Прощаясь с 2015-м

Каждый декабрь я аккуратно обхожу весьма известную дату – 15 декабря 1944 года. На носу Рождество и нужно думать о духовных песнопениях и церковных гимнах. Времени не остается на то, чтобы вспомнить майора ВВС США – тромбониста и бэндлидера Гленна Миллера. Он исчез в небе над Ла Маншем 15 декабря.

В 38 лет он был на вершине славы. У него был, отметим, белый, оркестр – один из самых знаменитых и популярных в стране. Премии сыпались на него со всех сторон. И за музыку для кино, и за его инструментальные композиции или композиции-песни. Триста тысяч музыкальных автоматов по всей стране каждый день играли от двух до шести его композиций. Он получал от 15 до 20 тысяч долларов в неделю, у него был прекрасный дом в Тэнэфлай, в Нью-Джерси и он решил всё это бросить. В декабре 1941 года японцы атаковали Жемчужную Гавань на острове Оаху, Гавайи, то есть тихоокеанский флот Пёрл-Харбор. В 1942 году он попробовал стать добровольцем ВМФ США, но его просьбу отклонили. Причина – возраст.

Оркестр Гленна Миллера , 1941 год

Вы слушаете пост-рождественский выпуск «Времени Джаза» на коротких волнах «Свободы», со спутников HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Про Гленна Миллера, тромбониста, композитора, аранжировщика и бэнд-лидера, мне доводилось рассказывать в марте, так как родился он 1 марта 1904 года. Но судьба его оборвалась перед Рождеством. И связана она была именно с Рождеством.

Glenn Miller Orchestra - Moonlight Serenade – 3:15 (Glenn Miller Orchestra - Golden Collection – EMI)

«Moonlight Serenade», «Серенада Лунного Света». Композиция Гленна Миллера, написанная им в 1935 году. Позже Митчел Париш написал слова на музыку Миллера. Эта пьеска была позывными радиопередач Миллера с 1939 по 1942 год. В данном случае это, конечно, шеллок. Большинство современных CD Миллера – компиляции бывших пластинок RCA и найти на них дату или список музыкантов – большая редкость.

Итого, Гленну Миллеру военно-морские силы дали от ворот поворот. Тогда Миллер написал генералу Чарльзу Янгу и предложил модернизировать оркестр американских вооруженных сил. После того, как генералитет дал согласие, знаменитый оркестр Миллера выступил 27 сентября 1942 года с последним концертом в Пэсэик, что в Нью-Джерси. Искренний патриотический порыв Миллера принес ему звание капитана ВВС, а затем, в августе 1944 года, майора.

Гленн Миллер

В первые месяцы Гленн Миллер служил в юго-восточном тренировочном центре в Монтгомери, Алабама. Он собрал большой, игравший на марше, оркестр, который должен был стать базой для периферийных военных оркестров. Армия отводила огромную роль американской музыке во время войны. Замечу, что музыка Миллера рассылалась по фронтам на знаменитых Дисках Победы, V-disks. Гленн написал для войск несколько новых аранжировок. Так он превратил Сент-Луис Блюз в Сент-Луис Блюз-Марш:

Glenn Miller Orchestra - St. Louis Blues March – 4:47 (Glenn Miller Orchestra - Golden Collection – EMI)

«St. Louis Blues March» Хэнди и Миллера. Большой оркестр ВВС Миллера. Теперь Гленн вел новую радиопрограмму «I Sustain the Wings", «Я поддерживаю крылья». Крылья назывались «дагласами», «буффало», «хэллкэтами», «мартин мэрилэндами» и «инвайдерами». Это малая часть воздушного флота в названиях.

Популярность оркестра Миллера и его радиопрограммы дали ему шанс собрать оркестр ВВС из 50 музыкантов, который был переброшен в Англию, в Лондон, летом 1944 года.

Военная тема всегда притягивала Гленна Миллера. Не меньшим успехом, чем его лунная серенада, пользовалась вот эта, явно не гражданская вещичка:

Glenn Miller Orchestra - The American Patrol – 3:24 (Glenn Miller Orchestra - Golden Collection – EMI)

«The American Patrol», «Американский патруль» - марш, написанный Франком Уайтом Мичемом. Это марш 19 века, в музыку которого вплелись иные военные мелодии Штатов: «Columbia, the Gem of the Ocean» и «Dixie». Авторские права получила вдова Мичема, Кора, в 1919 году. Гленн Миллер впервые записал «Американский патруль» в 1942 году в аранжировке Джерри Грея.

оркестр ВВС, 1944 год

Трудно себе представить, что майор Гленн Миллер записывалпластинки там же, где, много лет спустя, Битлз, U2 и Пинк Флойд, то есть в студии «Abbey Road», в лондонском районе Сент-Джонс-Вуд. В 1944 году студия принадлежала фирме EMI. Оркестр ВВС Миллера записывал диски для бюро пропаганды. Певец Джонни Дезмонд пел песни по-немецки, а Гленн на немецком языке обращался к немецким солдатам, рассказывая о реальных событиях на фронтах. Дайна Шор так же пела с оркестром Миллера. В студии «Abbey Road» Гленн записал последние в своей жизни пластинки.

В резвой «тайоте» с ключа USB, на последнем этаже высотки в первопрестольной, в заснеженном Томске на полуживом ноутбуке, в открытом всем ветрам море или же лежа в шезлонге на краю бассейна под горячем солнцем в перегретой стране, вы слушаете еженедельное «Время Джаза» - в прямой трансляции или же в подкасте с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш ДС.

Судьба Гленна Миллера, трагедия его жизни, была связана именно с Лютецией.

Военный комендант Парижа Дитрих фон Колтиц по приказу Гитлера заминировал Париж, но в августе 1944 года, когда в город сразу с двух сторон начали входить 4-я пехотная дивизия США и 2-я бронетанковая дивизия «Свободной Франции» общей численностью в 16 тысяч человек, Лютецию он не взорвал. Союзникам с помощью артиллерии и танков удалось почти полностью подавить сопротивление немцев и вишистов. К вечеру 24 августа бои с переменным успехом продолжались лишь в центре Парижа и на нескольких восточных окраинах. Взбешенный Гитлер приказал наконец-то взорвать город, однако фон Колтица теперь больше заботила собственная судьба и он послал Адольфа в известное место.

Утром 25 августа был подавлен последний опорный пункт немецко-вишиской обороны у отеля «Meurice», что напротив садов Тюильри, отеля, в котором располагался командный штаб Дитриха фон Колтица и его окружения. Фон Колтиц поднял лапы вверх и сдался в плен союзникам. Вместе с ним сложили оружие 12 тысяч 800 немецких и около 4-х тысяч вишиских солдат. Париж был освобожден.

Гленн Миллер собирался выступить с оркестром в освобожденном Париже на Рождество. В репертуаре его оркестров была добрая дюжина рождественских стандартов:

The Glenn Miller Orchestra - Silent Night – 2:26 (The Glenn Miller Orchestra - In the Christmas Mood – Delta Music)

«Silent Night», « Stille Nacht, heilige Nacht» - «Тихая Ночь, Святая Ночь» - австрийского церковного органиста Франца Грубера, которому священник Йозеф Мор принес слова поэмы и попросил переложить на музыку. В тот же день, в Сочельник 24 декабря 1818 года, этот, самый популярный в мире рождественский христианский гимн, был исполнен впервые.

Ночь тиха, ночь свята,

Люди спят, даль чиста;

Лишь в пещере свеча горит;

Там святая чета не спит,

В яслях дремлет Дитя…

Оркестр Гленна Миллера и джазмены, «moonlight serenaders», его оркестра. Аранжировка Джона Ла Барбера. Вот как звучит «Тихая Ночь» в исполнении Бинга Кросби:

Bing Crosby - Silent Night, Holy Night – 3:02 (Bing Crosby- His Legendary Years - Decca)

«Silent Night, Holy Night» - из джазовых и популярных певцов исполняли среди прочих Фрэнк Синатра, Элвис Пресли и Лина Хорн. Этот рождественский гимн был переведен на 140 языков.

В данном случае Бинг Кросби, записанный (типичная для компиляций дата!) между ноябрем 1931 года и декабрем 1957-го.

Но вернемся к Гленну Миллеру. Итак, он решил лететь в Париж, чтобы подготовить рождественский концерт для солдат и офицеров освобожденного города. Вечер перед вылетом он провел в Милтон Эрнест Холле, в Бэдфорде, что в восточной Англии. Милтон Эрнест Холл был штабом операций восьмой бригады ВВС США. Рядом с древним поместьем была проложена укороченная взлетная полоса.

15 декабря Миллер вылетел на одномоторном «Ю-Си-64 Норсмэн» с

Гленн Миллер

пригородного аэродрома Бэдфорда. Его самолет исчез в небе над Ла Маншем. Всего на борту было три человека: Гленн Миллер, подполковник Нормэн Бэссэл и пилот Джон Морган.

Среди множества версий авиакатастрофы было отпавшее предположение, что самолет был сбит возвращавшимися после несостоявшейся бомбардировки самолетами союзников, которые избавлялись от несброшенных бомб. Наиболее вероятной была версия, предполагавшая, что то были неполадки с карбюратором, который в холодную погоду и при обледенении, переставал работать. Так или иначе, самолет с Гленном Миллером не дотянул до берега. Ширина Ла Манша на западе пролива 250 км, на востоке всего лишь 32.

Glenn Miller Orchestra - Jingle Bells – 4:39 (The Glenn Miller Orchestra - In the Christmas Mood – Delta Music)

«Jingle Bells», «Звените колокольчики, звените всю дорогу!» - одна из самых популярных во всём мире рождественских кэролс, песен. Написана она была 16 сентября 1858 года Джеймсом Лордом Пьерпонтом и её оригинальное, первичное, название было «One Horse Open Sleigh», «Санки-одноконка». Написана она была не к Рождеству, а ко Дню Благодарения, а уж потом стала рождественской кэрол. Причем, рождественской святости здесь мало. Много снега и немного эротики. В одном из вариантов перевода есть такой куплет:

Послушайте меня,

Пока лежит снежок,

Для девушки - коня

Впрягите в свой возок

И с ней на всем скаку

Устройте легкий крах.

Пока она лежит в снегу,

Судьба у вас в руках.

Оркестр Гленна Миллера с диска «В рождественском настроении». За датой и именами музыкантов следует обращаться к фирме СД «Delta Music».

В заключение повторю слова генерала Джимми Дулиттла: - «… оркестр Гленна Миллера был второй моральной подмогой после писем из дому. Он помогал цементировать мораль наших войск на европейских фронтах».

Праздновали ли вы Рождество позавчера и вчера или же вы ждете седьмого января, ничто вам не мешает слушать еженедельное и упорно свингующее «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене, где так часто елки выбрасывают, чуть ли не под утро после Рождества, само собой упакованные в серебристые пластиковые пакеты, у микрофона – ваш ДС.

Marion Williams - Didn't It Rain – 5:27 (Marion Williams & The Gospel Caravan - Les Plus Beaux Negro Spirituals – Studio SM)

«Didn't It Rain», «Ну, не лил ли дождь!» - традиционный спиричуэл, ставший со временем госпелом. Несомненно, он о великом потопе! Ливень лил сорок дней и сорок ночей.

Мэриан Уилльямс и ансамбль «The Gospel Caravan».

Чем госпелс отличаются от спиричуэлс? Йохаим Берендт нашел очень короткое, но емкое определение: «Госпелс – это современная форма спиричуэлс, религиозных песен афроамериканцев; форма более насущная, более свингующая, более близкая к джазу, чем старые спиричуэлс, которые весьма часто демонстрировали близость к европейской церковной музыке и в огромной степени к духовным песнопениям белых девятнадцатого века».

Алексей Горшенин – основатель и идейный вдохновитель первого в Москве хора нео-госпелс, выпускник московской консерватории, преподаватель вокала, клавишных и бас-гитары, пишет: «Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны, завезенные в Новую Англию белыми переселенцами. Тематику спиричуэлс составляли библейские сюжеты, которые приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта негров и подвергались фольклорной обработке. Спиричуэлс являются одной из самых распространенных форм музыкального фольклора североамериканских негров. Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией, глиссандовые звучания, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англокельтской основе. Спиричуэлс имеют вопросо-ответную структуру, выражающуюся в диалоге проповедника с прихожанами. Спиричуэлс значительно повлияли на зарождение, формирование и развитие джаза. Многие из них используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизаций».

Mahalia Jackson - In The Upper Room – 7:10 (Mahalia Jackson - Gospels, Spirituals & Hymns – Columbia)

«In The Upper Room»… В жизни моей однажды произошел серьезный конфуз, потому что я забыл значение выражения «Upper Room». Я справлял Сочельник у моего издателя Жана-Мануэля. Среди приглашенных был знаменитый лондонский фотограф, седовласый мэтр, снимавший даже не на пленку, а на фотопластинки, на стекло. Квартира, в которой отмечали праздник, была двухэтажной и часть гостей сновала по салонам второго этажа. В какой-то момент фотограф сказал мне, что жена его русских кровей. Я прозевал время глагола («была») и попросил его нас познакомить. Он долил себе в хайболл ирландского рыжего и сказал: - She’s in the upper room… Я посмотрел на лестницу, ведущую на второй этаж. И только минут пять спустя ангелы освободили мою память от мусора и я вспомнил: «in the upper room» - это «синайская горница», место Тайной Вечери, в бытовом разговоре - «на небеси»… Приносить извинения было поздно.

Махалия Джексон и вокальная группа «The Jack Halloran Singers». 11 марта 1963 года, Лос-Анджелес.

Всё тот же Йохаим Берендт говорил, что «по силе голоса, мощи вокализации - ближе всех к королеве блюза Бэсси Смис подошла певица госпелс – Махалия Джексон. Блюз – это секулярная форма спричуэлсов и госпелс. А госпелс и спиричуэлс – это религиозная форма блюза».

Кроме традиционных рождественских песнопений и гимнов существуют чисто джазовые песни посвященные этому времени года. Я десятки раз слышал инструментальное исполнение «My Favorite Things», «Моих любимых вещей» и лишь слушая одну из многочисленных вокальных версий, я понял, что эта песня -перечень предрождественских желаний. Не совсем обычных. Проще, не тех, которые можно завернуть в синюю с блестками и звездочками бумагу и перевязать золотой лентой. Вот отрывок из этого списка желанных «Любимых Вещей»:

Капли дождя на розах и усы котят,

Начищенные медные чайники

И коричневая оберточная бумага

Туго стянутая веревочками –

Это мои любимые вещи!

Кремового цвета пони и хрустящие яблочные штрудели,

Дверные колокольчики, колокольчики санок,

Шницель с макаронами, дикие гуси, несущие луну на крыльях

Девочки в белых платьях с голубыми шелковыми кушаками,

Снежинки, тающие на моем носу и ресницах,

Серебрено-белые зимы, тающие, превращаясь в вёсны,

Все это одни из моих любимых вещей…

Sarah Vaughan - My Favorite Things – 2:43 (Sarah Vaughan — After Hours – Roulette)

«My Favorite Things», «Мои любимые вещи» - Ричарда Роджерса, музыка и Оскара Хаммерстайна, слова. Сара Вон – вокал, Мандел Лоуи – гитара и Джордж Дювивье – контрабас. Нью-Йорк, 18 июля 1961 года.

И, наконец, одна из самых знаменитых версий – импровизация на тему «Любимых Вещей» Джона Колтрейна.

John Coltrane - My Favorite Things - 13:41 (John Coltrane - My Favorite Things – Atlantic)

«Мои любимые вещи» - Роджерса и Хаммерстайна. Джон Колтрейн, сопрано-сакс и лидер; МакКой Тайнер – рояль; Стив Дэйвис – контрабас и Элвин Джоунс – ударные. 21 октября 1960 года, Нью-Йорк.

В марте 1960-го Майлз Дейвис подарил Трейну сопрано-саксофон. Летом того же года Джон собрал собственный квартет. Тот самый, который вы и услышали. Сам диск так и называется «My Favorite Things» и он явно демонстрирует переход Трейна от бибопа к модальному джазу.

Увы, время наше кончилось и мы с вами встретимся лишь в новом 2016 году. Звукорежиссер этого выпуска «Времени Джаза» Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Мы желаем вам весело и без нежеланных последствий встреть Святого Сильвестра, как говорят во Франции, то есть Новый год! Всех вам благ, чао, бай-бай!