Сотрудники Службы безопасности Украины задержали гражданку России Настю Леонову в центре Киева 10 декабря 2015 года в 1 час 30 минут, когда она возвращалась с работы домой. В ее сумке нашли бутылку вина и пакет молока. Несколькими часами ранее, поздно вечером 9 декабря, в Харькове и в одной из квартир в Оболонском районе украинской столицы были задержаны еще шестеро – двое россиян и четверо украинцев. Все они, как предполагает следствие, входили в состав российской разведывательно-диверсионной группы во главе с украинским гражданином Олегом Мужчилем (позывной "Лесник", один из основателей "Правого сектора" <организация запрещена в России>). Сам "Лесник", оказавший сопротивление спецназу СБУ, был застрелен в ходе киевской спецоперации.
Утверждается, что его группа (в материалах дела она называется террористической) действовала на Украине не первый год, осуществляя теракты в разных городах страны. В результате обысков в нескольких квартирах, где проживали диверсанты, было изъято восемь самодельных взрывных устройств, 4 кг тротила, более 40 гранат, автоматическое оружие, около 2 тысяч патронов к нему, а также компоненты взрывных устройств и другие средства поражения.
11 декабря Шевченковский районный суд Киева избрал для подозреваемой в терроризме Анастасии Леоновой меру пресечения в виде содержания под стражей сроком на 60 дней.
"Это какая-то чудовищная ошибка, ад, бредятина, этого просто не может быть. Настя стояла с нами на Манежной площади, участвовала во всех протестных антипутинских митингах в Москве, в том числе в поддержку Украины и Майдана. Потом она, по понятным причинам, уехала из России, была санинструктором в батальоне "Азов", оказывала первую медицинскую помощь в боевых условиях. Затем переехала в Киев", – написал в "Фейсбуке" российский журналист Евгений Левкович. Он отмечает, что "никаких доказательств причастности Леоновой к подобным организациям нет и быть не может. Скорее всего, она просто попала под зачистку радикалов. Информации – минимум. Свиданий ей не дают".
Если бы она была агентом ФСБ, с первого же дня был бы у нее крутой адвокат и информационная кампания "Свободу Насте!"
Эта история вызвала бурную реакцию в социальных сетях после публикации писем Насти из СИЗО. Многие возмущаются: в то время, когда высокопоставленные чиновники и политики времен правления Виктора Януковича (такие, например, как экс-министр юстиции Елена Лукаш или один из лидеров Партии регионов Александр Ефремов) после задержания быстро выходят на свободу, за решеткой продолжительное время без веских доказательств вины остаются украинские патриоты и российские оппозиционеры.
Благодаря инициативе знакомого Насти – Максима Музыки – в социальных сетях появились два ее письма. Вот первое из них:
"Меня зовут Анастасия Леонова. Я приехала в Украину к родственникам, спасаясь от преследований в РФ за несогласие с официальной политикой государства и участие в митинге. 10 декабря 2015 г. я была арестована и взята под стражу по подозрению в организации террористической группы и организации террористических актов, целью которых было причинение значительного вреда угрозы жизни и здоровью людей, и запугиванию населения.
В то же самое время были арестованы некие лица, мне неизвестные, но, по словам следственной группы, также входившие в состав якобы организованной мной террористической организации. В ходе обыска по моему месту проживания оружия или каких бы то ни было взрывчатых веществ обнаружено не было, как и материалов, пригодных для изготовления самодельных взрывных устройств, и литературы экстремистского толка. Бредовость предъявленных мне обвинений ставит меня в тупик.
Несмотря на отсутствие каких бы то ни было доказательств моей причастности к террористическим группам, я содержусь под стражей, сначала в изоляторе СБУ, потом в Киевском СИЗО. Апелляционную жалобу, в которой было указано на многочисленные нарушения КПК Украины, суд оставил без удовлетворения. Само мое нахождение в СИЗО является вопиющим произволом властей, так как никаких объективных доказательств моей причастности следствием предоставлено не было. Тем не менее, невзирая на сложившиеся обстоятельства, я стараюсь не терять веры в правосудие Украины и надеюсь на скорое освобождение из-под стражи и снятие всех предъявленных обвинений".
Еще одно письмо Насти было обнародовано накануне Рождества.
"Моя уверенность, что все в этой жизни нам дается не просто так, летит ко всем чертям. Хоть убей, не понимаю, чему меня должна научить эта история. Зачем нужен ценный навык мытья головы в раковине или варки борща кипятильником? Зачем я должна спать на нарах, обнимая пластиковую бутылку с кипятком, чтоб не окоченеть от холода? Очень хочется зарыдать в голос. Адски холодно. Адски одиноко и при этом невозможно побыть одной. Дорогое мироздание, ты о**ело. И это единственное, что я понимаю", – написала Настя Леонова.
После моего разговора с Виктором Губским – защитником, предоставленным Насте Леоновой государством, по-прежнему без ответов остаются многие вопросы этого туманного дела.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– Когда была последняя встреча с вашей подзащитной и правда ли, что ее друзьям и родственникам отказывают в свиданиях с ней?
– Виделся с Настей 6 января этого года. Не могу утверждать, что ей не разрешают видеться с друзьями и родственниками. В минувшем декабре приезжала из Москвы ее мама, и она подавала заявление с просьбой предоставить ей свидание с дочерью. Но эта процедура не такая быстрая, многие канцелярии накануне Нового года не работали, и соответствующее заявление можно было подать только по почте, что мы и сделали. К сожалению, маме нужно было уезжать, поэтому ответа мы не дождались и встреча не состоялась. Никакого официального отказа не было.
– Из писем Насти и публикаций в СМИ мы поверхностно знаем, что ее подозревают в причастности к террористической деятельности. Могли бы вы сформулировать более конкретно, что ей инкриминируют?
– Ей не инкриминируют организацию террористической группы, как написала сама Настя в письме, а подозревают в том, что она вошла в состав уже созданной группы и содействовала подготовке терактов на территории Украины.
– Арест Насти Леоновой связан с делом "Лесника"?
– Я скажу так: она проходит по одному и тому же делу, что и люди, которые были задержаны в том месте, где был убит "Лесник". Обнародованные подозрения в ее адрес весьма расплывчаты, без конкретики, которая необходима для того, чтобы можно было от чего-то отталкиваться.
– Какими могут быть, по вашему мнению, перспективы этого дела?
– Я буду прилагать максимум усилий, чтобы снять все обвинения с Насти. Вероятно, что сделать это можно будет только в ходе судебного процесса. Когда это дело будет направлено в суд – сказать сложно. По действующим процедурам, шестьдесят дней необходимо для досудебного расследования, то есть до 8 февраля. Однако этот срок может быть продолжен по ходатайству стороны обвинения и, соответственно, в рамках этого может рассматриваться вопрос о продлении срока содержания под стражей. Как будут дальше развиваться события – посмотрим. Из того документа (уведомление о подозрении в совершении преступления), который, кстати, был ей вручен после 22.00, что противоречит Уголовному процессуальному кодексу Украины, ничего не ясно – там только общие фразы. Как только будут какие-то новые детали, тогда можно будет рассуждать относительно обоснованности обвинений.
Когда Настя была санинструктором в "Азове", чем занималась в Киеве и почему не удалось встретиться с ней в СИЗО? Интересуюсь у ее мамы, Ольги Леоновой:
Никаких доказательств участия Насти в группе "Лесника" у следствия нет
– Встретиться с Настей не смогла, так как не получила разрешения на свидание. Непосредственно в СБУ заявление не приняли, отправила его по почте, но ответа так не получила и через 12 дней, 24 декабря 2015-го вынуждена была покинуть Киев. За это время видела дочку только один раз – 21 декабря на заседании апелляционного суда. Санинструктором она была летом. Из тех, кого я знаю по "Фейсбуку", подтвердить это может Евгений Каплин. С 31 августа она уже проживала в Киеве. До ареста пыталась получить украинское гражданство, подрабатывала сомелье.
– Ваша дочь была знакома с "Лесником"?
– Связь Насти с "Лесником" – это только ее телефонные разговоры с ним. Она была с ним знакома шапочно, и "Лесник" обещал ей посодействовать в получении украинского гражданства. Вероятно, что ее номер в телефоне убитого и стал поводом для ареста Насти. Но только на этом основании обвинять ее в терроризме – это безумие. Никаких доказательств участия Насти в группе "Лесника" у следствия нет.
– Беседовали ли вы в Киеве со следователями СБУ?
– Меня допрашивали в Службе безопасности Украины. Пытались внушить, что моя дочь – террористка, что она попала под влияние "Лесника". На что я им заявила, что Ася у меня вообще не подвержена какому-либо влиянию, – говорит Ольга Леонова.
В полку "Азов" не могут подтвердить, что россиянка Анастасия Леонова действительно была у них санинструктором. А вот что о Насте рассказал упомянутый Ольгой Леоновой харьковский волонтер Евгений Каплин:
"Из России она сразу переехала в Харьков, закончила здесь курсы по оказанию первой медпомощи и была парамедиком-волонтером на харьковской базе "Азова" в Валках. Ребята этой базы хорошо ее знают. До этого Настя проходила инструктаж на базе "Правого сектора" под Харьковом (Люботын). Но затем из-за разногласий с комбатом "ПС" ушла волонтерить на Валковскую базу "Азова". Несколько раз она приходила к нам в харьковский офис Гуманитарной миссии помощи мирному населению зоны военного конфликта, помогала собирать продукты для жителей линии соприкосновения в Донбассе. Она говорила о планах уехать в Киев, чтобы там получить гражданство (или убежище), поскольку легальный срок пребывания ее на Украине заканчивался, а вернуться в Москву из-за преследований российских властей она не могла. Непосредственно на фронте, насколько мне известно, ее не было. Во всяком случае, мы в своей работе там с ней не сталкивались".
В прошлом капитан-лейтенант ВМС Украины, сражавшийся в Донбассе в числе украинских добровольцев Максим Музыка познакомился с Настей на похоронах Темура Юлдашева (командир батальона "Темур" похоронен на Лукьяновском военном кладбище в Киеве) в мае 2015-го, куда она приехала из Харькова с его друзьями и активистами "Правого сектора". В июле, когда он лежал после ранения в Харьковском госпитале, Настя проведывала его, и после переезда в столицу они несколько раз виделись.
Ее забавляло, что она россиянка, общается с "правосеками" и "азовцами"
"За все это время она не произвела на меня впечатления террористки-экстремистки. Видно было, что ее забавляло, что она россиянка, общается с "правосеками" и "азовцами", то есть с радикалами-экстремистами, по мнению ненавистного ей путинского режима. Честно говоря, мне кажется, ее связь с группой "Лесника" так и не подтвердилась, раз уж ее перевели из СИЗО СБУ в Лукьяновское СИЗО. Это хороший знак. Но в любом случае будет суд, ведь погиб сотрудник "Альфы". Вероятно, через Настю пытались найти российский след, связь с ФСБ в деле "Лесника". Но, судя по всему, не нашли", – предположил Максим.
После того как в социальных сетях Максима Музыку начали обвинять в том, что он "вписался" за потенциального агента ФСБ и террориста, он ответил: "Возможно, я и наивный, но не совсем идиот. Почти месяц прошел с момента её ареста. До этого никто не шумел. Её судьбой интересовалась лишь Настина мама и бесплатный адвокат, приставленный государством. Если бы она была агентом ФСБ, с первого же дня был бы у неё крутой адвокат и информационная кампания "Свободу – Насте!". Если бы она была агентом ФСБ, с первого же дня наши "чины" стояли бы в очереди за звёздами и пели бы в микрофоны "про велику перемогу" (о большой победе). В то же время я не исключаю, что "всё может быть", что "мы скоро услышим доказательства". Надо быть прагматиками. Но я двумя руками "ЗА" общественное внимание. Ибо оно позволит как можно быстрее узнать истину и не позволит ей тупо гнить в СИЗО без обвинений, улик и доказательств".
Дело Насти Леоновой спустя месяц после ее ареста получило наконец-то широкую огласку. 8 февраля, когда закончится почти двухмесячный срок ее содержания под стражей, следователям придется либо предоставить убедительные доказательства ее связи с группой "Лесника", либо выпустить из СИЗО. О еще шестерых подозреваемых, которые, по утверждению следствия, входили в диверсионно-разведывательную группу, почти ничего не известно. В СБУ лишь сообщают, что некоторые из них уже начали давать показания.
Кто такой "Лесник" и в чем могут обвинять его и членов созданной им группы?
"Лесник", известный герой АТО (освобождавший, в частности, Славянск), и "Лесник", убитый в ходе спецоперации СБУ, – разные люди. Первый жив, проходит реабилитацию после ранения. Второй, застреленный СБУ в Киеве, – это 50-летний Олег Мужчиль (он же известен в "Фейсбуке" как Сергей Амиров).
По словам руководителя пресс-службы "Правого сектора" Артема Скоропадского, Мужчиль покинул организацию в августе 2015-го, публично разругавшись с коллегами. Украинская спецслужба предполагает, что "Лесник" работал на ФСБ России. Он неоднократно выезжал на территорию РФ (в последний раз в сентябре-октябре прошлого года) и использовал при этом найденные при обыске в его квартире три паспорта на разные фамилии. После ликвидации "Лесника" бывший лидер "Правого сектора" Дмитрий Ярош (сейчас он формирует новое общественно-политическое движение, которое официально должно заявить о себе в феврале. – РС) написал в "Фейсбуке":
Непреодолимое желание перевести "Правый сектор" с борьбы с внешним врагом на террористическо-диверсионную деятельность против существующей власти
"Не знаю, был ли Олег Мужчиль агентом российских спецслужб, но я ему всегда не доверял. На войне столкнулся с ним только однажды, в августе 2014-го. Мы вышли тогда из боев под Саур-Могилой, и он появился на базе 5-го батальона "ПС". Сказал, что хочет присоединиться к нам. Как раз тогда мы получили развединформацию, что в районе Оленевки катаются российские "Тигры", и было принято решение отправить в этот район нашу ДРГ для того, чтобы устроить засаду российским оккупантам. Олег пошел в головном дозоре и где-то потерялся... Задание было провалено. Вместе с выданным ему оружием он исчез, а через некоторое время нашелся уже в тылу, на наших базах и был привлечен к развертыванию отдела разведки. Успехов у него на этом поприще не было... Я видел у него непреодолимое желание перевести "Правый сектор" с борьбы с внешним врагом на террористическо-диверсионную деятельность против существующей власти. Он целенаправленно вел кампанию по дискредитации руководства ПС, сеял раздор и интриги. Кто-то из него будет лепить "бескомпромиссного борца" и "революционера". Это ваше дело... Я его таким не видел", – подытожил Дмитрий Ярош.
О сложных отношениях "Лесника" с "Правым сектором" и тогдашним его лидером говорят многие. "Яроша он ненавидел, ассоциировал себя только с ДУК "ПС" (Добровольческим украинским корпусом "Правого сектора"), и то с некоторыми "оговорками". Постоянно призывал к бунтам, терактам, любым силовым действиям, – рассказывает знавшая его блогер Елена Белозерская. – Он считал, что воевать нужно как с внешним, так и с внутренним оккупантом. Под внутренним оккупантом понимал "олигархический режим во главе с Порошенко".
Диверсионная группа "Лесника" могла планировать взрывы в киевском и харьковском метрополитене
Мужчиль – выходец из Донецка. Увлекался боевыми искусствами, в частности карате. Интересовался восточной философией и психологией. До войны на востоке Украины многие его знали как основателя нескольких буддистских организаций под именем Жамбо-лама, он возглавлял "духовное управление украинских буддистов". Кроме того, он называл себя одним из создателей "Тризуба" им. Степана Бандеры, вошедшего в разгар революционных событий на Майдане в 2014-м в состав "Правого сектора". Соратникам по радикальной организации рассказывал, что воевал во второй чеченской войне на стороне чеченцев, сидел в "Матросской тишине". Как пишет в блоге на Liga.net украинский журналист Валентин Орехов, если принять во внимание сегодняшние реалии и сопоставить факты, то можно с большой долей вероятности предположить, что "Лесник" был завербован ФСБ еще во времена отсидок в российских тюрьмах. Существуют данные, что "Лесником" было создано несколько автономных групп, которые действовали на оккупированных территориях. Их военные успехи неизвестны, однако есть много свидетельств о мародерстве, контрабанде, рэкете и убийствах бизнесменов. После этого "Лесник" перебрался на контролируемую Украиной территорию и вывел туда же своих людей, в первую очередь тех, кто находился под его психологическим влиянием, а также граждан России, которые примкнули к украинскому праворадикальному движению. Одной из главных целей "Лесника", считает Орехов, была дискредитация на Украине патриотического движения.
Украинская пресса, ссылаясь на свои источники в правоохранительных органах, пишет, что диверсионная группа "Лесника" могла планировать взрывы в киевском и харьковском метрополитене. А представляющиеся в социальных сетях собратьями "Лесника" активисты незарегистрированной организации УПА (Украинская повстанческая армия, действовавшая на западе Украины с 1943 по 1954 год), которая не в первый раз упоминается в разного рода провокациях, заявляют, что именно на них и Мужчиле лежит ответственность за декабрьский взрыв в магазине "Рошен" в Харькове (несмотря на многократные обещания, глава государства так и не продал свой бизнес, в том числе кондитерскую корпорацию "Рошен", сеть ее магазинов существенно увеличилась на Украине после того, как Порошенко занял президентское кресло). Харьковский магазин "Рошен" был подорван в ночь на 9 декабря, почти за сутки до спецоперации СБУ, в результате которой убили "Лесника" и арестовали членов его группы. Взрывной волной были выбиты стекла витрин и входных дверей здания, но никто при этом не пострадал. Несколько подобных ночных взрывов возле магазинов "Рошен" произошло за последние месяцы и в Киеве. Имеют ли отношение эти взрывы к делу "Лесника" – следствие не сообщает.