Президент Польши Анджей Дуда подписал закон, который позволяет правительству осуществлять контроль за государственными средствами массовой информации. Этот закон подписан, несмотря на озабоченность, высказанную Евросоюзом, и осуждение со стороны правозащитных организаций.
Пресс-секретарь президента Польши сообщила, что для президента важна беспристрастность, объективность и достоверность средств массовой информации. "Вот почему президент подписал закон о радио и телевидении" – так она прокомментировала утверждение закона, одобренного консервативным парламентом в конце прошлого месяца. Согласно новому закону, руководители государственных радио и телевидения будут назначаться и увольняться министром государственной казны, а не Национальным советом по телерадиовещанию.
Новое законодательство предусматривает также немедленное увольнение нынешних руководителей и членов Наблюдательного совета общественного вещания в Польше. Правящая партия "Право и справедливость" (ПиС) ранее заявила, что планирует превратить агентство ПАП и общественное телевидение и радио – все государственные предприятия – в национальные культурные институты, такие как опера или национальный музей.
Закон о СМИ станет последним из серии законов, введенных ПиС, выигравшей всеобщие выборы в октябре, после восьми лет пребывания в оппозиции. Дуда уже одобрил в качестве закона реформу конституционного суда, несмотря на массовые протесты и претензии со стороны оппозиции насчет того, что изменения угрожают независимости суда. Совет Европы призвал Дуду не подписывать закон о СМИ. Юридические шаги польского правительства привели к предупреждениям со стороны Еврокомиссии.
Вместе с тем, Европейский союз вряд ли будет наказывать Польшу за новые законы и надеется, что переговоры между Брюсселем и Варшавой помогут разрешить этот вопрос, заявил глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер.
"Сейчас мы ведем переговоры с Польшей, и я не хочу рассуждать о дальнейших последствиях, которые могли бы привести к применению статьи 7 Договора о Европейском союзе, которая приостанавливает право страны на голосование. Мы еще не дошли до этой точки, и не думаю, что мы дойдем до нее", – сказал Юнкер на пресс-конференции в Амстердаме.