Кто виноват – понятно: в войне, беде, разрухе, тысячах погибших и миллионах потерявших дома виноваты российская власть и, что много хуже и горше, российское общество. Как те, кто и не хотел мира, так и те, кто хотел и хочет остановить насилие, но не в силах сделать это.
Мы виноваты в том, что нас мало, в том, что и те немногие, кто против, чаще молчат, чем протестуют; в том, что уже столько лет приходится терпеть то, "чего терпеть без подлости не можно". И не только в отношении Украины. А Чечня, а Грузия, а еще раньше Молдавия?..
Не признавать этого нельзя, надо называть вещи своими именами: российская агрессия привела к войне с Украиной, российское оружие несет смерть и разрушение в Донецкой и Луганской областях, в захваченном Крыму преследуют, пытают, судят невинных людей – только за то, что они хотят оставаться украинцами и крымскими татарами. На митинги против этой войны выходило (когда еще хоть были митинги) так мало людей, что на это было больно и стыдно смотреть. И особенно стыдно, что люди еще порой и радовались: "Смотрите, как нас много!" 50 тысяч человек в многомиллионной Москве, а ведь в столицу съезжались и люди из регионов – это много?! В Петербурге все ограничивалось несколькими сотнями.
А ведь людей, которых беда прямо коснулась, хватало вокруг: у одних родственники в Украине, другие совсем недавно оттуда сами приехали, кто-то приехал давно, но остался украинцем в душе. К сожалению, даже эти люди на антивоенные митинги в большинстве своем не ходили. Один раз ко мне подошла женщина и с ходу агрессивно сообщила, что она вот из Донецка и крайне недовольна моим плакатом: "Эта война – наша вина, бросай оружие!" "Почему это у вас тут написано "наша вина"? – кричала разъяренная беженка из Донецка. – Это наша вина!" Я согласилась: наверное, и ваша вина тоже (она успела мне сообщить, что ее сын воюет в "ополчении"). "Нет, – возопила запутавшаяся оппонентка, – это ваша вина!" Я и тут не возражала, я же и утверждала, что "наша вина". Хотя было немного смешно, что ей так и не удалось сформулировать, кто для нее "наше" (видимо, все-таки Украина, хотя она и считает Украину виноватой во всех своих бедах). И страшно грустно, и противно, и жалко всех.
Чья вина – понятно. А вот что делать? Видится только один путь – говорить правду, защищать жертв этой ужасной войны и беды. В Украине волонтеры, правозащитники, церковные общины делают очень много, но дел и проблем все больше и больше. Государственных мер поддержки пострадавших от войны явно недостаточно. Не хватает и просто информации – люди часто не знают, кто, где, как живет, в чем нуждается, что пережил.
Некоторые российские правозащитники и журналисты тоже собирают информацию, стараются понять, что и как нужно сделать для улучшения положения людей в пострадавшем от войны регионе.
Эксперт Антидискриминационного центра "Мемориал" Сергей Михеев за прошедшие полтора года не раз ездил в прифронтовые города Восточной Украины, собирал информацию о проблемах цыганского населения, ведь в "ДНР" были антицыганские погромы, но никто до него даже не пытался опросить жертв этих нападений. Чтобы защитить ромское население от расизма и дискриминации, необходимо понять, от кого пострадали рома в зоне конфликта, как развивается ситуация, какие приняты меры – и приняты ли. К сожалению, ромские жители Луганской и Донецкой области не пишут сами о себе статей и отчетов, кто-то должен был этим заняться. В 2015 году вышел отчет "Мемориала" "Рома и война", критический по отношению ко всем властям – российским, к властям самопровозглашенных республик и к украинской власти тоже.
Критиковались в отчете и международные организации. Свои впечатления о новой поездке в Донбасс Михеев изложил на сайте Радио Свобода.
Мы все имеем право на человечность и солидарность, неприятие агрессии, милитаризма, шовинизма и расизма, совершенно независимо от нашей национальности, места рождения, окончания фамилии
Эта публикация вышла как раз тогда, когда другие блогеры выступили с категоричным неприятием любой критики украинских проблем любыми людьми из РФ. Сергей Лойко считает: "Конечно, права человека нужно защищать везде и всегда. И кто угодно (ну почти кто угодно) сегодня имеет моральное право отчитывать Украину за пренебрежительное отношение к правам человека, если таковые случаи имеются – и китаец, и эскимос, но только не россиянин. После того, что произошло в последний год в наших отношениях".
Неудивительно, что и к публикации о бедственном положении рома в Донбассе тут же появились комментарии, в которых выражается недовольство критикой со стороны российских правозащитников. Люди, возможно, не только ничего не делавшие, чтобы помочь пострадавшим от войны меньшинствам, но и не интересующиеся проблемами этих несчастных ромов, поняли, что имеют полное "моральное право" травить тех, кто боролся за права цыган, ездил к ним в трудное время, думал и думает о том, как помочь.
Наверное, Лойко имел в виду другое, а не индульгенцию всем желающим пинать российских правозащитников – именно потому и занимающихся жертвами войны, что они осознают свою вину и ответственность за все происходящее. Какая-либо этническая дискриминации неприемлема и в этом вопросе – есть люди из России, которым не наплевать, и нет причин запрещать им выражать свою озабоченность.
Очень неудачным в его тексте, однако, я считаю пример о недопустимости критики политики Сталина немецкими антифашистами: раз их страна напала на СССР, то они не могли уже осудить и репрессии целых народов. Меня коробит от показного милитаризма приведенных слов Ильи Эренбурга ("Убей немца!") и отвратительных стихов Константина Симонова ("Если дорог тебе твой дом...") – оба сочинителя и не воевали толком, а настоящие фронтовики презирали их пафос и во время войны, и позже. Один из моих знакомых, ветеран войны, рассказывал о том, как и через много лет он страдал, вспоминая и о сотнях убитых им немецких солдат, и о своих погибших однополчанах.
Мы все имеем право на человечность и солидарность, неприятие агрессии, милитаризма, шовинизма и расизма, совершенно независимо от нашей национальности, места рождения, окончания фамилии. Немецкие антифашисты имели право осуждать коммунистическую диктатуру (читайте "Искру жизни" Ремарка), это не умаляет их антифашизма – наоборот. Российские правозащитники могут и должны работать над преодолением попрания прав жертв войны, защищать тех, кто в этом нуждается – и говорить правду, "не стараясь угодить". Это наше право и наш долг.
Стефания Кулаева – эксперт Антидискриминационного центра "Мемориал"