"Пальмира наша"

Освобождению древней Пальмиры радуются все, но не все хотят оплачивать ее восстановление

Cирийские войска окончательно выбили боевиков ИГ из древней Пальмиры. Редкий случай, когда новость радует всех: и патриотов, и тех, кто не склонен был в последнее время гордиться победами России.

Илья Латыпов

Сегодня с утра прочитал про освобождение от ИГИЛ города Пальмиры... Помните учебник истории за 5 класс, с фотографией арки? Арка оттуда, из Пальмиры/Тадмора, но ее больше нет - она взорвана во имя Аллаха еще тогда, когда древний город перешел под власть "Исламского государства". И я еще вспомнил, как, сидя на берегу безвестной речушки Девятки во время археологической экспедиции в сентябре прошлого года, мы обсуждали уничтожение древних храмов/скульптур в Ираке и Сирии. Я это переживал довольно болезненно - красота, простоявшая тысячелетия и пережившая немало варваров, уничтожена в XXI веке, охренеть. А мой собеседник - археолог! - пожимал плечами и говорил: а тебе-то что? Что-то в твоей жизни от этого изменилось, ты станешь меньше есть? Жил раньше без всех этих красот Пальмиры - ты их и не видел-то никогда, и вряд ли бы увидел вживую, а на фото они и так есть.
Но для меня связь с прошлым - не иллюзия. И камень, который был положен тысячу лет назад древним человеком, имеет больше значения, чем современный, закрепленный реставратором. Потому что он придает экзистенциальный объем моему существованию - я пришел не в пустоту, я часть процесса, который начался до меня - и не закончится с моим исчезновением.
И да: я рад, что Россия оказалась непосредственно причастной к освобождению Пальмиры. Не так уж и часто в последнее время у меня есть поводы радоваться действиям моей страны, к сожалению.

Наконец-то мир смог увидеть, что осталось от Пальмиры после того, как в городе почти год заправляли боевики. Общее мнение - все могло быть намного хуже: все ожидали, что от древних памятников не останется камня на камне, но разрушения, к счастью, оказались частичными.


Фотокорреспондент ТАСС Валерий Шарифулин одним из первых опубликовал у себя в Фейсбуке снимки с места событий:


Широко разошлись по Сети и фотографии разгромленного музея Пальмиры:


В соцсетях вспоминают Халида аль-Асаада, казненного боевиками археолога - одного из основных исследователей древнего наследия и в прошлом главного смотрителя Пальмиры. Вот что писали о нем в Фейсбуке год назад:

Masha Denisova

мир движется дальше, как ни в чем не бывало, мы сядем ужинать, пить чай, примем душ, почитаем и уснем. единицы подумают о профессоре Халиде Асааде, мученике новой эры, нежной добыче ИГИЛА. Они пытали его, обезглавили и повесили его тело на столбе. Я хочу, чтобы людей, которые его помнят, было больше. Запомните, пожалуйста, это имя - Халид Асаад. Не забывайте Халида Асаада, археолога, хранителя памятников Пальмиры.

Многие из тех, кого потрясла гибель 82-летнего ученого, видят в успешной операции по взятию Пальмиры еще и месть за Асаада:


Boris Yunanov

Со взятием Пальмиры, одного из чудес света посреди пустыни, правительственные силы возвращают себе контроль над важнейшими транспортными артериями. Открывается путь на Дейр-Ас-Зор, и дальше на северо-восток и восток, к границе с Ираком Думаю, и Ракку, "столицу" ИГ, будут брать правительственные силы, а не американский спецназ. Но так или иначе 82-летний ученый-археолог Халид Асаад, отказавшийся в прошлом году в Пальмире выдать варварам тайники с артефактами и за это обезглавленнный, - отмщен.

Музей антропологии и этнографии публикует в Фейсбуке комментарий арабиста и исламоведа Ефима Резвана:

Если говорить о памятниках доисламского прошлого, то вспомним: через сказания о пророках и катастрофах, Коран внушает людям картину закономерного линейного развития человечества к последней катастрофе — Судному дню. Взрывая древние памятники, джихадисты уничтожают свидетельства религиозной истории, лежащей в основе коранической эсхатологии! Впрочем, существует множество доказательств того, что на самом деле речь идет о многомиллионном бизнесе, связанном с продажей древностей на Запад. Взрывы древних памятников — это чудовищная дымовая завеса для такого бизнеса.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сообщил, что Эрмитаж готов поспособствовать в восстановлении Пальмиры. В Сети уже шутят:


Прокремлевские блогеры ликуют и заодно обвиняют Запад с "пятой колонной" в замалчивании российских заслуг, а прокремлевские же боты тем временем тиражируют сообщения, из которых, наоборот, следует, что западные СМИ превозносят победу Путина:


О россиянах, погибших в Египте в начале сирийской операции, все благополучно забыли, сетует на "Эхе Москвы" Алексей Мельников:

Шумит из Кремля камыш поздравлений. Телевизоры лихими соловьями танцуют победный канкан. То об этой Пальмире и не слышали, а здесь объясняют про войну во имя культурных ценностей так, будто купались в сирийских песках с детства.

Суть пропагандного послания одна — правильно сделал В.В. Путин, что сунул Россию в сирийскую духовку.

Это российское начальство умеет. И ещё оно желает, чтобы граждане имели короткую память о его деятельности. Но не получится.

Раздвинем победные камыши.

Вспомним рейс 9268, взорванный после того, что В.В. Путин влез в сирийскую войну, вдали от российских границ, у чёрта на рогах.Погибло 224 человека.

Одно это – повод для того, чтобы будущая Госдума создала комиссию по расследованию деятельности лихого полковника и его воинственного за чужой счёт коллектива. Обнародовав первым делом материалы тайного заседания Совета Федерации.

Самолёт взорвали 31 октября 2015 года, а столько уже намело песка забвения – и дела никому нет. Память короткая. Весна катится на страну. Небо ясное. Солнце сияет. Скоро в отпуск.

По поводу того, нужно ли радоваться успехам России в Пальмире, нет согласия и в националистическом лагере:

Александр Жучковский

Собственно говоря, мы наблюдаем все то же деление на русских националистов и "российских патриотов", что и всегда. Первых волнуют судьбы русских людей в Авдеевке, вторых - "судьбы мира" в Пальмире, "крестьяне Гренады", "геостратегические императивы" и прочие евразийские братушки. Не, остановите этот трамвай, я дальше пешком.

Ivan Lizan

Освобождению Пальмиры рад. Руинами и и разграбленным музеем опечален. Но лозунг "Пальмира - наша" не понимаю. Политтехнологичный он какой-то.

"Наша" - это чья? Русская, советская, российская? Русской, как и советской, она не была, российской не станет - САР к РФ присоединять не собираются. Пальмира - сирийская? А как же тогда "мы за Асада не держимся"?

Пальмиру, да, освободили, но ключевой враг в Сирии для официального Дамаска не ИГИЛ, а так называемая светская оппозиция на содержании Турции, Саудовской Аравии и Катара. А вот с ней-то как раз борьба приостановлена. Она пока зализывает раны и у нее наверняка свои взгляды на территориальную принадлежность Пальмиры.

Так что рано радоваться. Хотя, все равно отрадно.

Холмогоров Егор

У некоторых друзей-новороссов очень нервная реакция на освобождение Пальмиры и еще более нервная на радость по этому поводу. Мол, у нас тут Авдеевка стоит не взятая, а вы вокруг Пальмиры скачете.

Эмоционально эта мысль понятна. От некоторых выражений радости по Пальмире тянет "интернациональным долгом", "общечеловеческими ценностями" и просто глупостью. <...>

Является ли освобождение Пальмиры крупным историческим достижением? Несомненно является. Это один из величайших древних памятников в мире, в одном ряду с египетскими пирамидами, Римом, Олимпией... <...>

Русские это те, кто приходят и берут под защиту древние города. Мы защитили Херсонес и Пантикапей, защитили Пальмиру, защитим и Ольвию.

Если будет надо, защитим и Виндобону, и Сирмий, и Колонию Августу, и Лютецию Паризиорум, и даже Лондиниум и Эборакум. Но ничто из этого не будет для нас дороже Горловки, Авдеевки, Славянска и Мариуполя.

Тем временем Путин поручил Минобороны оказать содействие в разминировании Пальмиры. В Сети иронизируют: