Культура лжи и воровства

Владимир Мединский

Отвечает ли министр за проворовавшихся подчиненных и грозит ли ему отставка?

На политическом небосклоне - редкое явление: одновременно с выводом российского контингента из Сирии происходит массовый вывод чиновников из Министерства культуры, иронизируют в Сети.

Oleg Pshenichny

Замминистра культуры в целом выполнил свою задачу и его выведут из министерства культуры.

Вчера, 16 марта, состоялся суд над заместителем министра культуры Григорием Пирумовым, которого оставили под стражей до 10 мая наряду с главой департамента управления имуществом Борисом Мазо. Не помогла даже положительная характеристика, которую дал Пирумову Владимир Мединский.

Alexander Timofeevsky

Зам. министра культуры, которого обвиняют в масштабном воровстве на реставрации памятников, сказал о себе в суде: "Я человек положительный". Сразу слышен герой чеховской "Свадьбы", напыщенный жулик, тоже ходящий под судом: "Я человек благородный, и у меня в душе свой жанр есть".

Стоит ли ждать отставки министра культуры? Многие считают, что это зависит от того, будет ли доказана его причастность к хищениям. Лев Шлосберг в интервью газете Коммерсантъ усомнился в том, что Мединский мог быть не в курсе происходящего:

Учитывая колоссальный масштаб средств, которые проходили через реставрацию объектов культурного наследия, не понимать, что происходит под крышей его министерства, господин Мединский в принципе не мог. Тем более, что два заместителя министра сменились подряд, и система не изменилась ни на йоту — как она была системой освоения бюджетных средств заинтересованными, аффилированными по сути компаниями, так и осталась.

Галерист Марат​ Гельман комментирует ситуацию так:

Даже если причастность чиновников к коррупционному скандалу будет доказана, это вряд ли станет причиной для увольнения Мединского, считает галерист Марат Гельман. Но если в высших кругах есть желание сместить главу ведомства, то это вполне подойдет в качестве повода. У власти есть основания для недовольства министром, указал Гельман в комментарии «НИ»: в отличие от предшественников, которые старались сохранять политический нейтралитет, Мединский рьяно стал делить людей на сторонников и противников, из-за чего часть деятелей культуры открыто ушла в оппозицию.

В том, что масштабное расследование власти затеяли неспроста, уверен Антон Носик:

Во-первых, инкриминируемые суммы совершенно смешные, по меркам суверенной клептократии. Что такое 50 миллионов деревянных? Это ж 800.000 долларов примерно. Я б ещё понял, если б на такой сумме попался заместитель мэра в райцентре за Уралом, затеявший ремонт привокзальной площади. Но в федеральных масштабах это просто смешно. <...>

Ну, и второе: освещение истории в государственных СМИ. На ВГТРК аж специальную рубрику завели: «Дело псевдореставраторов Минкульта». <...> И там такой обильный ворох компромата на зрителя вываливается в одном сюжете, что уши вянут: у реставратора лицензий не было, нанимал гастарбайтеров, на объектах пожары, плитку на улице Репина криво положили, два сотрудника реставрационной фирмы с собой покончили, а гендиректор перед арестом «спешил в аэропорт»... На сюжет «Российский госчиновник подозревается в хищении $800.000» такое освещение не похоже ни разу. Зато очень похоже на кампанию, в рамках которой какие-то серьёзные дяди рубятся между собой за бабло и власть, с привлечением тяжёлой артиллерии.

Alexander Libenzon

В былые времена, такие новости были сигналом вышестоящим чиновникам готовиться. Такие намеки сложно истолковать неверно.

Действительно, есть что-то подозрительное в том, что прокремлевские блогеры вовсю распространяют в Твиттере вот этот ролик:

Должен ли министр культуры нести ответственность за злоупотребления своих подчиненных? Слушатели Сергея Доренко считают, что да:

А читатели Твиттера "Усы Пескова" не видят в ситуации ничего необычного:

Воруют все - и если в Минкульте украли "всего" 800 000 долларов, то просто потому, что Минкульту не дают денег. Иосиф Кобзон считает, что если бы давали больше, красть пришлось бы меньше:

С тем, что денег на культуру в России дают мало, согласен и политолог Сергей Марков, с которым побеседовала на Эхе Москвы Ирина Воробьева. Но Марков, наоборот, считает, что на культуру нужно давать больше денег, чтобы можно было побольше украсть, потому что для культработников кража - обычный и не зазорный способ увеличить свою скромную зарплату:

С.Марков ― Знаете, Министерство культуры, безусловно, в любой стране сильно отличается от других ведомств, потому что там коррупция заведомо в любой стране меньше как и в нашей, поскольку денег меньше.

И.Воробьёва― В Министерстве культуры.

С.Марков― В Министерстве культуры денег значительно меньше, я вам открою, чем в других министерствах.

<...>

Воруют… Вот, я всё время говорил, нужно дать по руке нашим прокурорам, которые вечно пытаются найти взятки у учителей, у врачей там и так далее. Ну, у них, наверное, бывают взятки, но взятка учителям и врачам – это большей частью доплата им от населения за хроническую недоплату им зарплаты, вы же понимаете.

С тем, что Владимиру Мединскому стоило бы подать в отставку, согласны многие. Но вместо этого министр культуры внезапно уволил директора Государственного архива РФ.

В качестве причины увольнения называют размолвку, которая началась после разоблачения директором архива мифа о «подвиге 28 панфиловцев». Впрочем, отмечает Рустем Адагамов, Сергей Мироненко просто вывесил в Сети скан расследования военной прокуратуры СССР:

Но развенчание мифа о панфиловцах - не единственное достижение Сергея Мироненко. Список других разоблаченных им мифов публикует "Открытая Россия", а на "Медузе" собраны мнения историков, которые рассказывают, почему под руководством Мироненко ГАРФ стал одним из лучших архивов страны.

В Твиттере недоумевают:

Между тем реставраторы обеспокоены: дело о хищении средств, которое уже получило название "Росохрангейт", может бросить тень на целую отрасль. Константин Михайлов на сайте "Хранители наследия" пишет:

Мы должны понимать, что 15 марта 2016 года на всей российской реставрационной и памятникоохранительной отрасли, по сути, поставлено если не клеймо, то «черная метка». Дело, которое для десятков тысяч профессионалов, реставраторов, работников госорганов, экспертов, общественных деятелей является призванием и делом жизни, область человеческой деятельности, во всех странах ценимая и почетная - увы, в нашем общественном сознании отныне будут связаны с «хищениями», «организованными преступными группами» и «фигурантами».

Поэтому, если версия следствия окажется правдой, это – «Росохрангейт». Потому что Минкультуры – федеральный орган охраны культурного наследия, а «Балтстрой» - крупнейшая компания, получающая ежегодно десятки госконтрактов, а в последние годы ставшая прямо-таки лидером российского реставрационного рынка. Именно ей государство доверяло и доверяет ведение реставрационных работ на знаковых и наиболее ценных, уникальных объектах культурного наследия России. Среди них – не только Новодевичий монастырь и Изборская крепость, но и Московский Кремль, Московская консерватория, Троице-Сергиева лавра, Большой и Малый театры, Эрмитаж, Соловецкий монастырь, Адмиралтейство в Санкт-Петербурге, наконец, Новоиерусалимский монастырь под Москвой, весьма недешевая реставрация которого была принята Минкультуры в самом конце 2015 года.

И наконец, потому, что теперь на любой запрос, на любое сообщение о выделении или расходовании государственных средств на реставрацию объектов культурного наследия просвещенное общество будет понимающе кивать: понятно, мол, зачем это им…

Силу общественного мнения не стоит недооценивать, особенно когда на дворе экономический кризис и не за горами выборы. Сформулированное таким образом, оно способно отбросить отечественную реставрацию и охрану памятников лет на 20 назад. В отечественной истории, кстати, были такие прецеденты - после того, как с высокой трибуны Никита Хрущев "пристыдил" реставраторов, что они попусту тратят народные деньги на бесполезное дело…