Итак, после заявления представителей министерства финансов США и Белого дома Владимиру Путину, по существу, официально предъявлено если не обвинение, то серьезное подозрение в коррумпированности. В Великобритании пошли еще дальше: Высокий суд Лондона объявил Путина фактически пособником, если не заказчиком убийства Александра Литвиненко. За всю историю СССР и посткоммунистической России ни один советский (российский) лидер не удостаивался такой чести, ни Сталин, ни Брежнев.
Что все это значит? Я думаю, что Сталина и даже Брежнева на Западе уважали, если не сказать – боялись. Путин это уважение утратил. После поражения в военной авантюре в Украине, унижение от которого Кремль безуспешно попытался замаскировать операцией в Сирии, Путину дали понять: его на Западе больше не уважают, и ни в какой элитный клуб G8, ему входа более нет, просто не пройдет face control. Грубого ядерного шантажа российского руководства в последнее время тоже не очень боятся, зная, где находятся и куда вложены средства в том числе видных представителей этого самого руководства во главе с их подозреваемым в коррупции лидером.
Как же чувствуют себя миллионы простых пассажиров на корабле (не хочется написать "дураков"), чей самоуверенный, любимый и обожаемый капитан получил такую черную метку? Плохо они себя чувствуют. И с каждым днем все хуже и хуже. И так называемая ватная крымнашистская риторика практически сошла "на нет" даже на российском телевидении, которое теперь только и занято тем, что неуклюже обеляет разъезжающийся по швам портрет главного Дориана Грея. Падение цен на нефть, экономические и политические санкции против путинского окружения и близких ему компаний и банков могли бы сами по себе пройти не очень замеченными для населения, если бы правительство России не объявило санкции против Запада, а по существу – против своего народа. И все это на фоне близкого к катастрофическому падения курса рубля.
Как несчастные дети-сироты, каких власти в 2012 году "асимметрично" (любимое выражение Путина) не разрешили более усыновлять американским сердобольным семьям в отместку за Акт Магнитского, одобренный Конгрессом и направленный в первую очередь против российской коррупции, – так вот и население России в последние полтора года почувствовало себя жертвой асимметричного ответа на западные санкции. С прилавков еще в 2014 году дружно исчезло большинство западных продуктов питания. Некоторые упорные продукты – вроде мандаринов и гусей – давили бульдозерами, другие сжигали. В результате оставшиеся в свободном доступе иностранные (не западные) продукты взлетели в цене, в том числе и из-за терпящего бедствие курса рубля, а "импортозамещающие" отечественные продукты тоже подорожали в отсутствие конкуренции, да и в связи с подпрыгнувшими ценами на иностранное сырье. Да, да. Для получения молока и мяса, оказывается, тоже нужно сырье из-за границы – комбикорма и пищевые добавки.
Даже бензин в нефтедобывающей стране упорно не желает следовать за нефтью – его цена если не растет, то и не падает, в то время как, к примеру, в США за это время цена бензина опустилась с четырех до полутора долларов за галлон. "Цены на коммунальные услуги растут, – жалуется Наталья К., медсестра в московской поликлинике и мать-одиночка. – И цены в магазинах растут, подорожали даже сахар и хлеб. А зарплата практически та же. Я уже не могу позволить себе покупать фрукты для ребенка". Павел Д., успешный основатель сети частных отелей и съемных квартир в центре Москвы, потерял за последний год 48 процентов прибыли. "Иностранные бизнесмены и инвесторы массово уезжают домой, – утверждает он. – Никто не хочет делать бизнес в России. Квартиры в центре Москвы, которые были нарасхват пару лет назад, более не сдаются. Рынок умер".
Так же, если не хуже, обстоят дела и на рынке московской недвижимости. В долларовом эквиваленте квартиры и дома подешевели более чем в два раза, но даже за эти деньги никто не хочет их покупать. Строительные компании массово замораживают объекты, увольняют рабочих и специалистов. Спроса на жилье нет совсем. "Собирался продать квартиру, чтобы уехать в Европу, – говорит Даниил Н. – В итоге цена в долларовом эквиваленте упала вдвое. Мечта рассыпалась. Теперь разве что на квартиру в Киеве или Одессе хватит".
В других областях потребительского рынка и рынка обслуживания дела тоже идут из рук вон плохо. Авиакомпании терпят убытки и распускают персонал из-за сокращения числа регулярных рейсов. Отменены полеты в Украину, в связи со взаимными санкциями. Отменены популярные рейсы в Египет после взрыва исламскими террористами российского авиалайнера над Синаем. Отменены все рейсы в Турцию из-за сбитого российского бомбардировщика. С Турцией, одним из самых крупных российских торговых партнеров, отношения грозят перейти из холодной войны в горячую. Проекты по возведению элитного жилья, которое в основном строили квалифицированные турецкие рабочие, заморожены – в том числе и потому, что некому больше строить. Российские специалисты не могут заменить отправленных в срочном порядке домой турецких рабочих.
Гигантские убытки терпит туриндустрия. Самые популярные направления – Турция и Египет – закрыты. Путешествия в другие страны из-за курса рубля становятся все более недоступными для россиян. "Теперь никуда не поехать. Посчитаешь цены на билеты и отели в долларах – волосы дыбом встают", – говорит Эмиль Л., семья которого ежегодно один-два раза отдыхала за границей. – Будь проклят этот "крымнаш"! Ни за что туда не поеду, пусть Путин сам там отдыхает. С женой или с собакой, кто там у него остался из семьи".
Кратко, но емко подвел итог действий санкций и антисанкций Сергей Ф.: "Просто жопа!"
Жалобы слышатся со всех сторон. Сильно подорожали или совсем исчезли из аптек импортные лекарства. Отечественные препараты в большинстве случаев не могут их заменить. "Второй месяц подряд не мне выписывают льготные гормональные препараты от бронхиальной астмы, а ведь в списке "жизненно важных" лекарств Минздрава они присутствуют", – жалуется Борис К.
Надежда К. арендует офис по соседству с ателье по пошиву модной недорогой одежды. Ткань они получали с фабрики, которая закупала сырье в Турции. Теперь и те, и другие закрывают бизнес. "К концу декабря на фабрике сократили 70% работников, а тех, что остались, перевели на трехдневную неделю, – передает Надежда разговор с модельером из ателье. – Они работают, пока остатки не распродадут, а там – до свидания". Магазин, торгующий одеждой фирмы Hugo Boss, который 15 лет успешно функционировал в центре столицы, закрывается. Персонал сокращают: спроса нет и не предвидится.
Степан Ф., менеджер автосалона импортных машин, говорит, что к лету предприятие придется закрыть: "У людей тупо нет денег на иностранные машины. Людям бы семьи прокормить". Соседний салон по продаже отечественных машин тоже закрывается, рассказывает Степан. Полиция все чаще регистрирует мелкие кражи из автомобилей, которые до аннексии Крыма почти прекратились. С машин снимают запчасти, воруют аккумуляторы, говорит полицейский Андрей Н: "Давно уже такого не было. Народ дичает не по дням, а по часам".
Рестораны и бары, чтобы удержать цены, перешли на менее качественные продукты, и все равно обезлюдели. "Моя девушка работает в баре, – говорит Дмитрий Н. – Половину персонала уже уволили, а тем, что остались, вдвое сократили рабочие часы". У Александра Г. отец-пенсионер, в прошлом полковник-пограничник, еще недавно комфортабельно существовавший на военную пенсию в 30 тысяч рублей, вынужден теперь искать работу дополнительно к пенсии. “Пошел работать за 15 тысяч в гражданскую оборону, но виноваты-то во всем американцы..." – с горечью шутит Александр.
"У друга закрылся небольшой бизнес по доставке пиццы в Москве, – делится Андрей Д. – Теперь таксует". В бывшей когда-то обласканной мэром Лужковым и одной из самых быстро растущих бизнес-корпораций, "АФК-Система", – сокращения, "глобальная реконструкция", – говорит мать одной из служащих Мария П. В Москве и в целом по России взлетели проценты на потребительский кредит, жалуется Мария Ч.: "Чтобы сейчас взять 100 тысяч рублей, нужно через год отдать 150. Это из-за того, что банки больше не могут получать дешевые кредиты за бугром. Под такой процент брать деньги не буду, а ведь надо сделать ремонт в кухне". Санкционный кризис охватил даже больницы. Говорит врач Елена П.: "У нас в больнице была 221 койка, будет 75, на такое количество коек выделено финансирование".
Таких и подобных историй в Москве услышишь немало. Что уж говорить о провинции. Елена К. рассказывает, что живет в российской глубинке, в селе, половина которого газифицирована, а другая половина отапливается с помощью электричествы, но с 1 февраля власти вводят новые тарифы на электроэнергию. "Люди уже жалеют, что в свое время сломали русские печи в домах, – говорит Елена. – А я камин буду перекладывать. Как раз сегодня с мастером говорила о том, что надо делать новый – не только для удовольствия, но и для отопления, с ходами, с рабочими стенами". "В нашем городке работы вообще больше нет, – жалуется Владимир В. – Все, кто мог, уезжают в Москву". Кратко, но емко подвел итог действий санкций и антисанкций Сергей Ф.: "Просто жопа!"
Но встречаются и другие истории, правда, редко. Например, Сергей В. работает в государственной компании, которая благодаря санкциям стала получать гораздо больше внутренних заказов. "После ввода санкций я стал зарабатывать почти в два раза больше (хотя реальная покупательная способность выросла, конечно, не вдвое), купил машину, – рассказывает Сергей. – Мой друг-одноклассник, президент крупного холдинга, выполняющего госзаказы, также вполне успешен: купил огромную квартиру в элитном комплексе, катается по миру, и работает, и отдыхает вволю. Мой другой одноклассник, Рома, уволился с поста вице-президента крупного банка (не из-за санкций), но денег накопил, инвестировал и живет хорошо, хотя и ругает власть".
"Но мы, конечно, не показатель, – соглашается Сергей. – Нам на все хватает, и на загранпоездки, и на дорогие продукты. Сестру жены уволили из-за массового сокращения поликлиник, но муж ее, слесарь, после санкций стал зарабатывать на своем заводе в 4 раза больше: завод выпускает продукцию для Росатома". Коллеги Сергея по работе в массовом порядке стали отдыхать в Крыму и на Северном Кавказе – на поездках за рубеж экономят, хотя далеко не бедствуют, все они стали жить лучше, добавляет он. Да, действительно, не все так плохо, как кажется. Все-таки встречаются еще и дешевые продукты, утверждает Дмитрий О., выставивший в фейсбуке фотографию банки говяжьей тушенки за 29 рублей 90 копеек. "Страшно представить, что в этой банке внутри лежит", – написал один из комментаторов...
Сергей Лойко – журналист и писатель
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции