Две недели назад в Петербурге был убит Дмитрий Циликин, известный журналист и театральный критик. И мой друг, поэтому мне особенно горько и больно все эти дни. Петербург потерял прекрасного человека, одного из лучших журналистов города, яркого представителя настоящей петербургской интеллигенции.
Как можно предполагать со слов обвиняемого в убийстве – это сообщили прессе следователи – преступление совершено на почве гомофобной ненависти. Диму убил молодой гомофобный нацист, убил по идейным соображениям, совершенно зверским и безжалостным способом.
Дима не был ЛГБТ-активистом и вообще не был открытым геем, поэтому мне трудно говорить о том, что его убили за его ориентацию. Ведь сам Дима не говорил об этом публично, это был его выбор – не говорить. Но его убили, по всей видимости, именно за это, поэтому не говорить уже невозможно. Дима стал жертвой ужасного человеконенавистнического преступления. И мы не имеем права об этом молчать – ради его памяти мы должны об этом говорить. Чтобы его смерть не оказалась напрасной.
Ненависть въелась в российское общественное пространство как ментальная проказа
Нужно требовать полноценного расследования и признания этого убийства преступлением ненависти, а не просто бытовым убийством. Мы должны говорить и напоминать обществу о том, что быть геем – не стыдно и не позорно, стыдно и позорно быть гомофобом. К сожалению, в российском зазеркалье все наоборот. Это преступление, безусловно, вдохновлено политикой откровенной и неприкрытой ненависти по отношению к ЛГБТ-сообществу, которая в России в последние годы стала официальной. Гомофобная риторика звучит постоянно и каждый день – с экранов телевидения, с трибун парламента, из уст государственных и общественных деятелей, которых я даже не хочу называть по именам. Гомофобная идеология их стараниями внедрена в законы.
Эта ненависть въелась в российское общественное пространство как ментальная проказа. Она стала легитимной. Мы привыкли к ней, уже не удивляемся, считаем чем-то обычным, привыкли к постоянному мельканию на экранах клоунов с их глупым вздором. Нас даже призывают не обращать на них внимания, не принимать всерьез. А потом мы получаем вот такое страшное напоминание. Напоминание о том, к чему приводит риторика ненависти. Если какую-то группу людей в обществе постоянно объявляют людьми второго сорта, вытирают о них ноги и оскорбляют с высоких трибун, и это считается нормальным и приемлемым, то найдутся и те, кто пойдет дальше. И последствия могут быть самыми страшными.
Сегодня идеологи и политики сеют зерна ненависти, а завтра их юные последователи приходят поливать эти ростки кровью. Кровью наших друзей и близких. Мы не можем не видеть эту простую причинно-следственную связь. Мы обязаны кричать об этом. Ради памяти всех тех, кто уже погиб, и ради спасения живых. Ведь таких преступлений на самом деле много. Только мы в большинстве случаев ничего о них не знаем, лишь малая часть получает общественный резонанс – например, когда жертвой становится известный человек.
Кто-то может возразить: мол, какая разница, за что его убили, какая разница, какими именно мотивами вдохновлялся убийца-психопат. На самом деле разница есть. Если человека убивают только за его ориентацию или, например, за национальность, это особенно страшно, потому что это настоящий нацизм.
Мне очень больно от того, что случилось с Димой. И мне сегодня очень страшно за всех тех моих друзей, которые находятся в России и подвергаются такой же опасности пострадать за свою "неправильную" любовь. Пожалуйста, берегите себя!
Наталья Цымбалова – гражданский активист, основатель "Альянса гетеросексуалов и ЛГБТ за равноправие", политический беженец в Испании