Нанопьянство

На фоне международных событий, в которых замешана Москва, – война в Сирии и конфликт с Турцией – внутрироссийские проблемы как-то поблекли в отечественных средствах массовой информации. Попробую восполнить этот пробел. Свежую статистику я не смотрел, но не думаю, что ошибусь, сказав: ежедневно, еженедельно, ежемесячно и ежегодно в России от отравлений некачественными спиртными напитками и их суррогатами гибнет людей больше, чем во всех военных инцидентах и конфликтах, вместе взятых.

Паленая водка приносит кому-то сверхдоходы, и в этом, подозреваю, одна из главных причин заговора молчания. Что-то не припомню газетных публикаций и телевизионных сюжетов, где бы писалось и показывалось не просто об изъятии очередной партии алкогольного суррогата, но и о найденных и наказанных производителях смерти в бутылках. Если мы обратимся к российской истории, то обнаружим синусоиду, по которой колеблется отношение государства к народному пьянству. Антиалкогольные кампании периодически сменяются вакханалией в производстве и потреблении водки.

Инстинкт самосохранения подсказывает верхам: из-за непомерного пьянства резко сокращается количество и качество населения, которым эти верхи правят и за счет которого они живут. Но различные ограничения производства и продажи спиртных напитков немедленно снижают поступления от водочных налогов, составляющие одну из главных статей пополнения государственного бюджета.

Сейчас, по-моему, наступает период, когда государство российское попытается заштопать водочными акцизами прорехи в доходной части. Но не тут-то было! Жадные и непатриотичные производители этилового спирта ищут и находят обходные пути, чтобы не делиться с государством. О паленой водке, с которой, понятно, не взымается акциз, уже сказано. Но на Россию обрушилась новая беда! Никогда еще я не видел, чтобы косметические лосьоны продавались и выпивались в таких количествах.

В моем Благовещенске, почитай, в каждом продуктовом магазине на кассе – на самом видном месте – выставлены на продажу флакончики с косметическим лосьоном "Боярышник" по цене 25 рублей, емкостью 100 миллилитров и содержанием этилового спирта 75%. На этикетке отдельной строкой написано: "Этиловый ректифицированный спирт произведен из пищевого сырья". Понимать это так, что пить можно? Кого насторожит надпись мелкими буковками: "Использование в пищевых целях опасно для вашего здоровья"? Пьяница хорошо понимает, что производителя лосьона обязали это написать. Ведь и на легальной водке написано: "Чрезмерное употребление алкогольной продукции вредно для здоровья". А велика ли разница между "опасно" и "вредно" для алкоголика?

Что, кроме совести, может запретить продавщице отпустить спиртосодержащий лосьон подростку?

В Амурской области действует региональный закон, по которому продажа спиртных напитков разрешена с 11 до 19 часов. "Боярышник" же – поскольку это не алкогольный напиток, а косметический лосьон – продается с открытия и до закрытия магазина, то есть с 8 до 22. За что боролись господа-товарищи областные депутаты, вводя ограничения по времени в продаже водки, вина и пива?!

В Государственную думу внесен законопроект, запрещающий продажу алкоголя лицам моложе 21 года. А что сейчас, кроме совести, может запретить продавщице отпустить спиртосодержащий лосьон подростку? Совместными стараниями федерального и областного правительств объем государственного долга Амурской области на 1 января 2016 года составит 30,7 миллиарда рублей, это 96% собственных доходов областного бюджета. По сути, наша область – банкрот, и просвета в конце тоннеля не видно.

В Законодательное собрание Амурской области поступил законопроект, предлагающий вернуться ко времени продажи алкогольной продукции до 21 часа. Обосновывается это, как вы понимаете, необходимостью пополнения областного бюджета "пьяными" деньгами. Есть мнение оппозиции: Москве выгодно, чтобы регионы были от нее в финансовой зависимости, поскольку это еще больше укрепляет вертикаль власти. И что с того, что области и края, барахтаясь в волнах финансового кризиса, сдают ранее завоеванные позиции в войне с алкоголизмом?

Но есть и позитивные сдвиги в российской экономике. Изучив надписи на этикетке лосьона "Боярышник", я обнаружил, что в его составе присутствуют наночастицы серебра. А это говорит о том, что нанотехнологии, обещающие отечественной промышленности революционный прорыв, уже на пороге.

Евгений Гончаров – благовещенский литератор