"Рамзан, не уходи!"

Рамзан Кадыров

В Чечне после заявления об "отставке-неотставке" Кадырова развернулась кампания, требующая от него остаться

Видеоролики с плачущими или поющими детьми, фотографии чиновников с плакатами, заявление местного уполномоченного по правам человека о том, что уход главы Чечни со своего поста нарушил бы права жителей республики. Так выглядит развернувшаяся в Чечне кампания против возможной отставки Рамзана Кадырова.

Уходит или не уходит Кадыров, пока, однако, не ясно. В течение девяти лет он полностью доминировал в чеченской политике, после того как, по мнению многих, Кремль дал Кадырову, в прошлом воевавшему на стороне сепаратистов, свободу рук при подавлении многолетнего повстанческого движения и восстановлении разрушенного войной региона. В Чечне установилось относительное спокойствие, и большинство наблюдателей считало, что у Кадырова, чей срок пребывания в должности истекает через месяц, стопроцентные шансы остаться на своем нынешнем месте.

Однако 27 февраля в радиоинтервью Рамзан Кадыров заявил, что у него нет желания продолжать свою деятельность на посту главы Чечни. "Мое время прошло", – сказал Кадыров, а в интервью телеканалу НТВ добавил, говоря о себе в третьем лице: "Это вершина для Кадырова". С этого момента в Чечне развернулась кампания, участники которой призывают Кадырова остаться. Она выглядит как гражданская инициатива, но налицо признаки того, что ее поддерживают и даже стимулируют чеченские чиновники. Это, в свою очередь, стало поводом для спекуляций по поводу "отставки" Кадырова: не являются ли разговоры о ней всего лишь уловкой?

Отказ Кадырова означал бы массовое нарушение прав граждан

На следующий день после заявлений Кадырова группа, называющая себя "Гражданским форумом Чеченской республики", выступила с заявлением о том, что "общество не видит альтернативы Рамзану Ахматовичу Кадырову на посту Главы Чеченской Республики, и ни о каких преемниках не может быть и речи". Это заявление было опубликовано на официальном сайте правительства Чечни. Днем позже в том же духе выступил республиканский омбудсмен Нурди Нухажиев: "Жители Чеченской Республики желают видеть во главе республики Рамзана Кадырова в силу вышеперечисленных причин. Кроме того, это их право как избирателей. Отказ Кадырова означал бы массовое нарушение прав граждан". Российские правозащитники восприняли эти слова как пример черного юмора, учитывая множество зафиксированных реальных нарушений прав человека в республике, включая политические убийства или наказания членов семей боевиков, основанные на принципе коллективной вины.

В социальных сетях множатся фотографии и видеоролики, на которых дети славословят Рамзана Кадырова или, в одном случае, умоляют его остаться. К 1 марта только в "Инстаграме" (которым, кстати, активно пользуется сам Кадыров) появились более 6600 постов с хештегом #РамзанНеУходи.

28 февраля Кадыров, похоже, оставил себе путь для отступления, написав в "Инстаграме", что, согласно российскому законодательству, президент РФ Владимир Путин определяет список кандидатов, из которых потом жители региона могут выбрать своего руководителя. Пару дней спустя в интервью агентству "Интерфакс" Кадыров развил эту мысль: "Еще раз говорю, что готов выполнить любой приказ президента России. Скажет, что необходимо и далее работать в этой должности, не стану даже обсуждать. Будет иное решение, исполню безоговорочно. Когда я говорю, что являюсь пехотинцем Путина, это не просто слова, это моя твердая позиция".

– Ясной кандидатуры преемника нет, – считает Ольга Оликер, директор российских и евразийских программ Центра стратегических и международных исследований. – Есть международное давление, общественное мнение, указывающее на Рамзана Кадырова как на однозначно "плохого парня", сведения о возможной причастности к убийству Бориса Немцова. Так что, возможно, появились какие-то тенденции к тому, чтобы дистанцировать режим Путина от всего этого, а для этого нужна отставка Кадырова. С другой стороны, Кадыров – давно уже человек Путина в Чечне. Кто мог бы заменить его? Карьера Рамзана Кадырова сложилась так потому, что он стал наследником своего отца (Ахмата Кадырова, руководителя Чечни в 2000–2004 годах. – РС). Но кто может быть его наследником? И представляют ли вообще в Москве, что происходит в Чечне?