Директора школ готовятся к новым трудностям – на этот раз финансовым. Только они приспособились к новой системе оплаты труда, научились распределять нагрузку так, чтобы зарплата педагога догоняла среднюю по региону, как возникла новая задача – удержать учителей в школе при снижающемся финансировании.
Надо сказать, что благодаря закону «Об образовании» российские школы получили больше свободы, в том числе в распределении денежных ресурсов, другое дело, как это свободу трактуют в каждой отдельно взятой школе. Даже в недавние «тучные» времена некоторые руководители учебных заведений распределяли средства по принципу большей лояльности учителей или непосредственно в собственных интересах. Более того, в некоторых учебных заведениях появилась практика "эффективных контрактов", когда педагогу платят за уроки с сентября по май, за вычетом каникул.
С другой стороны, источником финансирования школ остаются органы местной власти, которая в разных регионах акценты в приоритетах расставляет по-разному. Здесь, пожалуй, не лишним будет напомнить, что специфика работы педагога заключается, в том числе, в возможности индивидуального общения с учениками, что при большой загрузке становится невозможным. И так, чтобы показатель зарплаты приблизился к обещанному, многим педагогам пришлось работать на полторы-две ставки. Логично предположить, что при сокращении бюджетного финансирования нагрузка останется прежней, тогда как зарплата уменьшится (что уже происходит в некоторых школах и регионах).
В преддверии грядущих перемен тема Всероссийского конкурса «Директор школы» в этом году звучала как «Мотивация персонала: что, кроме денег». (В 2014 году участники конкурса писали эссе «Люди и деньги»). В этот раз директорам предлагалось описать свою деятельность по использованию не-материальных средств в управлении школой. Своим опытом с Радио Свобода поделились трое финалистов конкурса.
Александр Тарасов, который находится на директорском посту Червлёновской школы около года. Школа эта является самой крупной сельской школой в Светлоярском районе Волгоградской области. Нина Купавцева возглавляет школу № 8 Нижневартовска (Ханты-Мансийский автономный округ Югра), которая расположена в микрорайоне, граничащем с промзоной, и посещают ее ученики 25-ти национальностей. Ирина Ускова - директор школы № 5 (г.Мурманск) с 23-х летним стажем, в этой школе классы профильного обучения были открыты еще в 1990 году.
Ирина Ускова, директор школы № 8, Нижневартовск:
- Если говорить про деньги, как мотивацию персонала, то, пожалуй, на качество образования это не влияет. Это влияет на качество работы конкретного учителя, и то, я бы сказала, в некоторой степени. Большая часть людей, которые искренне идут в педагогику, они идут не за деньгами. У нас даже говорят, что в школу идут не за зарплатой, а за призванием. Но, безусловно, без денег человеку не прожить и качественного образования не построить.
Я больше двадцати лет как директор, и за это время случилось многое. В конце 1997 года 4 месяца учителя не получали зарплаты. Причем, мужей у многих женщин-учительниц не было, потому что не всякий мужчина выдержит жену, сутками пропадающую на работе – и вдруг 4 месяца нет зарплаты. У многих дети, их кормить надо, а занять можно у своей коллеги, у которой тоже нет денег. Это было очень тяжелое время!
Сегодня у нас средний возраста коллектива – 44 года. Вообще, для человека это очень хороший творческий возраст. Но я хочу отметить, у меня 25% учителей – это мужчины. И мужчины самого разного возраста – от 22 лет до 63. Они работают, не уходят. А если уходят, то только на повышение.
С мужчинами легче работать. Может быть, от того, что я математик, и у меня логическое мышление. А мужчины концептуально мыслят, стратегически. И дети их очень любят. Может быть, от того, что они на какие-то мелочи, детали не обращают внимания. Ведь мы, женщины, как зациклимся – тройка с плюсом, четверка с двумя минусами… У мужчин все это проще. И дети их понимают. Мужчины не лукавят так, как мы. Они конкретнее. У многих детей, к сожалению, в нашей стране неполные семьи, и для них они выполняют роль папы. Когда я с мужчинами-педагогами разговариваю, мне кажется, они меня всегда понимают, всегда поддерживают, идут вперед. И я сама с ними зачастую советуюсь. Это наш золотой запас.
Но тут есть секрет: мужчину без зарплаты нельзя оставить. Потому что за спиной у мужчины стоит семья – жена и дети. Конечно, в школе все учителя в равных условиях, но если мужчина должен больше получать, он и работать будет больше. Если женщина берет 20-23 часа при норме 18, 25, то ей уже тяжело. Мужчина будет работать и 30 и 36 часов. Он придет к 8 часам утра в школу и уйдет в 8:30 вечера, и на больничном не останется с ребенком. Если надо – он поедет в командировку, надо – пойдет в поход, он все будет делать, чтобы заработать деньги.
есть секрет: мужчину-педагога без зарплаты нельзя оставить
Всю жизнь я учусь, всю жизнь что-то коплю. На сегодня, я думаю, на 99% я знаю свой коллектив. Я знаю, кого нужно просто похвалить. И какой учительнице не нужно никаких денег - она школу потянет просто семимильными шагами вперед. А другую вообще нельзя хвалить при людях, потому что она не любит, когда при всех называют ее фамилию. Она любит тихо и спокойно работать с детьми и не выпячиваться.
Грядущий год для нашей конкретной школы – это год 45-летия. Проблемы финансовые будут, я не сомневаюсь в этом, они уже в 2015 году нас коснулись. Но я хочу, чтобы эта тревога осталась только тревогой директора, по крайней мере, буду стараться изо всех сил. Чтобы люди были спокойны, могли спокойно творить, выдумывать и пробовать, чтобы дети качественно обучались. Потому что любой педагог готов на любые свершения, и все их можно осуществить. Но тыл должен быть спокойным, и директор должен это обеспечить.
Александр Тарасов, директор Червлёновской школы, Волгоградская обл.:
- Директором Червлёновской школы я работаю примерно год. В плане зарплаты для работников у меня нет проблем, потому что много детей. Вообще, Червлёновское сельское поселение состоит из трех сел – Червлёное, станция Каналино и Солянка. Детей мы собираем отовсюду, всего 310 человек, для сельской школы довольно много. И я могу позволить по тем мерка, которые есть, сделать зарплату учителям больше. Хотя раньше, до меня почему-то людям не платили сверх того, что можно.
Почему директором не стал кто-то из тех, кто работал в этой школе? Я думаю, что если бы там был человек, который мог бы стать директором, наверное, полгода без руководителя школа бы не была. Это было осознанное решение руководства, что директором должен стать кто-то другой.
Там, безусловно, работают профессионалы, но каждый в своей отрасли. И не было такого профессионала, который захотел бы стать директором. Прекрасные заместители, прекрасные педагоги, но они уже сложившиеся специалисты именно в том, что они делают. Я думаю, что в нашей работе самое сложное – это ответственность. Специалист может хорошо делать свою работу, но боится отвечать за всех, как это делает директор.
Я знаю, что ждет нас в ближайшем будущем. Конкретно организацию, которую я возглавляю, ждет реорганизация. Я присоединяю детский садик и еще одну школу, которая находится далеко. Собственно говоря, когда я приехал на конкурс «Директор школы – 2015», одной из целей была – посмотреть, как сделать так, чтобы эта реорганизация не стала социальной трагедией или травмой для населения.
почему-то раньше, до меня педагогам не платили столько, сколько можно
Потому что существует определенная проблема для малокомплектных школ с зарплатой педагогов. Они получают свои деньги, да, но проблема возникает у администрации района, как эти бреши закрывать. А у меня есть деньги. И когда это будет одно единое учреждение, я смогу этим людям помогать, потому что будет одна организация, и один зарплатный фонд. Я готов поделиться деньгами с другой школой и садиком, чтобы эту проблему устранить.
Другой вопрос, что волны людских жизней, а не финансовые, меня беспокоят больше. Самая трудная вещь для руководителя – это найти людей, которые способны хорошо делать свою работу. Я не специалист и не бухгалтер, не юрист. И когда я сижу над 44-м законом, я никогда не прочту его так, как прочтет юрист. Я могу его вызубрить, могу записать, но я не пойму то, что поймет юрист. Я не бухгалтер. Я не смогу понять до конца этой специфики.
Главная моя задача – найти правильных людей. Здесь, помогает, может быть, удача и везение в чем-то, но главное - умение читать людей. Можно по мудрым книжкам, а можно по взгляду и т. д. Я думаю, что хороший управленец или директор - это тот, кто людей видит. Бывает, что такой опыт приобретается методом проб и ошибок, но, к сожалению, в нашей работе может получиться так, что одна-единственная ошибка, как у сапера, будет последняя и фатальная.
Я считаю, что директор должен быть пастырем. Это человек, которому люди, окружающие его, верят и готовы идти с ним, за ним и поддержать его во всех ситуациях. И он будет делать все для них. А уж как это будет выглядеть – менеджер, управленец, педагог – это вторично. Если у человека есть такой стержень, то не имеет значения возраст, пол, первичное образование и т. д.
Нина Купавцева, директор школы № 8 Нижневартовска :
- Если говорить о нашем педагогическом коллективе, я условно подразделяю его на несколько групп. Есть учителя, которые давно работают в школе, этим людям нужна свобода действий. Если им доверять - они горы свернут. И речь не о деньгах вовсе, просто они такие.
Вторая группа – это учителя, которых нужно все время хвалить, которые любят публичность. Для них важно, чтобы их оценили. Третья группа – это молодые, этим нужна поддержка. И даже там, где у них что-то не получается, их все равно нужно поддержать – похвалить, предложить показать себя, поблагодарить за некоторые нюансы, которых у нас нет. Ну, и, конечно, обязательно, чтобы в коллективе была обстановка семьи, чтобы люди доверяли друг другу.
У нас сложный контингент учеников, много приезжих, временных. Это связано с местонахождением школы – изначально в этом районе было очень много общежитий, а сейчас комнаты в них приватизированы, и либо сдаются, либо продаются. То есть район как бы перевалочный. И я это учитываю, подбирая педагогов. Я вижу, например, что этот учитель сможет, а вот этот не сможет.
есть учителя, которых нужно все время хвалить, которые любят публичность
На сегодняшний день коллектив, я считаю, молодой - средний возраст 37 лет, 15 молодых специалистов. И, поскольку на базе нашей школы проходит практику наш университет, мы изначально себе потихонечку подбираем молодых интересных людей, которым доверяем какие-то классы по их желанию. И они потом к нам возвращаются. Мы за каждым молодым специалистом закрепляем более опытного человека, не оставляем их без внимания, помогаем, направляем, оберегаем. Потому что они очень ранимые. Что скрывать, в школе работать сложно, тем более, когда контингент детей непростой, у нас 25 национальностей в школе.
Кроме этого, у нас еще учатся дети с ОВЗ, с задержкой психического развития. Это отдельные классы, но они обитают в общей среде. То есть у нас общеобразовательные классы, профильные классы и классы с ОВЗ. Вначале было сложно, но сейчас уже как-то среда наладилась. Детей с ограниченными возможностями здоровья наше детское школьное общество уже принимает, хотя первые годы были непростые. Но сегодня они у нас участвуют во всех мероприятиях наряду с остальными детьми.
Трудности всегда есть. На что настраиваемся? Во-первых, в следующем году нам очень хочется удержать одну смену. Это очень сложно, потому как детей прибывает, а расширяться нельзя. И мы планируем набрать опять четыре первых класса. Сейчас два десятых класса - социально-гуманитарный и социально-экономический. А хотелось бы еще и физико-математический. Но я думаю, что если любить свое дело, если доверять людям и все время учиться, учиться и учиться - тогда все получится.