Кому поет Валерия

Валерия и Пригожин в Кремле

Ходорковский сфотографировался с доверенным лицом Путина, чтобы избежать гражданской войны

Пожалуй, со времен селфи Алексея Венедиктова с Михаилом Леонтьевым фейсбук и твиттер столь активно не обсуждал фотографии. На сей раз предмет разговора возник не в Москве, а в Лондоне, но - сюрприз! - опять с участием главного редактора "Эха Москвы":

По ссылке - в Инстаграме Венедиктова - такое фото:

И не только Валерия - но и супруг ее Иосиф Пригожин, оба ярко поучаствовавшие в кампании по одобрению присоединения Крыма и политики "партии и правительства" в целом.

Первое чувство, которое вызвало фото в широкой либеральной общественности - недоумение, а первой реакцией стали столь же недоуменные шутки.

Anna Narinskaya

Дело было так. Закончил Ходорковский обед в ресторане, расплатился, направился в гардероб, а тут хоп! Подскакивает Валерия и острым каблуком ему на ногу – хрясь – наступает. А тут - хлоп - с двух сторон Венедиктов и Пригожин подпирают. Пригожин шипит – ну ка улыбайся, а то она вообще тебе ногу каблуком пробьет. И тут из за колонны выходит человек смазанной внешности и айфончиком бац!
Это по-моему самое реалистическое объяснение

Ольга Романова:

Теперь Бастрыкин вывезет в лес Валерию с Пригожиным, и будет пытать: говорите, где скрывающийся Ходорковский?

Наталия Осипова

Все видели фото с Ходором и Пригожиным.
А прикиньте, если где-то есть фото Путина с Порошенко, Обамой, Меркель, Эрдоганом, где они, такие, в обнимку, ржут над лохами всех мастей и взглядов. "Здорово мы их накалываем!".

За шутками последовали "фотожабы" - иногда весьма едкого политического окраса.

И, конечно, неизбежное:

Очевидно, так выглядит "патриотический майдан", которым пугают путинисты-охранители.

Maxim Zharov

Хорошая фотожаба. С намеком. И что самое занятное, что так все и будет. Просто потому, что одни сидят на трубах (и трупах), а другим нужны их деньги.

Ксения Собчак, например, испугалась.

Кто-то воодушевился

А кто-то потирает руки.

Наконец, Ходорковскому начали задавать вполне серьезные вопросы.

Андрей Сидельников:

Mikhail Борисович, я с уважением отношусь к Вашему тюремному прошлому и Вашей готовности выражать свою гражданскую позицию в настоящем, поэтому я не хочу реагировать на Вашу сегодняшнюю фотографию настолько же резко, как я бы это сделал в другом случае. Однако, я считаю её очень серьезной ошибкой, которая не может проходить по разряду "случайное совпадение". Певица Валерия и её муж, продюсер Иосиф Пригожин, давно и последовательно поддерживают все самые худшие начинания правящего в России режима. В том числе и те, которые во всем мире считаются международными преступлениями, например, аннексию Крыма и гибридную войну в Донбассе. Гражданский бойкот для таких персонажей - это не разжигание гражданской войны, а единственно возможная морально-нравственная позиция. Умение признавать собственные ошибки - важнейшее качество сильной личности и ответственного политика.

Божена Рынска:

Михаил Борисович, разрешите на правах младшего прочесть вам нравоучение. Не надо размывать линию фронта. Когда вы "фоткаетесь" с негодяями, подлецами, вы показываете всем, что и они это понарошку, и вы - понарошку. Это мол, на сцене мы - Монтекки и Капулетти, а в жизни-то мы щас пиво вместе пить отправимся. И кровь вовсе не кровь, а клюквенный сок, не плачьте, детки. И те, кто верит вам, нам и принимает все это за чистую монету, а не читку пьесы по ролям, от таких фотографий себя чувствует оплеванным. Вот я, лично я, сейчас при виде этого милого группового портрета чувствую себя обманутой в лучших чувствах. Потому что эти люди олицетворяют подлость. А вы с ними ручкаетесь. Мы всерьез ходили на Болото, на Сахарова, и страдаем мы и печалимся от того, что происходит, всерьез, а не в расчете на будущие бенефиты. Институт нерукопожатности, битья по морде негодяев, он не просто так существовал в менее подлые времена. Были грозные старцы с идеальной репутацией, чье "да вы, сударь, подлец, руки я вам не подам" было общественным приговором.

Serguei Parkhomenko

Поскольку набился уже полный почтовый ящик вопросов, отчего не комментирую картинку в китайском ресторане, отвечаю всем сразу.

У меня на обе эти картинки - что с Бородаем, что с Пригожиным, - реакция совершенно одна и та же: "Фу, гадость какая..."

Потому что обе картинки демонстрируют три человеческих качества, которые я считаю вредными и неприятными. А в некоторых ситуациях - просто стыдными. Эти качества:
1) тщеславие,
2) неразборчивость в связях,
3) вероломство.

Одно утешает, что эти разные качества принадлежат на этих картинках разным людям. И там и там - одни тщеславные, другие неразборчивые, а третьи вероломные.

Объяснения Ходорковского поначалу были краткими:

И многих не устроили.

С другой стороны, значительная часть комментаторов возмутились тем, что критики Ходорковского устроили "партсобрание" с обсуждением его "морального облика".

Аббас Галлямов

Понятно, что Божене, как и любому романтику, симпатичны несгибаемые герои, истекающие кровью на баррикадах. Но как свидетельствует история, эффективные демократии формируют не они, а люди в галстуках, ведущие бесконечные переговоры и заключающие бесконечные компромиссы.

Дарья Митина

В одной половине моей френд-ленты сейчас жёстко <критикуют> Валерию за фотографию под ручку с Ходорковским и В.В. Володина за фотографию под ручку с Людмилой Алексеевой, а в другой - Ходорковского за фотографию с Валерией и Алексееву за фотографию с Володиным.

Оба варианта кажутся мне, извините, проявлением чего-то клинического:)).

Мария Баронова

МБХ:

"Сторонникам: заигрываться в нерукопожатность — фактически означает толкать страну вместо революции в пекло гражданской войны.
Это без меня!"

Общественность в ответ возмущена и не видит разницы между революционными изменениями, наступающими в результате уже давно произошедшего государственного переворота и гражданской войной. Все беспокоятся.

Мне в личку сыпятся комментарии из серии, что раскусили всю ватную сущность. Не хочет, оказывается, Ходорковский ничего такого делать. Не хочет страну раздать желательно всем и шестой флот у стен Кремля. Как же так. Как же так.

Dmitry Gudkov

На мой взгляд, Михаил Ходорковский все сделал правильно. Пригожин и Валерия, конечно, наговорили в последние годы много разного, но при этом не имеют отношения ни к коррупции, ни к развалу страны, ни к преступлениям. В общем, ни на Патрушева, ни на Чайку никак не тянут.

Границы «рукопожатности», о которых пишет, например, Божена Рынска, конечно, существуют. Но при этом проходят не по песочницам и не по взглядам, а по конкретным делам. Воровал, убивал, осуществлял «информационную поддержку» — вот здесь нет никаких вопросов. А говорил глупости — это, как по мне, другое дело.

Дмитрий Бавырин

В новой свободной России обязательно появится общественный комитет приличных людей, выносящих коллегиальное решение по вопросу "с кем можно фотографироваться, а с кем нельзя". Это сократит войну на пять лет и спасет миллионы жизней.

Sergey Kuznetsov

Люди, которые обсуждают, как Ходорковский или Бенедиктов могли сфотографироваться с певицей Валерией, больше всего потрясают меня тем, что способны узнать ее на фотографии.

Maxim Kononenko

Один мужчина был такой патриот своей Родины. И вот однажды вызывает его важное государственное лицо и говорит: <...>

- Вы должны будете поехать в Лондон, - говорило лицо, доставая из кармана небольшую коробочку и кладя ее на стол.

Мужчина посмотрел на коробочку и побледнел.

- Там вы пойдете в один ресторан, - продолжало лицо, - И встретитесь там с этим вот.

И государственное лицо положило рядом с коробочкой фотографию врага Родины.

- Он... - пробормотал мужчина, не отрывая глаз от коробочки и фотографии и бледнея всё больше и больше, - Он... будет... пить... чай?...

- Возможно, - кивнуло лицо, - Но, судя по нашем агентурным данным, он будет там с человеком, который чаю не пьет. Один виски. Итак, вы к ним подойдете.

Мужчина задрожал.

- И попросите с ними сфотографироваться, - продолжало лицо, доставая из коробочки маленький телефон.

Мужчина перестал дрожать.

- А потом сразу же перешлете фотографию нам, - сказало лицо, кладя телефон перед мужчиной.

- И... - осторожно начал мужчина, - И... всё?

- И всё, - сказало лицо, - Вы известный патриот своей Родины. Фотография с вами его дискредитирует. Начнется скандал...

Немногие предожили подумать о мотивации не МБХ, а Валерии и Пригожина - им ведь тоже может "достаться" за фото с "врагом народа".

Есть разные мнения:

Petr Favorov

Поразительно, что в связи с Фотографией не обсуждается самый очевидный сюжет: как Валерия с Пригожиным не боятся сниматься в обнимку с Заклятым Врагом Режима? Тут два варианта - то ли они такие храбрые, то ли в России не тоталитаризм. Теряюсь в догадках.

Возможно, первое ближе к истине:

Публика начала предлагать​ различные варианты "примирительных" фотографий.

Юрий Васильев:

Хочу фото Л.М. Алексеевой с И.Д. Кобзоном. Венедиктовы опциональны. Пономаревых, Панкратова-Черного и гербалайф не предлагать.

Но, собственно, нечто подобное ведь уже было. Помимо уже упомянутых фотографий с дня рождения "Эха Москвы", вспомнили и фото московских репортеров с Бородаем.

Tania Felgengauer

А объясните мне, как это работает? Потому что у меня самой какие-то рычаги срабатывают, но я не понимаю, по какому принципу.
Вот три истории про фотографии.
Фото с Леонтьевым. Разразилась буря. Мне кажется, что зря.
Фото с Бородаем. Все говорят ок. Хотя мне казалось, что нельзя.
Фото с МБХ и Валерией. Буря. Хотя мне всё равно. У меня скорее это вызвало смех, чем праведный гнев.
Почему те, кто считали фотку с Бородаем нормальной, сейчас возмущаются фоткой МБХ? Есть какие-то внятные объяснения? Или, как и я, люди ориентируются на непонятное ощущение внутри?

Станислав Яковлев

Что касается продюсера Пригожина.

Для того, наверное, Михаил Борисович десять лет баланду кушал, чтобы потом на воле разрешение у вас спрашиваться, с кем ему фотографироваться.

Себе сперва на фоне Бородая <фотографироваться> запретите, потом вернёмся к этому разговору. Когда и если.

Есть и призывы не считать "дежурное" фото с артистами показателем какой-то политической позиции.

Кирилл Шулика:

Вы тут размещаете рядом фоточки Валерии с Кадыровым и Ходорковским с таким возмущением, будто я не знаю, что случилось...

Так вот как раз фоточки Валерии с Кадыровым и Ходорковским это нормально. У нее такая работа. Артисты ну это лицедеи по сути, им должно быть по барабану перед кем петь или играть. Поэтому меня просто передергивает, когда о таланте артиста судят по политической принадлежности. Ну типа ватник, значит, бездарь. Опять же артист завтра перестанет быть ватником, может партбилет достанет, если это позволит ему заработать. Ну вот так цинично, да. И при советской власти так было, если не хуже. Что Бондарчук плохой режиссер был? Или Меньшов, который сейчас ватные речи толкает, зря "Оскара" получил?

Захар Май предположил на первый взгляд невозможное:

​Но, как ни удивительно, эти шутки оказались близки к истине.

Bozhena Rynska

А мне ответил один из самых мужчинских мужчин мира Mikhail Khodorkovsky . И - да я так счастлива этим обстоятельством, что выношу его коммент. Это важный момент, важная позиция. Только прошу спорщиков соблюдать политесы и отвечать в таком же корректном тоне, как и МБХ.

Дорогая Божена, благодарен Вам за внимание и совет. Понимаю причины Вашего дискомфорта - есть мы и они, они мочат нас, мы их. Любой мостик - потенциальное предательство. Недовольны и на другой стороне баррикады, но причина чуть другая - им удобна гражданская война, как альтернатива несменяемой власти. Не мирная революция, а война с болью и кровью. Это повышает барьер входа в революцию, делает его запредельным. Для решения задачи им важно, чтобы общество было фрагментировано, чтобы люди видели друг в друге врагов, чтобы накапливался потенциал недоверия. Мостик над пропастью - путь для компромисса помимо Кремля. Но у них проблема. Мы не только "политические животные", мы люди, сограждане с тысячами связей и интересов помимо политики. Вот я, например, будучи человеком из простой семьи, технарем, наконец зеком, который 10 лет не мог выбирать, на какой концерт сходить, просто люблю Валерию. Я ее слушал почти каждый день, годы. Она мне напоминала о доме и я ей могу простить все, если ей нужно мое прощение. Когда ко мне на прием придет пенсионер Данилкин, я не буду вспоминать ему приговор, а просто помогу разобраться с его проблемой, если это будет моим делом, поскольку для меня важнее, что он мой соотечественник, чем то, что мы были по разные стороны баррикад. Такое уже было в моей судьбе. Мы фактически стояли с оружием друг против друга, а потом мне довелось помочь человеку выжить в тяжелые годы. Люди должны ощутить, что между нами, согражданами, родство. Родство помимо и вне Кремля, тогда у вождей не будет шанса. Тогда революция не обернется гражданской войной, поскольку никто не будет терять все. Но кому-то надо сделать первый шаг. Считаю, что это роль культурной элиты - построение мостиков внутри расколотого общества. А то, что мы все ошибались и еще будем ошибаться, будем в чем-то не сходиться - так это нормально. Зрелость общества меряется способностью к компромиссу. Мы, судя по этому критерию, дурные подростки. Пора вырастать!

И это - уже принципиальная позиция и серьезный повод для дискуссий.

Александр Осовцов

Я не стал бы придавать этому эпизоду особого значения, если бы не объяснения МБХ, где он, промимо прочего, упомянул и судью Данилкина, и Сечина. Потому что Валерия что-то там поёт, и то, что кому-то это нравится, свидетельствует, на мой взгляд, лишь о том, что бывают люди с неважным музыкальным вкусом. При этом музыкальный вкус - это явно не то, за что я уважаю МБХ. Впрочем, полагаю, он не избежал бы аналогичных вопросов, окажись на месте Валерии Анна Нетребко или, допустим, Валерий Гергиев, Юрий Башмет и многие другие.
А вот Данилкин и Сечин - другая история. И если Ходорковский думает, что они и им подобные, как Валерия, суть только фигуранты его личной биографии, то вот здесь у меня возникает проблема отношения к его взглядам. Потому что Данилкин и Сечин - уголовники.

Но вот тут-то как раз они и начали затухать. Потому что выяснилось главное: