"Тухлая селедка" "России-1"

Скриншот программы "Вести недели" Дмитрия Киселева на канале "Россия-1"

"Активные операции" российских телеканалов не помогают найти потерянные 400 миллионов долларов

Глава Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный заявил, что обратится в суд с иском к каналу ВГТРК по статье о защите чести и достоинства. В вышедшем на канале 10 апреля 15-минутном сюжете утверждалось, что корреспонденту программы "Вести недели", которую ведет Дмитрий Киселев, удалось раздобыть переписку Браудера с Навальным, из которой следует, что глава инвестиционного фонда Hermitage Capital, якобы будучи агентом британских спецслужб, завербовал российского оппозиционера для "развала России". В сюжете не приводится никаких подтверждений того, что эта переписка является подлинной. Сам Алексей Навальный называет ее "выдумкой" Киселева.

Уильям Браудер неоднократно обвинял российские власти в коррупции, гибели юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского и связях с организованной преступностью. Он стал одним из инициаторов принятия в США "закона Магнитского". В 2013 году Браудер был заочно осужден в Москве на девять лет колонии по обвинению в неуплате налогов.

Помимо совершенно невероятного "досье" на Алексея Навального и Уильяма Браудера, канал "Россия-1" сообщил, что движение средств в офшорах происходило с ведома ФСБ и вообще это было частью операции под прикрытием – с тем чтобы вернуть России компанию "Национальные телекоммуникации". ФСБ узнала об “интересе американских спецслужб к телекоммуникационным активам России”, в частности – о подготовке продажи “Национальных телекоммуникаций” “американским фондам прямых инвестиций”. “Стратегический ресурс России увели из-под носа американцев. Это и был питерский удар в зубы”, – говорится в сюжете. Но ради чего делаются такие телевизионные "истории", красная цена которым – шутки в социальных сетях? Научный сотрудник Школы коммуникаций Университета Южной Калифорнии Василий Гатов полагает, что они выполняют роль "глушилок" и "тухлой селедки":

Вице-президент Гильдии издателей, член правления IFRA Василий Гатов

– Советский Союз в 60-80-е годы прошлого века сильно забавлялся такими вещами, которые получили название "активные операции". Это специально подготовленные информационные вбросы, о которых упоминал Дмитрий Песков, для того чтобы скомпрометировать вероятного противника, усложнить ему работу по продвижению его мягкой силы и так далее. Классическим примером активного мероприятия является распространение сведений, что СПИД придумали в лабораториях ЦРУ США. На мой взгляд, какой-то слышавший о работе Службы внешней разведки Советского Союза стажер, причем не очень хорошо умеющий читать, решил, что он может провести активные мероприятия, и развел на это мероприятие руководство ВГТРК.

– Но для того, чтобы проводить активные мероприятия, надо понимать – против кого, собственно, это мероприятие проводится. В данном случае героями повествования были Алексей Навальный и Уильям Браудер, но там было очень много других ходов.

– Именно потому, что это настолько низкокачественный продукт для вброса, и стоит заметить, что профессионалов в этом вопросе, по крайней мере, в распоряжении тех, кому было интересно работать в ВГТРК, не осталось. Там из всех вариантов, которые рассказаны, торчат белые нитки, я бы даже сказал, не сценарные, а просто низкого качества идеи, которые пришли в голову соответствующим авторам.

– Тем не менее, эта череда псевдодокументальных фильмов, или псевдорасследований, идет в последнее время по нарастающей. И правильно заметили и вы в "Фейсбуке" после вчерашнего показа, что вариантов не остается – либо на Навального заводится дело, либо Навальный подает иск против канала "Россия-1". И Навальный уже заявил, что он собирается это сделать. О чем это свидетельствует? Что это говорит о российском телевидении в целом? О той спирали, которая сейчас раскручивается?

– Давайте разделим эту историю на две части. Первая – это проблема того, зачем это делается и почему у этого отсутствует правоохранительный выхлоп? Второе – это то, что происходит на ВГТРК. Вот если говорить о первом, то у российского политического менеджмента, прежде всего, управления внутренней политики и отчасти у его как бы зеркал в правоохранительных органах, есть проблема, называющаяся "политизация общества". Несмотря ни на какие усилия заткнуть общественную дискуссию, общество политизируется. Это происходит просто потому, что ухудшается экономическая обстановка, происходят странные с точки зрения массового сознания вещи, которые не находят себе объяснения в ежедневной бытовой практике. Пропаганда вступает в конфликт с реальностью, которую люди наблюдают. И ответом на это, естественно, является политизация. И во-вторых – чтобы реагировать на происходящее, управлению внутренней политики и его контрагентам, в том числе и ВГТРК, нужно, с их точки зрения, глушить – то есть точно так же, как в свое время глушили "Голос Америки" и Радио Свобода, – глушить в информационном пространстве настоящие и заслуживающие обсуждения элементы повестки дня, привнося туда фальшивые, исковерканные элементы, то, что в классике военной пропаганды называется "тухлая селедка", то есть на самом деле продукт съедобный, но пахнущий отвратительно. Ты можешь его съесть, но дальше у тебя будет сильнейшее расстройство желудка.

Пропаганда вступает в конфликт с реальностью, которую люди наблюдают

"Тухлая селедка" – это такой метод боевой военной пропаганды, когда к определенному количеству более-менее достоверных фактов подмешивается ключевой вымысел, зачастую не имеющий ничего общего с реальностью. Потребитель этого всего находится в серьезном эмоциональном стрессе и поэтому хватается за это объяснение как за некую соломинку, за ту связь, которую он хочет увидеть между его фактической реальностью и донесенным до него образом этой реальности. Собственно, то, что происходит – ВГТРК пытается, да и не только ВГТРК, как я понимаю, Первый канал тоже отметился по этой истории, собирается с помощью подобных инструментов закидать ложными посылками действительно важный вопрос. Вопрос о том – уходили ли деньги, сравнимые по масштабу со статьями финансирования госбюджета РФ, частным лицам через офшорные фирмы. И кто эти частные лица.

Приблизительно такая же ситуация была хорошо заметна после трагедии сбитого "Боинга" над территорией Донбасса 17 июля 2014 года, когда в эфир выкидывалось такое количество версий происходящего, что человек уже ни в одну не верил и не знал точно, как идет расследование, как из массы разных версий вычленить то, что на самом деле не опровергнуто, то, что ведет к истине. Сейчас, мне кажется, происходит то же самое с "панамскими архивами". И вот вы сами выделили одну историю в "Вестях недели", где говорилось, цитирую ваш пост в ФБ, что "Providence Equity Partners (которые, страшно сказать, собирались похитить у России "национальное кабельное достояние") входят в структуру USIS Inc., ужасной специальной компании, которая отбирает кадры для ЦРУ и АНБ США (даже Сноудена отобрала)". Что вы простым поиском по интернету выяснили о компании Providence Equity Partners?

– Providence Equity Partners – это одна из крупнейших не только в Америке, но и в мире инвестиционных компаний, специализирующихся на СМИ, интернете и вообще информационных технологиях. Это компания, которая вкладывает в зрелые бизнесы, то есть она любит компании, находящиеся на подходе, например, к IPO или к приобретению стратегическим инвестором своего более молодого и технологичного конкурента. Это старая компания, она не вчера появилась на рынке. И это компания уважаемая, потому что у нее много успехов. Она показывает очень приличное качество управления своими активами. Смешно было, что в сюжете Кондрашова упоминалась гигантская цифра в 21 млрд долларов, хотя даже прямое использование Google и поиск на вопрос "размер активов Providence Equity Partners" показывает, что текущий размер их активов более чем в два раза больше – 45 млрд.

Скриншот программы "Вести недели" Дмитрия Киселева на канале "Россия-1"

​Так вот, дальше очень интересно, что у авторов сюжета сработало такое мышление на уровне Фоменко и Носовского, когда они увидели аббревиатуру USIS, которая звучит как сочетание US и ISIS (США и ИГИЛ). Они не смогли устоять и обвинили РЕР, как называют Providence Equity Partners, в том, что они входят в структуру этой дьявольской компании USIS. При этом смешно, что опять же любая примитивная проверка через интернет показывает, что USIS – это даже не совсем компания. Это направление бизнеса, которое возникло из сокращений госаппарата при Билле Клинтоне, было приватизировано и через некую цепочку реструктуризации попало в группу как раз Providence Equity Partners и стала его собственностью. Она предоставляла общий спектр услуг безопасности для корпораций и для государства. То есть осуществляла проверки на лояльность – отсутствие криминального прошлого, крупной задолженности и т. д. для людей, которые хотят наняться на работу в государственные структуры. Дальше совсем смешно. После банкротства, которое случилось у нее из-за серии процедур, конфликтов с государственными структурами США, на сегодняшний день то, что было USIS, входит в структуру Kroll Inc., той самой компании, которой Егор Гайдар в 1992 году поручил искать деньги КПСС. Такой вот смешной оборот информации в Европе и США. Как раз в 2008 году, видимо, от расстройства, что его так обманули, именно в 2008 году Providence Equity Partners и купили USIS у компании Altegrity, которая была его первым владельцем после приватизации, ровно за те самые 1,5 млрд, которые, видимо, не удалось заплатить Сулейману Керимову.

Как-то файлики у ВГТРК и тех, кто скормил им эту историю, не сходятся

Но и это еще не все. Опять же примитивным поиском, причем даже не на английском языке, а в русском сегменте интернета, обнаруживается, что вся история с ролдугинским офшором уже появлялась на поверхности в российских СМИ, причем именно в связи с получением странного и необъясненного отката, ничем другим это не назовешь, в рамках серии сделок по продаже тех самых "Национальных телекоммуникаций" (НТК) в 2008-2011 годах. Когда первая часть сделки, которая, кстати, никак не равнялась 1,5 млрд, а оценивалась рынком и проверялась через документацию участников, часть из которых была вполне себе публичными компаниями (публичными не в смысле, что они торговались на бирже, но их финансовые данные были доступны), составляла около 830 млн долларов. Причем собственность так называемого консорциума, хотя на самом деле никакого консорциума не было, это была компания Ковальчука, которая сразу приобрела примерно 72-процентный пакет "Национальных телекоммуникаций", действительно, там можно посчитать, что оценка компании была 1,5 млрд долларов. Но дело в том, что оставшиеся примерно 28% принадлежали другому офшору Керимова, который владел им на основании того, что выдал крупный кредит "Национальным телекоммуникациям" в размере около 3,5 млрд рублей. Так вот именно этот кредит был переуступлен через некоторое время компанией, которая записана на Сергея Ролдугина. К этому моменту этот кредит вместе с процентами уже был почти 4 млрд рублей. Переуступлен он был за 1 доллар, как мы видим из документов Mossack Fonseca. И дальше "Национальные телекоммуникации", которые в тот момент возглавлял, что называется шестой раз в эту воду, Сергей Калугин, нынешний гендиректор "Ростелекома", немедленно гасит 1,2 млрд из этого долга, которые остаются в компании Sandalwood, а та в свою очередь буквально следующим днем переуступает этот долг третьей структуре, которая, видимо, и является шелл-компанией Банка России, соответственно, Юрия Ковальчука. Так что насчет продажи обратно собственности на этот актив без единого цента прибыли… Как-то файлики у ВГТРК и тех, кто скормил им эту историю, не сходятся. 1,2 млрд рублей в декабре 2010 года – это сумма, почти равная 400 млн долларов, которая просто берет и отваливается в этом самом засекреченном офшоре, – говорит Василий Гатов.