8 марта в России сегодня – день Надежды Савченко. Может быть, и навсегда. Это определяется не тем, умрет ли она сегодня (что вполне возможно, к сожалению), а тем, поймут ли русские ее подвиг. 8 марта в России – военный праздник, составляющий с 23 февраля такое же неразрывное единство, как дуло с пулей. День матери защитника империи, его жены, сожительницы, дочери. Не Отечества, а именно "империи", потому что никаких "отцов" русские не имели и не имеют в Молдавии, Абхазии, Татарии. Можно лишь пожать плечами на примитивную военную хитрость, сводящуюся к забрасыванию на облюбованный кусок земли тех, о ком потом будут говорить: "Да, наши отцы!"...
23 февраля – праздник фронта, 8 марта – праздник тыла. Савченко взорвала эту двойную идиллию.
Во-первых, она – не казарменная мечта о готовой к употреблению девственнице в военной форме, не тот образ, который усиленно пекла и печет военная пропаганда, начиная с "А зори здесь тихие..." При чтении воспоминаний Савченко возникает образ единственного в украинской армии настоящего бойца, и это не рисовка с ее стороны. Это драма украинской армии, которая не избавилась от советского духа – коррупции, показухи, безыдейности.
Савченко шла в армию с идеей, не имевшей никакого отношения к независимости Украины – не потому, что она не патриот, а потому, что нормальному человеку в голову не могло прийти: независимости Украины что-то угрожает. Идея Савченко – летать. В результате из каждой воинской части, куда она попадала, ее старались поскорее куда-нибудь перевести, потому что в армии, причем в любой, основная идея – лежать. Идейные тут такая же помеха, как Стаханов в шахте. Отсюда прозвище Савченко – "Пуля". Как всякое удачное прозвище, оно сочетает в себе восхищение, опаску и насмешку, то есть те чувства, который должен вызывать у окружающих любой нормальный человек.
Мечта летать не есть мечта убивать, и это обнаружилось, когда Савченко была похищена съехавшей с глузду империей. Оказалось, что ее бравая военная ипостась – лишь куколка. Из военной летчицы вылетела фантастическая бабочка, в тысячу раз опаснее для врага. Пуля превратилась в невесомое тельце с широко распахнутыми огромными крыльями – так бабочка и есть пуля из праха, летящая по жизни, а не по смерти. Древний символ скоротечности жизни – но именно жизни, во всем ее хрупком великолепии. А те, кто судят Савченко, – увесистые дуболомы, это ходячие смерти, из которых ничто никогда не вылупится.
То, что Савченко голодает, – не самоубийство, а какой-то удивительный подвиг доброты, ее голодовка, как и голодовка Сахарова, кормит нас, сытых, кормит вечной правдой о жизни как мире и свободе
Все выступления Савченко так хороши, так бьют не в бровь, а в глаз только потому, что она не убивала. Только та пуля, которая никого не убила, попадает в цель – служит миру. Этого не взяли в расчет те, кто ее похищал и думал превратить в символ кровожадной Украины. Страшно подумать, сколько денег и человеко-часов было потрачено, чтобы нарыть за Савченко хоть одного погибшего от ее военной деятельности человека – и ничего не нарыли. Милость Божия!
Конечно, Савченко не пацифистка нимало, но – не убивала, в отличие от российских миротворцев с их дьявольской вежливостью. Невольный урок пацифизма для всех: настоящий полет, настоящая свобода там, где цель – жизнь. Даже то, что Савченко голодает, – не самоубийство, а какой-то удивительный подвиг доброты, ее голодовка, как и голодовка Сахарова, кормит нас, сытых, кормит вечной правдой о жизни как мире и свободе. Так самосожжение Яна Палаха было костром, который отогревал замерзшие души.
В России много теперь крику о том, о чем кричать не следует, и российские газеты мало пишут о Савченко, но много про Великий пост – что есть, чего не есть. Так вот голодовка Савченко – это великий пост перед Богом, а наши великие посты перед Богом – извратизмы людоедские. Хотите дожить до Пасхи – отпустите Савченко, а иначе на слова "Христос воскресе" Христос шепнет на ушко: "Воскрес-то Я воскрес, да не для тебя, а для уморенных тобою!"
Яков Кротов – историк и священник, автор и ведущий программы Радио Свобода "С христианской точки зрения"
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции