Болевой порог

Эта проклятая нефть лишила покоя сотни миллионов жителей Земли, и уж точно – миллионы россиян. Вдруг выяснилось, что благополучие и достаток в России зависят не от того, сколько бессонных ночей проведет в лаборатории физик, изобретая новую батарейку для телефона, или сколько гаек прикрутит на конвейере к комбайну слесарь. А от двух вещей зависит благосостояние и настроение россиянина – от погоды в Америке и от настроения саудовского шейха.

Новая батарейка не принесет в России физику достатка, а стране – миллиардных прибылей. И комбайн слесарю виллу на Багамах не обеспечит. А вот если в Америке будет лютый январь, то запасы нефти там снизятся, сама нефть подорожает, и в российской казне появятся доходы. И на эти доходы можно будет слесарю больничный оплатить, если что, и физику премию выписать долларов 20 (по нынешнему курсу). С шейхом саудовским та же история – рассердится, опустит цену на нефть и... Ни больничного, ни премии.

Впрочем, многие сейчас наверняка скажут, что я враг, пессимист и все такое. А вот президент, премьер и Жириновский уверенно и спокойно говорят, что это все весьма временно и даже хорошо. А они врать не станут – солидные люди все-таки. В последнее время, слушая президента, министра финансов, депутатов-патриотов, я просто теряюсь. Стыдно мне, что я такой непродвинутый и не креативный.

Ведь как развиваются другие страны, всякие Японии, Германии и Америки? Они берут деньги, и эти деньги вкладывают в заводы, чтобы производить новую продукцию. Еще – в дороги, чтобы эту продукцию с заводов вывозить для продажи. Продав товар, они новые деньги вкладывают в университеты, чтобы там развивали науку, которая даст новые товары и новую продукцию. Государство вкладывает из налогов, которые собирает. Частный бизнес – из собственной прибыли и из банковских кредитов.

Чем больше денег у государства и бизнеса, тем больше вкладывается в новые разработки и производство. Чем больше производства, тем больше денег и у государства, и у банков. Все это раскручивается и раскручивается, все большие зарплаты платят учителям, дворникам, полицейским... А если нечего производить и продавать, то начинает загибаться государство. И бизнес. Потому что нет денег.

А вот в России все наоборот!!!! Была нефть дорогая – и деньги, говорят, лились рекой. 20 лет. Но не появились в стране новые заводы, новые университеты, свои айфоны и электромобили. Нет, конечно, кое-что кое-где кое у кого появилось...

Когда цены не нефть рухнули, то, по законам природы и экономики, нам должно было бы стать тревожнее и труднее. Ан нет – президент и иже с ним твердо сообщили: это очень хорошо, потому что теперь все в стране заработает по-настоящему, обновится, перестроится, а Запад будет обогнан и посрамлен. Потому что иначе никак нельзя – развиваться все равно надо, денег на это теперь нет; значит, будем развиваться без денег!!! Эдакий вечный двигатель, который работает сам по себе и топлива не требует.

Конечно, есть всякая скукота типа данных опросов населения, данных Росстата. Эти данные свидетельствуют: дна нет, инфляция вырывается из рук, ВВП упирается и не растет, доходы населения грустят. В отличие от самого населения, если верить телевизору и президенту. И рейтингу президента. А вот представьте себе такую вещь: вы – президент России. И у вас в России – кризис. Нефть дешевеет, курс рубля падает, инфляция растет. Бюджет надо "резать".

И вот вы, президент, вспоминаете, как оно было два года назад, когда не было кризиса и денег в бюджете хватало. И вот просыпались вы утром, шли в бассейн. Плавали минут сорок, и бодрый и свежий, после душа (а может, и массажа), шли завтракать. Кефир, там, а может, и икра, или хорошая ветчина с яичницей. Кофе, пирожок... Потом надевали свой повседневный рабочий костюм от Brioni. Или от "Большевички" (который не хуже точно!). Садились в свой бронированный "мерседес" и мчались в Кремль. И там работали на благо Родины. А потом летели на Валдай на пару дней, ловили там щуку. Или летели в Сочи на пару дней, там надевали тренировочный костюм за 900 евро и занимались спортом. А потом – снова в Москву, к делам и заботам о суверенитете и обороноспособности. Армию укреплять. "Пятую колонну" печенек лишать.

В общем, одна надежда на Америку. Чтобы там потеплело и нефть подорожала

Но вот настал день сегодняшний – кризисный. И вы, президент, утром что? Правильно, в бассейн. И вода в нем, я думаю, не стала холодней, потому что котельная экономить на подогреве не стала!!! А потом что? Правильно. Завтрак. И вряд ли в яичнице на одно яйцо стало меньше, потому что бюджет дефицитный... Ну и потом – в "мерседес" (не в "Запорожец" же!), и в Кремль... А потом – если есть время, и если захочется, то на Валдай. Или на Алтай. Или к другу Сильвио... А потом снова в Кремль. К заботам о суверенитете.

И вот вы читаете отчет Минфина, а там – кризис, дефицит, денег не хватает! Кому не хватает?.. Я вот лично, будучи президентом, обязательно спросил бы: "Кому?" И даже карман бы пощупал... Потому что вода в бассейне сегодня такая же. Завтрак, "мерседес"... И даже костюмы на офицерах ФСО хуже качеством не стали вроде. Конечно, если Шойгу с Силуановым придут и скажут, что в будущем году "Булаву" запустить не удастся – это да, другое дело! Потому что меня лично как президента непосредственно касается и задевает, если Обама станет меньше нас бояться и уважать. Поэтому нужно что-то делать непременно, но на "Булаву" деньги найти!

А пенсионеры... Учителя... Они ведь не "Булава" и не охрана из ФСО. Они где-то там, далеко. Виртуальные. Как те моряки с "Курска", которые вроде и есть там, и еще живы, но помочь им никак уже нельзя, а значит... не прерывать же отпуск!

В общем, всех не пожалеешь. А президент вынужден быть иногда черствым и даже жестоким: работа такая. Когда президент какой-то страны (не только России) отдает приказ армии идти в бой, он понимает ведь, что погибнут многие. Так что же – не отдавать приказ, потому что людей жалко?.. У президента должен быть своего рода болевой порог. Когда на боль (особенно чужую) нельзя обращать внимание.

Что, не хотите представить себя президентом? Хорошо, представьте себя премьер-министром. И вот просыпаетесь вы утром... Деталей не знаю, но только вы, в конце концов, надеваете свой костюм, садитесь в "мерседес"... Берете в руки айфон и айпад... Причем и "мерседес" из-за кризиса не стал подержанным... И в руках у вас айфон новый, как и два года назад... И приезжаете в Белый дом, а там, в рабочем кабинете – кресло итальянской кожи, как и до кризиса... Потом – в самолет, с визитом по делам лететь. И как прежде, самолет этот – опять "Бомбардье" или "Гольфстрим", а не ЯК-42. Какой тут кризис, даже и не знаю...

Конечно, вы как премьер-министр отвечаете за зарплату учителям. И за пенсии. И за проездные студентам. Студентов конечно жалко, но они ведь и пешком могут дойти до института. Если только о них думать, да о больных пенсионерах, то до Сколкова руки не дойдут. Болевой порог – больно за них, но... Надо потерпеть.

Ну ладно!!! Не хотите вы и премьер-министром!!! Тогда представьте себя... Президентом "Роснефти"!!! Игорем Ивановичем Сечиным!!! Уж кто-кто, а президент "Роснефти" от цены нефти напрямую зависит!!! И вот просыпаетесь вы утром... С трудом представляю себе, что завтракаете вы теперь "Дошираком", что едете на работу теперь в "хюндае", да еще и без охраны (ради экономии). А когда приезжаете в офис и выслушиваете доклад о падении цен на нефть и убытках, то понимаете: нефтяникам придется того... и зарплату урезать, и рацион в столовой ускромнить. Иначе не хватит денег на выплату долгов кредиторам "Роснефти". Жалко, конечно, нефтяников. Но... Иначе заберут компанию вовсе за долги американские кредиторы. Так что больно, а терпеть придется... Болевой порог...

Кем бы еще предложить вам себя представить?.. Депутатом Госдумы, который в наше трудное время заходит в столовую Госдумы?.. И все там, в столовой, так же, как и три-пять лет назад? И цены, и меню... Из столовой идете вы в зал заседаний и с болью в сердце голосуете за законопроект о замораживании пенсионных накоплений... Хоть и голосуете, но ведь с болью в сердце. Болевой порог и у вас есть, не звери ведь... И потом, это ведь не ваши накопления замораживают.

Конечно, я мог бы предложить вам представить себя... скажем, фельдшером сельского медпункта. Который, придя утром на работу, обнаруживает телефонограмму из района о том, что лекарства дороже чем за ...цать рублей теперь не выписывать, бюджет не позволяет. И вот вы, фельдшер, матерясь от бессилия, понимаете: свой болевой порог придется вам сегодня повысить. Потому что Марья Ивановна, 77 лет, которая придет за рецептом, уйдет от вас ни с чем. И болеть у нее будет, и нечем ей обезболить. А если вы будете о ней переживать, толку будет ноль. Жалко, но всех не пожалеешь. Тем более что зарплату вам в этом году не повысят даже на уровень инфляции. "Булава" для страны важнее...

В общем, одна надежда на Америку. Чтобы там потеплело и нефть подорожала. Глядишь, и болевой порог в России понизится. У тех, у кого надо.

Владимир Бекиш – эксперт в сфере стратегической безопасности