Присутствие российских военных в Сирии расширяется – "под них" оборудуется новая авиабаза Шайрат под городом Хомс, а в скором времени могут быть развернуты и сухопутные силы. После выступления Владимира Путина в Федеральном собрании становится окончательно понятным: Кремль идет на рискованный шаг, делая ставку на победу в этой военной кампании. Как явствует из этого выступления "гроссмейстера", в экономике и общественно-политической жизни России почти все почти отлично, Россия совсем немного недотягивает до уровня жизни ведущих стран мира. Все это говорит лишь о том, что Путин не видит иного выхода, кроме как идти уже проторенной дорогой агрессивного политического популизма.
Сбылся мой прогноз по ценам на нефть: стоимость барреля упала до 41$. Когда падает цена на нефть, повышается агрессивность российской власти. Вокруг России сформировалось своеобразное кольцо умеренных недоброжелателей, вот что нажил Кремль своей "гроссмейстерской" политикой. Путин в этих условиях пытается стать спасителем всего мира – тогда, как предполагает российский президент, простятся ошибки, преступления и ужасы, связанные с его пребыванием у власти.
Я внимательно наблюдал, как Путина подводили к идее начать операцию в Сирии. Донбасс явно себя исчерпал – новая эскалация конфликта на востоке Украины привела бы к возникновению еще больших проблем для президента России. Тогда Донбасс бросили за ненадобностью, а рассказы о "Русском мире" оказались очередной кремлевской лапшой, той, что готовят нам вот уже 15 лет. Военная активность Путина основывается на примитивном расчете: победителей в войне никто не смеет судить! Понятно же, что Путин – политическая фигура, популярность которой напрямую зависит от разнообразия содержимого холодильника среднестатистического россиянина.
Нынешняя российская власть обладает правом управления своей страной только потому, что ее граждане в течение последних 15 лет молчаливо обменивали это право на свое стабильное экономическое состояние. Однако ситуация в экономике изменилась, разразился кризис – это и заставило Кремль присоединить Крым, разрушить Донбасс, испортить отношения со всеми, с кем только можно. Это стандартная стратегия политических лидеров, оказавшихся загнанными в угол. Складывается впечатление, что главная задача такого политика – максимально ухудшить ситуацию в своей стране и в международных отношениях. Тогда граждане оказываются в ловушке.
Мы и так уже в глубокой яме, мы и так ежедневно оплачиваем промахи "гроссмейстера"; мы и так идем в будущее, в котором нет ничего привлекательного
Война в Сирии для России опасна прежде всего тем, что изначально имеет мало шансов на победу. Нелегко победить армию, не имеющую четкой вертикальной структуры, нелегко победить государство, не имеющее четких границ. Кризис создает условия, при которых очередная многоходовка Путина может привести к фактическому уничтожению национальной экономики. В России постепенно формируется ситуация, когда молчаливое согласие элит, недовольных политикой своего лидера, может превратиться в активный саботаж. Настаивая на силе русского оружия, Путин показывает рядовому россиянину: ваш президент способен жестко ответить на внешние угрозы. Однако в стране растет число агрессивно настроенных граждан, все громче утверждающих: "Путин слил Донбасс!"
Каждая новая политическая комбинация Путина увеличивает число рисков для рядовых граждан. За любой недооцененный риск приходится платить каждому из нас. Мы и так уже в глубокой яме, мы и так ежедневно оплачиваем промахи "гроссмейстера"; мы и так идем в будущее, в котором нет ничего привлекательного.
Иван Чумаков – политик, эксперт по экономической политике и инвестициям