Когда в Москве рядом со станциями метро сносили торговые павильоны, некий церковный деятель предложил на освободившихся местах построить православные храмы. Остроумцы тут же окрестили затею "Спас на шаурме". Название, конечно же, навеяно петербургским Спасом на Крови. Ерническую аналогию все легко угадали, ведь собор, построенный на месте убийства царя Александра II, широко известен. Между тем его название не типично. В русской речевой практике вторые, неофициальные именования храмов чаще всего давались не по событию, а по топонимическому признаку.
Это особый слой "адресной" лексики. В наши дни многие такие названия могут показаться смешными. Как минимум необычными:
- храм Зачатия праведной Анны, что на Востром конце,
- храм Вознесения Господня на Гороховом поле,
- церковь Трех Святителей на Кулишках.
Исследователи в старинных названиях находят важную информацию. Лингвисты – об истории языка. Историки и культурологи – о том, как выглядели города в древности. По числу названий все рекорды бьет собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Он же – храм Василия Блаженного на Красной площади и так далее, и так далее. Причину многоголосия директор этого музея Татьяна Сарачева видит в том, что легенды и мифы сопровождают храм на протяжении всей его истории:
– В этом году нашему собору исполняется 455 лет. У него сложная внутренняя планировка. Когда попадаешь под низкие своды, кажется, вот здесь – то самое место, где должны рождаться самые необыкновенные легенды. Они начали появляться сразу же после его строительства. Внешний облик тоже необычный. Поэтому собор снабжают самыми разнообразными эпитетами – это и экзотический, и экстравагантный. Сравнивают то с матрешкой, благодаря росписям, то с тортом.
– Более того, даже с делом рук взбесившегося кондитера. Этот памятник архитектуры редко кого оставляет равнодушным. Или восхищаются, или бранят.
– Ну и, конечно, сказывается дефицит письменных источников. Чем меньше упоминаний в древних письменных источниках, тем больше провоцируется создание самых разных легенд. К сожалению, собору не очень повезло с научными исследованиями. Кажется, что мы уже все знаем о нем, но на самом деле это далеко не так. Кроме того, в настоящее время помогает продуцировать легенды интернет, поскольку распространение информации идет молниеносно, но не всегда она достоверна.
– Существует ли современное мифотворчество? Или просто мы имеем дело с недостоверными сведениями?
– Конечно, существует. Самая живучая легенда, что у Покровского собора есть подвалы, а значит, и есть где искать Библиотеку Ивана Грозного. Когда в 2011 году у нас была завершена реставрация нижнего яруса собора, так называемого "подклета", журналисты как один стали писать, что в Покровском соборе открыли подвалы. И к нам шли посетители и спрашивали: где же у вас вход в подземелье? На самом деле, подвалы совершенно не характерны для Покровского собора. Они отсутствуют в нем. Собор стоит непосредственно на дневной поверхности, а фундаментом, мощным основанием как раз и работает подклет – нижний ярус, на котором возвышаются многочисленные церкви.
Это свежая легенда, буквально пятилетней давности. А если мы вернемся в древние времена, то, конечно же, самая распространенная и самая популярная легенда – об ослеплении зодчих. Будто бы царь Иван Грозный не захотел, чтобы еще где-то построили такое архитектурное чудо, как на Красной площади. На самом деле мы знаем теперь истоки этой легенды и можем достоверно утверждать, что царь не поступал так с мастерами Бармой и Постником.
Впервые сообщения об ослеплении зодчих появляются у западноевропейских путешественников, которые в XVII веке сопровождали посольства различных стран к русскому царю. Обязательно в состав посольства входил ученый муж. Для европейцев Россия того времени была совершенно закрытой страной, непонятной, дикой, восточной, о которой все же нужно было что-то писать. И западноевропейские путешественники сообщали в своих записках, что Покровский собор выстроил строитель (всегда в единственном числе), которого жестокий тиран ослепил по завершении работ. Мы понимаем, почему эту легенду они приводят. Потому что в Западной Европе существовали подобные легенды по отношению к самым разнообразным архитектурным памятникам.
– То есть это бродячий сюжет?
– Да, это бродячий сюжет. И им даже было неведомо, что в русских летописях содержатся имена двух мастеров, построивших Покровский собор. Хотя и сейчас эти имена подвергаются сомнению. Дело в том, что историки архитектуры усматривают в композиции и архитектуре Покровского собора западноевропейское влияние. Не исключено, что здесь не обошлось без мастера, возможно, из Италии, возможно, из Германии или других европейских стран. Уж очень он необычен.
– Тем не менее о Барме и Постнике что-нибудь, кроме имен, известно?
– Эти имена были открыты только в конце XIX века исследователем Покровского собора священником Иоанном Иоанновичем Кузнецовым. Обнаружены они были в житии митрополита Ионы, где было указано, что бог даровал царю двух мастеров удачных, мастеров, которые смогли сотворить такое вот чудное строительство. Это все, что нам о них известно. Остальные попытки найти родословную мастеров, найти памятники, которые они соорудили после строительства Покровского собора, выяснить их происхождение ничем не увенчались.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Еще есть распространенная легенда, что деньги на строительство Покровского собора собирал Василий Блаженный. На самом деле эта легенда тоже не имеет под собой никаких оснований.
– Однако существует даже мультфильм на такой сюжет.
– Да, из проекта "Гора самоцветов" – замечательный мультфильм, милый, но это тоже одна из легенд.
Наш собор летний. В нем были не отапливаемые церкви. Богослужения проходили только в теплое время года. Поэтому и посещение собора также было ограничено до того момента, пока не была пристроена нижняя церковь над захоронением святого Василия Блаженного. В старину это была единственная отапливаемая церковь во всем соборе.
– Так потому он получил неофициальное название Василия Блаженного, что только в церковь, посвященную этому святому, можно было круглый год ходить?
– Это одна из причин. На самом деле, у собора несколько названий, которые менялись на протяжении столетий. Историческое наименование собора – собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Многие даже и не знают, какой ров имеется в виду. Дело в том, что в XVI столетии вдоль кремлевской стены проходил Алевизов ров. Он был частью системы укреплений Московского Кремля. И поэтому наш собор получает такую приставку "на Рву", благодаря которой можно легко было его идентифицировать. Иными словами, отличить от других Покровских храмов.
Но и в XVI, и в XVII столетии собор продолжают называть также Троицким храмом, возможно потому, что первая церковь, сооруженная по обету Ивана Грозного, как раз имела посвящение Святой Троице. А иностранцы его именовали Иерусалимом, по одной из церквей Входа Господня в Иерусалим, которая является частью Покровского собора. В XVIII и XIX веках собор называют то храмом Василия Блаженного, то Покровским собором. Нет устойчивого наименования. С конца XVII века все чаще и чаще собор называют храмом Василия Блаженного. Еще раз повторю, это связано с тем, что верхние церкви были доступны для прихожан только в теплое время года, а отапливаемая церковь Василия Блаженного – круглый год. Поэтому стали чаще говорить, что "идут в храм Василия Блаженного". И наименование это перешло на весь комплекс церквей Покровского собора.
Кроме того, культ Василия Блаженного распространялся очень широко. Это был очень почитаемый святой. И, конечно же, его имя перешло на собор. Интересно, что в конце XIX века официально собор имеют "Покровский и Василия Блаженного собор на Рву", то есть объединились два названия в едином официальном. А вот в ХХ веке чаще называют храм Василия Блаженного, потому что, когда началась эпоха богоборчества и стали закрываться церкви, не принято было связывать храмы с религиозными праздниками. И праздник Покрова для многих просто потерял какое-либо значение. Василия Блаженного не стали воспринимать как святого, а стали воспринимать просто как человека, который в XVI веке защищал народные массы от воли царя и других власть предержащих людей. Василия Блаженного даже не считали святым человеком. Его церковь была закрыта. Не видно было его раки. Трудно было укладывать в сознании, что это некий святой. Просто такой народный герой XVI века. Именно поэтому весь Покровский собор стали чаще всего называть храмом Василия Блаженного, – говорит Татьяна Сарачева.