контрабасе и Стивеном на ударных.

Teddy Wilson - Blue Turning Grey Over You – 4:15 (Teddy Wilson – Solo – Jazz Colours)

«Blue Turning Grey Over You», на мой взгляд, лучше не переводить. Но все же дословно это «Голубое становится серым над тобой» - композиция Фатса Уоллера. Поздний Тэдди Уилсон, соло. Немецкая фирма «Jazz Colours» ни места записи, ни год не указывает. Лишние расходы.

Но у нас в запасе не так уж много времени и пора отдать должное двум гигантом. Начнем с младшего. Он родился в Тампе, Флорида, 25 ноября 1931 года. Вот его самая знаменитая композиция:

Nat Adderley - Work Song – 4:12 (Nat Adderley - Work Song – Riverside)

«Work Song», «Рабочая песня» - лучшее из всех сочинений корнетист Нэта Эддерли, младшего брата «Пушечного Ядра» Эддерли. Скотт Яноу называл и эту пьеску, и сам диск одноименного названия «практически классикой» и одарил Нэта четырьмя с половиной звездочками. Нэт играл на корнете с сурдинкой, Бобби Тиммонс – рояль; Уез Монтгомери – гитара; Перси Хис – контрабас и Луис Хейз – ударные. 25 января 1960-го года, Нью-Йорк, «Riverside».

Гид по джазу издательства «Пингвин» называет эту композицию младшего Эддерли «настоящей классикой, переплетенной фанковым блюзом, с неожиданно лиричным звучанием»… Нэт записал немало дисков вместе со старшим братом. Обычно они так и назывались «Братья Эддерли».

Финишная прямая последнего ноябрьского выпуска «Времени Джаза». Вы можете слушать нас на коротких волнах и гораздо более стабильно и чисто с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в притихшей полупустой Лютеции – ваш ДС.

Coleman Hawkins & Earl Hines – Rosetta – 9:05 (Coleman Hawkins & Earl Hines Trio - Pumpkin Productions)

«Rosetta» - один из самых знаменитых джазовых стандартов. Авторы Ёрл Хайнс и Хэнри Вуд. Хайнс впервые исполнил «Розетту» 13 февраля 1933 года. Впервые «Розетта» вышла на шеллаке в 1938 году и бэндлидер Боб Уиллис в сороковом году назвал Розеттой свою дочь.

Трио Ёрла Хайнса: Хайнс рояль; Джордж Такер – контрабас и Оливэр Джэксон – ударные. Плюс – тенор-саксофон Коулмэна Хокинса. Март 1965 года, Нью-Йорк.

Хок и был отцом современного тенор-саксофона. Он покинул секцию духовых и вышел к микрофону. До него это место занимали трубачи. В октябре 1939 года он выступил в нью-йоркском клубе «Kelly’s Stable» с композицией «Тело и Душа» Эдварда Хеймана и это и стало отправной точкой перехода саксофонистов в лидеры.

Хок родился 21 ноября 1904 года в Сэнт Джозефе, Миссури.

Обложка альбома

На прощанье я просто обязан дать слово, то есть место у микрофона, баритон-саксофонисту Сержу Чалову. Конечно, его фамилия пишется через два ff, а русское произношение на российских сайтах Серж Халов. Его дед иммигрировал из России, и именно он носил фамилию Халов. В Бостоне, где осела эта музыкальная семья, дел был кантором синагоги «Охабей Шалом». Серж считается крупнейшим баритон-саксофонистом наравне с Джерри Маллиганом.

Serge Chaloff -Thanks For The Memory – 3:46 (Serge Chaloff - Blue Serge – EMI)

«Thanks For The Memory», «Спасибо за память», «Спасибо, что помнишь» - еще одна пьеска Лио Робина. Серж Халов – баритон-саксофон и лидер; Сонни Кларк – рояль; Лирой Виннегар – контрабас и Филли Джо Джоунс – ударные. 2 марта 1956 года, Лос-Анджелес.

Вот тут-то мы и распрощаемся. Через две недели грядет столетие Фрэнка Синатры, что будет на следующей неделе – неизвестно. Звукорежиссер этого выпуска «Времени Джаза» - Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. До встречи на нашей волне или на нашем сайте www.svoboda.org. Всех вам благ, удачной недели. Чао, бай-бай!