Вредная работа

Портрет Барака Обамы. David Datuna

Последние семь лет президентов Обамы и Путина в цифрах и ценах на нефть: что одному хорошо, – другому?

После выступления Барака Обамы с его последним в должности президента США докладом о положении страны по социальным сетям разошлись две его фотографии, во время первой и последней речей State of the Union, в 2009 и 2016 годах.

"Вредная работа", – замечают люди.

Среди моих знакомых американцев приблизительно равное количество тех, кто любят и не любят 44-го президента США. Например, стоматолог на пенсии среди причин нелюбви говорит о так называемой Obamacare, проведенной президентом и неофициально получившей его имя реформе системы медицинского страхования. Якобы врачи жалуются, говорит она, что стало труднее работать. Молодая журналистка, недавно получившая гражданство США, напротив, говорит, что только благодаря Obamacare она смогла получить страховку, и очень довольна президентом.

По опросам, деятельность Обамы одобряют немногим более 45 процентов американцев. Об этом не устают напоминать недоброжелатели президента. Однако на самом деле рейтинг Обамы лишь немногим меньше рейтинга Рейгана в аналогичный момент президентства, существенно превосходя, скажем, рейтинг Буша-младшего. Можно еще сравнить рейтинг Обамы с рейтингом Конгресса, который последние годы не превышает 20 процентов.

Константин Сонин

Экономист, профессор Чикагского университета Константин Сонин полагает, что Обама пользуется очень большой популярностью – "для демократически избранного президента и для американского президента на восьмом году пребывания у власти 45% одобрения – это большой процент":

– Просто в Америке это редкая ситуация, когда политик очень популярен. Принято политиков не любить и много с них требовать. Отчасти проблема в том, что есть некоторые долгосрочные экономические проблемы. В частности, за последние 30 лет доход среднего человека практически не растет. Соответственно, несмотря на то что последствия кризиса уже давно полностью преодолены, долгосрочный рост уровня жизни среднего американца очень медленный. Соответственно, экономическая политика может вызывать удовлетворение, но она не вызывает никакого восторга. Президент Обама правильно или неправильно считается слабым президентом в области внешней политики, которой он фактически не интересуется. Может быть, это сказывается на его одобрении, – говорит Сонин.

Журналист Майкл Грюнвальд в лонгриде "Страна, которую он построил" в журнале Politico говорит, что мало кто толком понимает в Америке суть огромных преобразований, проведенных Обамой во внутренней политике. Речь, среди прочего, идет и об упоминавшейся уже Obamacare, и об изменениях в энергетике, и о многом другом:

Импорт нефти сократился на 60 процентов с 2008 года

"Страна теряла 800 тысяч рабочих мест в месяц, когда Обама занял президентский пост, к сегодняшнему же дню в экономике рекордные 69 месяцев подряд продолжается прирост рабочих мест в частном секторе. Хотя экономисты спорят, насколько успех в восстановлении экономики – заслуга Обамы, и в любом случае рост зарплат незначителен. Дефицит сократился примерно на триллион долларов... До Обамы потребление энергии американцами росло год от года, сейчас в целом мы используем меньше энергии и все большая часть энергетики – "зеленая". Импорт нефти сократился на 60 процентов с 2008 года, продажи светодиодных ламп выросли на 50 с лишним процентов".

Когда речь идет о выходе из кризиса, Сонин замечает, что тут хорошие показатели Обамы неудивительны: "Отчасти связано с глубиной кризиса, потому что когда наследуешь экономику, которая потеряла несколько миллионов рабочих мест, то это хорошая точка, откуда можно расти".

Поэтому оставим кризис в покое и поговорим о том, что имеет прямое отношение к России, – об энергетике.

"Зеленая" энергетика занимает много места в статье Грюнвальда, где приводятся принятые администрацией Обамы разнообразные меры по улучшению энергоэффективности. Например, помощь в развитии индустрии электроавтомобилей и ужесточение норм эффективности двигателей у обычных автомобилей.

70 процентов потребления нефти в США приходится на транспорт, в первую очередь на личные автомобили. Цифры примерно таковы: в виде бензина в США ежедневно потребляется порядка 9 миллионов баррелей нефти. При этом в мире ежедневно производится около 95 миллионов баррелей нефти. Соответственно, экономичность американских двигателей и массовое использование электромобилей могут заметно повлиять на спрос на нефть, а, значит, и на ее цену – в сторону уменьшения.

Сатирик и телеведущий Билл Майер в одном из своих шоу в сентябре отвечал критикам Обамы, недовольным результатами его деятельности, – он сравнил экономические показатели перед началом его президентства и сейчас, после чего задал риторический вопрос: "Вы правда хотите прежние цифры?" Цифры эти звучали так:

Безработица:

7,2% тогда и 5,1% сейчас;

Цена на бензин:

3,24 (доллара за галлон) тогда и 2,31 сейчас;

Энергонезависимость:

раньше импортировали 11 миллионов баррелей нефти, сейчас 4,5 (речь идет о net import);

Рост ВВП:

–0,3% тогда, 3,7% сейчас;

Индекс Dow Jones:

10,365 тогда и 16,384 сейчас.

(С сентября цифры несколько скорректировались. – Прим.)

Для сравнения мы решили привести данные по России примерно за тот же срок.

Рост ВВП:

5,2% в 2008 году и 0,7% в 2014-м;

Экспорт нефти:

243,1 в 2008 году, 223,4 в 2014-м;

Цена на бензин-92:

20,41 рубля за литр в декабре 2008 года, 33,98 в декабре 2015 года.

Экономист Владислав Иноземцев на днях подводил в колонке для РБК итоги 16-летнего правления Владимира Путина:

"Газпром" добыл в 2015 году газа меньше, чем в 1999-м: 414 млрд против 545 млрд куб. м...

"Роснефть", собравшая за эти годы все возможные нефтяные активы – от ЮКОСа до "Итеры", ку­пила в 2013 году ТНК-ВР за $55 млрд, но сама сейчас оценивается лишь около $34 млрд...

За 16 лет не сдано в эксплуатацию ни одного километра современного железнодорожного полотна, приспособленного для скоростного движения. Дорог в 2014–2015 годах строилось по 1,2 тыс. км в год – в 4 раза меньше, чем в 2000-м. Автомобильная трасса между Москвой и Санкт-Петербургом все так же строится, как и в конце 1990-х".

Популярность президент Путина, впрочем, в 2015 году достигла ставших уже легендарными 89 процентов. Во многих же экономических бедах в России винят США и президента Барака Обаму. В частности, это касается упавших цен на нефть.

Сонин смеется, когда его спрашиваешь – может быть, с формальной точки зрения правы те, кто предполагает, что Обама что-то сделал с нефтяными ценами:

Не нужно обращаться к экономисту – нужно обращаться к психологу

– Любой американский президент, конечно, не обращает внимания на то, что происходит в России. Для него важно, чтобы цены на бензин были низкими, потому что когда цены на бензин низкие, это значит, что у американцев, которые водят машины, а это подавляющее большинство американцев, доходы выше. Второе – чтобы создавалось больше рабочих мест. То, что президент Обама сделал много для регуляторного развития альтернативных источников энергии, это абсолютно никак не связано с Россией. Я думаю, что его советники были бы очень удивлены, что мысль о связи с Россией может появиться в дискуссии о развитии альтернативных источников энергии. Для американского президента важна низкая цена на нефть, потому что они заботятся о доходе американских граждан.

– Но с точки зрения российского обывателя, в принципе, логическая цепочка есть. Обама внес свой вклад в то, чтобы мировые цены на нефть пошли вниз?

– Если российский обыватель думает, что проблемы России связаны с Обамой, то ему не нужно обращаться к экономисту – нужно обращаться к психологу, чтобы обсуждать бредовые фантазии. И еще китайские лидеры, конечно, замедлили рост, чтобы России навредить.

– Это легко предположить. Возможно, мы услышим еще эту концепцию.