Водоканал как финансовая река

Водоканал как символ чистой петербургской воды

Новое расследование ФБК раскрывает схемы обогащения петербургского хозяйственника Феликса Кармазинова и его семьи

Юристы петербургского отделения Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального совместно с журналистами газеты "​Деловой Петербург" обнародовали результаты расследования бизнеса директора предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Феликса Кармазинова, членов его семьи и его друзей. Результаты расследования опубликованы на сайте Фонда борьбы с коррупцией.

Феликс Кармазинов возглавляет предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" с 1987 года. Это предприятие в Петербурге является монополистом, обеспечивающим водой и услугами канализации пять миллионов человек. За 28 лет, как выяснили юристы петербургского отделения Фонда борьбы с коррупцией и журналисты газеты "Деловой Петербург", империя Кармазинова заметно разрослась. Дворцы, земли, сельскохозяйственные угодья, конюшни, квартиры, принадлежащие сегодня семейству Кармазиновых, по подсчетам привлеченных журналистами "Делового Петербурга" экспертов, оцениваются в 9 с лишним миллиардов рублей. Как ни странно совпадение, но именно субсидию в 9 миллиардов рублей из бюджета Петербурга требует на 2016 год директор "Водоканала Санкт-Петербурга", угрожая в случае ее неполучения повысить тарифы на воду.

Руководитель петербургского отделения Фонда борьбы с коррупцией Дмитрий Сухарев рассказывает, как проводилось это расследование:

Феликс Кармазинов

– Какую-то часть информации нашли журналисты "Делового Петербурга", какую-то часть – мы. Мы тщательно проверяли всю полученную информацию, расследование проводили около полутора лет. Когда получили первые данные, когда нашли первую недвижимость, стали смотреть дальше – и обнаружили, что директор "Водоканала Санкт-Петербурга" Феликс Кармазинов владеет каким-то диким количеством недвижимости и земли. С моей точки зрения, ежегодное повышение стоимости воды, тарифов на воду, которое происходит ежегодно, является нашей расплатой за всю эту недвижимость, за все эти богатства.

– Вы можете рассказать о схеме, по которой деньги петербургских налогоплательщиков распределяются среди компаний, аффилированных директором "Водоканала Санкт-Петербурга"​?

– Есть организация под названием Центр управления проектами "Система" (ЦУП "Система"), которая выступает в качестве посредника. В эту организацию платят деньги подрядчики "Водоканала Санкт-Петербурга", а из нее эти деньги уходят кому-то из ближнего круга Кармазинова, в частности, бывшим сотрудникам "Водоканала Санкт-Петербурга" и членам его семьи. Таким незамысловатым образом подрядчики финансируют этих людей. В итоге мы видим, что появляются различные объекты недвижимости, земли, фермы, дачи с личной церковью, конюшнями и всем остальным.

– Символичным выглядит тот факт, что поместье-дача Кармазиновых находится на озере Отрадное, по соседству со знаменитым кооперативом "Озеро"?

– Да, совершенно верно, на берегу озера Отрадное есть большое поместье – дом в 1000 квадратных метров, церковь, конюшни, бассейн. Все это оформлено в прекрасном стиле. Нам удалось достать фотографии, сделанные изнутри усадьбы, и мы их опубликовали. Фирме, которой владеют родственники Кармазинова, принадлежит база отдыха на берегу озера Суходольского, загородный клуб "Дача". Это – курорт высокого уровня, с гостиницей, бассейном, коттеджами, которые сдаются в аренду. Принадлежит земля и постройки на ней ЗАО "Бриз", учредителем которой является Кармазинов. ЗАО "Бриз" сдает собственность в аренду ООО "Загородный клуб", генеральным директором которого и учредителем является теща Феликса Кармазинова Наталья Двояновская. Есть и дача поближе к Петербургу, в Сестрорецке. Это – дом в 500 квадратных метров, которым владеет супруга Кармазинова Анна. Кроме того, есть площади и в самом Петербурге: таунхаус площадью 250 квадратных метров в Приморском районе в Коломягах, 4 квартиры прямо в самом центре Петербурга, неподалеку от стрелки Васильевского острова, в жилом комплексе у Ростральных колонн. Эти квартиры приобретены Кармазиновым у ЦУП "Система".

Поместье семьи Кармазиновых под Петербургом

– Насколько мне известно, вы передали материалы своего расследования в петербургское Управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Была ли какая-то ответная реакция?

– Вначале никакой. После того, как нам удалось добиться решения о проведении проверки собственности Кармазинова, меня даже пригласили на опрос. Но с тех пор прошло уже полтора года, и ничего не изменилось. Надеюсь, что публикация, а также наши обращения как в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, так и в исполнительные органы власти города (в том числе к губернатору и вице-губернатору города) дадут какой-то толчок к расследованию деятельности директора водоканала.

– В конце этого года Кармазинов потребовал из городского бюджета на развитие "Водоканала" 9 миллиардов рублей. Насколько, учитывая результаты вашего расследования, корректно такое требование?

– "Водоканал Санкт-Петербурга" повышает каждый год тарифы на максимальный уровень, допущенный правительством России. В этом году "Водоканал Санкт-Петербурга", кроме повышения тарифов на 11–12%, еще и попросил 9 миллиардов рублей из бюджета города, пообещав в противном случае повысить тариф на 20%. Это – очень странная система, при которой мы постоянно платим, а в итоге деньги куда-то уходят.

– Кто следующий у вас на очереди, чей бизнес расследуют юристы петербургского отделения Фонда борьбы с коррупцией? Бизнес членов кооператива "Озеро" вы будете изучать?

– Я не могу пока называть конкретные имена: пока идет расследование, нам надо подтвердить все факты. Мы занимаемся и петербургскими чиновниками, и чиновниками федеральных ведомств, которые работают в Петербурге. Будут еще интересные доклады. На членов кооператива "Озера" мы тоже обращаем внимание. Не могу сказать, что прямо на них, но, например, на Ротенберга, хотя он и не член кооператива "Озеро", но из той же "песочницы". Многое известно о Николае Шамалове, который стал родственником Владимира Путина. Понятно, что, как только появится информация, мы сразу же ее опубликуем, – рассказал Радио Свобода руководитель петербургского отделения Фонда борьбы с коррупцией Дмитрий Сухарев.