Проходчики – строители московского метрополитена – подали жалобу в прокуратуру. Им несколько месяцев не выплачивают зарплату. Куда делись деньги, выясняют лидеры профсоюзов.
Григорий Сивачев – профсоюзный лидер, основатель "МПРА", межрегионального профсоюза "Рабочая ассоциация":
– Рабочие "ТСУ-15" – это субподрядчик "Ингеокома" (ЗАО "Ингеоком" – один из крупнейших строительно-инвестиционных холдингов России. – Прим.) – подают жалобу в прокуратуру на невыплату зарплаты. Ее не платят с ноября.
– "Ингеоком" – строитель метро?
– Да, "Ингеоком" взял подряд по строительству новых веток. Колоссальный объем. Работает несколько тысяч человек. Выполнить все они не могут, поэтому нанимают компании для субподрядных работ. В основном на сложных технических участках. В одной из таких подрядных компаний, "ТСУ-15" работали шахтеры, профессионалы, проходчики с опытом горных работ. Всего около 150 работников.
С ноября не начислено ни копейки
– И всем не платят?
– Все подтверждено документально: есть справки 2-НДФЛ, взятые у работодателя, где последним начислением была октябрьская зарплата.
– Вы пытались разобраться, на каком этапе теряются деньги?
– Подрядчик, "ТСУ-15" утверждает, что "Ингеоком" ничего им не перечислил. При этом на сайте мэрии висит сообщение, что мэрия выплатила "Ингеокому" зарплатные деньги в полном объеме.
– О каких суммах идет речь?
– В среднем порядка 60 тысяч рублей. Зависит от квалификации: сварщикам платят чуть больше.
– Давно существует ваш профсоюз?
– Больше 10 лет. Началось с "Форда": рабочие завода "Форд" во Всеволожске тогда забастовкой добились заключения первого в России коллективного договора, отстаивающего интересы рабочих. Образовался профсоюз "МПРА". Сейчас в него вступает все больше организаций.
– Рабочие "ТСУ-15" сами к вам обратились?
– Летом 2015 года "МПРА" помогал работникам, строящим тоннель на "Петровско-Разумовской", выбить из "СМУ-5" задолженность: они и дали рабочим "Ингеокома" наши контакты. А мы уже вывели их на "Профсоюз трудящихся мигрантов". Теперь вместе оказываем им поддержку в борьбе.
"ТСУ-15" сегодня фактически заморозили все свои объекты
– Рабочие продолжают сейчас ходить на работу?
– Из "ТСУ-15" большая часть людей уже уволилась. Теперь они снова работают в связке с "Ингеокомом", просто у других подрядчиков. Часть сотрудников "ТСУ-15" сидят без работы. Некоторых заставляют забирать трудовые книжки, т. е. не увольняют официально, а говорят "заберите документы, их негде держать. Мы вас вызовем. И потом все выплатим".
– Работы заморожены? Метро больше не строится?
– По всем объектам "ТСУ-15" работы прекращены. Где-то переданы другим субподрядчикам, где-то полная заморозка. Сроки строительства московского метро под угрозой.
– О каких сроках идет речь?
– Программа рассчитана до 2020 года. Там бешеное количество станций – только в этом году должны открыться двадцать или тридцать.
Метро в нашей стране строится методом народной стройки, говорит Ренат Каримов, председатель "Союза трудовых мигрантов":
– Народные стройки – это в советское время: когда нужно построить Дом культуры: люди выходят в свободное от работы время, а государство дает им материалы. Тысячи людей сегодня работают бесплатно. То ли мэрия Москвы не заложила в проект заработную плату работников, то ли подрядчик неправильно ей распорядился.
– Что говорят рабочим в день выплат?
– "Ждите, деньги будут, работайте. Попозже, но будут. В следующую пятницу точно". И так пять месяцев.
Боятся попасть на карандаш: ага, этот, который в прокуратуру ходил. Боятся, что монтировкой стукнут в подъезде
– Люди легко обращаются в профсоюз? Идут в прокуратуру?
– Очень, очень тяжело! Все боятся.
– Чего?
– Боятся зря ходить, зря ноги истоптать. Боятся попасть на карандаш: ага, этот, который в прокуратуру ходил. Боятся, что монтировкой стукнут в подъезде. У работодателя огромный арсенал запугивания.
– Страшно звучит.
– Притом что внешне все очень хорошо выглядит. Рабочих подвозят на автобусах, они живут в общежитиях, в руках современные отбойные молотки, современный состав взрывчатки. Но только без заработной платы.
– Подавать заявление пришло лишь несколько человек.
– Десять.
– А остальные?
– Остальные не пришли.
– Как живут люди, которым не платят пять месяцев?
– Занимают деньги у родственников. Ходят пешком вместо того, что ездить на метро. Притом что все вокруг считают, что строитель московского метро – престижная работа. В прокуратуру решили обратиться только спустя пять месяцев. Наши люди на редкость терпеливы. Все боятся сами стать фигурантами уголовного производства. Потому что законы ужесточаются. И теперь уже и критиковать органы государственной власти нужно очень осторожно. Многие работают в другой организации, выполняющей те же самые функции, что были у "ТСУ-15". Через месяц поймем, платит ли она. Я председатель профсоюза трудовых мигрантов. Я много раз наблюдал, как в конфликтных ситуациях просто вызывался ОМОН, и людей выдворяли за пределы РФ, потому что они находились в Москве нелегально. Когда они устраивались на стройку, работодатель забрал у них паспорт и сказал: "Я вас зарегистрирую, сделаю патент, работайте". Они работали, а через три месяца выяснилось, что нет ни регистрации, нет патента. Если отсутствие патента обнаружит любой проверяющий, то исход один: суд, 5 тыс. руб. штрафа и запрет на въезд в РФ в течение 5 лет. Очень удобная схема.
– В каких условиях работают эти строители?
– 12-часовой рабочий день. Пятнадцать дней через пятнадцать. Работа под землей в тяжелых условиях с вредными веществами.
– Какими?
– Загазованность выработки. Недостаток кислорода. Вентиляция часто плохо работает. Даже если вентиляция в порядке, все равно любая работа под землей отнесена Минздравсоцразвитием к категории "работ с вредными условиями труда". А если вентиляции нет – это сверхвредные условия.
– Приходится ли работать, стоя в воде?
– Все время: там подземные реки. Есть глубина по колено, есть больше трех метров. Воду откачивают специальные насосы. Которые тоже иногда ломаются, иногда протекают. Все это труд подземного рабочего-метростроителя.
– Есть ли социальные гарантии, соцпакет? Работодатель как-то заботится о здоровье рабочих?
– Большинство из рабочих даже не знает слова "соцпакет". Соцпакет – это хорошая, удобная, комфортная и безопасная спецодежда, это горячее питание. Доставка которого тоже организована так, что его постоянно не успевают подвезти к нужной площадке. Человек пришел в столовую, отработав полсмены на площадке, куда ему наряд выдали, а поесть ему нечего – еда не приехала. Про медицинское обслуживание отдельный разговор. Есть один хлопчик, у которого грыжа: недавно получил на производстве. Ни скорой помощи, ни московской больницы работодатели не предложили – его просто отправили лечиться самостоятельно. Он уехал к родным. А когда вернулся, его уволили. Так работает соцпакет на строительстве третьего перехода "Деловой центр" – "Нижняя Масловка".