Звенья бесконечной цепи

Обложка "Афиши", февраль 2013

В Сети обсуждают отставку главного редактора "Дождя" и перемены в "Афише"

Сразу 2 новости из мира медиа заставили накануне вспомнить афоризм про "звенья цепи": уволена почти в полном составе редакция журнала "Афиша" (сам журнал переформатируется в ежеквартальный), уходит со своего поста главный редактор "Дождя" Михаил Зыгарь.

Первым о возможных проблемах Зыгаря после выхода в свет его книги "Вся кремлевская рать" написал Олег Кашин:

Девятого числа будет ежегодное интервью Медведева, и поскольку он обиделся на книгу Зыгаря (глава про Медведева называется "Царевич Лжедмитрий"), то Зыгаря там не будет, от Дождя будет Фишман

А уже через 2 дня РБК сообщил об уходе главного редактора с "Дождя" - причем Зыгарь назвал высказанную Кашиным версию о причинах своего неприглашения к Медведеву убедительной. Более подробно об этом - на "Открытой России", которая публикует репортаж с лондонской встречи с Зыгарем:

— Я не знаю, на что он (Медведев) обиделся. Я с ним точно не разговаривал после того, как вышла эта книга, и я не знаю, обиделся ли он вообще. Но факт абсолютно точный — действительно, 9 декабря меня не будет в «Останкино». Пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова пригласила туда моего коллегу, нашего с тобой общего друга Михаила Фишмана. Это был их выбор. По какой причине, я не знаю. Да, это было точно после того, как книга вышла. Знакомые, вхожие в Белый дом, сказали мне, что, очевидно, причина — в книге…

Алексей Венедиктов тоже убежден:

У Венедиктова свои инсайды.

Впрочем, не все согласны:

Tikhon Dzyadko

Что бы ни происходило на телеканале Дождь, всегда люблю читать об этом в твиттере Алексея Венедиктова. Аж зависть берет от такой фантазии.

Совладельцы "Дождя" категоричны в своих высказываниях.

И даже так:

Oleg Kashin

В свою очередь, пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова опровергает эти слухи. Она сказала «Эху Москвы», что решение о ведущем принимает руководство телеканала. На вопрос о негативной реакции Медведева на книгу Зыгаря Тимакова отметила, что (цитата) «Михаил переоценивает свою книгу».

Вопросы, впрочем, не утихают. Есть и еще одна версия отставки главного редактора:

В любом случае, Зыгарь, судя по всему, на "Дождь" не в обиде - он будет вести на канале проект, посвященный истории.

Natalia Sindeeva

Дорогой Михаил Зыгарь. Все сегодня переживают. И друзья. И не очень друзья. Значит эти пять лет мы прожили вместе не зря. Спасибо тебе за дружбу. Спасибо за талант и смелость. Ну и мы не прощаемся! В новом году на Дожде премьера авторской программы Зыгарь.

"Спасибо" говорят в эти дни и журналу "Афиша" - журнал, выходивший более 15 лет, переформатируется, редакция уволена, и общее мнение - что это конец той "Афиши", которая была одним из главных московских феноменов "нулевых" и начала десятых.

Многие оценивают перемены резко негативно.

Глеб Морев

А.Л. Мамут опять мощно выступает на ниве медиабизнеса

В их числе и бывшие главные редакторы "Афиши" - ​Alexander Gorbachev

хотелось бы послать лучи добра редакции сайта, которая по сути одна-одинешенька осталась в окружении злых сил псевдоэффективного капитализма.

И Илья Красильщик, который написал на "Медузе" эпитафию любимому изданию:

Одна счастливая американская семья постепенно начинает замечать, что реальность меняет свои очертания. Сначала продавец супермаркета не может нащупать в ванной шнур выключателя, который до этого вроде дергал много раз. Затем соседка бежит в дом ответить на телефонный звонок и на крыльце, где две ступеньки, машинально делает три шага. А затем на глазах главного героя исчезает киоск безалкогольных напитков — просто рассыпается на молекулы, — остается одно название. <...>

Объявлено, что журнал станет ежеквартальным. За формальным пресс-релизом стоит большее — фактически, речь идет о полной смене команды и увольнении большинства сотрудников. Пресс-релиз лишает этих людей (а также тех, кто уже давно ушел) хотя бы красивой концовки собственной большой истории. Реальность начинает менять свои очертания и старательно делает это максимально незаметно для окружающих.

Именно поэтому хочется расставить точки и все-таки сказать: журнала «Афиша», который выходил 16 лет, и, кажется, значительную часть этого времени не зря, больше нет. Видимо, будет какой-то другой, и даже, может быть, хороший, но это уже совсем другая история. <...>

Виновата в этом «Афиша», Путин или эффективный менеджмент? Да какая разница. Важно, что та надежда, с которой мы это все делали — ее больше нет. Новая не появилась, но и старой нет. В этой вере — в том, что любое твое даже малое действие может быть наполнено куда большим смыслом — было наше счастье. И жить без нее придется очень сложно.

Управляющий директор "Афиши" Varvara Melnikova попыталась остановить панику:

Стоп паника. Тот, кто её разводит, либо не хочет разбираться в решении, либо ему выгодно её разводить. Редакция «Афиши» – это минимум 3 проекта. Журнал один из них. Так вот редакцию бумажного журнала мы действительно сокращаем в связи с решением о смене формата журнала, о чем было сказано вчера. 4 номера в год, 4 поп-ап редакции журнала. Логично, что мы начинаем переделывать структуру. Редакции журнала спасибо, со многими, возможно, поработаем ещё. Остальные продолжают работать, не переживайте)

На следующий комментарий, впрочем, Мельникова не ответила:

Ivan Smekalov

Лично я не держусь за бумажную «Афишу», сам читаю только материалы на сайте и идея с классной и каждой раз разной ежеквартальной «Афишей», ради которой захочется дойти до магазина, мне импонирует.

Смущает именно то, что никому не понятно, что происходит, почему редакция увольняется в полном составе, а не усиливает диджитал-часть и почему по части информирования сотрудников и читателей руководство ведёт себя как оборонное предприятие, а не прогрессивное медиа с человеческим лицом, как «Афиша», которую мы любим.

Филипп Бахтин

Отвечу также на многомудрые маловнятные рассуждения о моральном выборе. Дорогие друзья, ни Мамут, ни разгребающая чужие <ошибки> Varvara Melnikova не заставят меня сделать то, чего я не хочу. И если это будет плохо, они меня <выгонят> с работы и все. Но сначала мы с моими добрейшими дружками из Esquire сделаем то, что считаем нужным, а уже потом (потом, ребята, не сегодня!) вы меня за это отымеете в фейсбуке, за каждую мелочь и просадку, в этом смысле я в вас свято верю.

Alexey Agranovich

Все развлечения Москвы.

Действующий главный редактор "Афиши" Даниил Трабун попытался все разложить по полочкам.

Что у вас случилось?

Тех, кто занимался ежемесячной бумажной «Афишей», сегодня уволили. Новая «Афиша» будет выходить 4 раза в год. Ежеквартальнику такая большая команда не нужна. Пусть она и состоит из лучших людей и профессионалов (по крайней мере, на мой взгляд) в этом городе.

Зачем делать новое издание? Прекрасный журнал же был.

Прекрасный, но невыгодный корпорации. Никто не знал, что делать с падением продаж рекламных полос, бесконечным процессом удорожания дистрибуции, все меньшим читательским интересом к печатному изданию (не только нашему, коллеги знают).

Покойтесь с миром.

«Афишу» хоронили много раз. Ругали Илью, ругали меня, когда я только пришел, будут ругать, надеюсь, еще много людей. Вчерашний некролог, написанный Ильей Красильщиком, это штука понятная и нужная — старожилам издания. Только не совсем правда.

Тогда зачем продолжать?

Есть реальная возможность сделать то, что в России никто не делал. Будет ли это прежняя «Афиша». Не будет. Просто помните, что «прежних» много. И для читателей, и для журналистов.

И все же большинство комментаторов настроено скорее на поминки, чем на ожидание новой жизни.

Glavred Yablokov

ЦЕРЕМОНИАЛ ПОГРЕБЕНИЯ ЖУРНАЛА В БОЗЕ УСОПШЕГО "АФИША"

Составлен лейб-редактором Яблоковым декабря 4-го 2015 года, близ Даниловских мануфактур.

1.
Первым идет Илья Ценципер,
Несет в руках венок: «Афиша» - гипер!»

2.
Юрий Сапрыкин несет черные флаги,
Сам на лицо белей бумаги.

И так далее. Кто-то злорадствует:

Sputnik & Pogrom
Ощущения - как будто Ленина наконец похоронили. Как говорил классик, в России надо жить долго - тогда начинается всё самое интересное.

Кто-то грустит:

Вот прекрасный мемуар упомянутого Романа Волобуева.

А​ Leonid Bershidsky призывает настроиться на философский лад.

Оплакивающим Афишу бывшим сотрудникам:
Когда-то я тоже отождествлял себя с проектами, в которых работал. Но давно так уже не делаю. Это очень вредно -- многие (а в России, кажется, все) проекты рано или поздно попадают в кривые ручонки; более того, возможно, кривыми были и ваши собственные, но вы неспособны это признать.

Олег Кашин, впрочем, считает "Афишу" не проектом, а институтом. Что он имеет в виду, можно узнать из статьи на "Кольте" - и это не очень веселое чтение.

Давайте предположим, что Россия — это поле битвы добра и зла.

Очевидно, что зло на нынешнем этапе безоговорочно побеждает, а от добра вообще ничего не осталось. Было бы странно, если бы остался журнал «Афиша»; вы как это себе вообще представляете — все лежит в руинах, мимо ходят люди со злыми лицами, над ними кружит воронье, а в киосках продается свежий номер «Афиши»? Так не бывает. Россия сегодня такова, что никакой «Афиши» в ней быть, конечно, не должно. <...>

Состояние российского общества сегодня — это даже не шаг, а прыжок назад по сравнению с 1999 годом. Привычные слова — «избиратель», «налогоплательщик» — звучат в наших условиях издевательски, потому что и избиратели никого не избирают, и налоги физических лиц больше похожи на оброк в пользу верховного помещика. Все формы независимой от власти общественной самоорганизации на протяжении многих лет подавлялись и уничтожались — государство сегодня исходит из того, что, кроме его структур, никаких институтов не должно быть в принципе. «Афиша» была институтом. Шансов у нее не было.