На Украине Верховная Рада утвердила отставку Арсения Яценюка с поста премьер-министра и проголосовала за назначение новым главой правительства Владимира Гройсмана (до этого он занимал пост председателя Верховной Рады). Кроме того, парламентарии одобрили состав нового кабинета министров и поддержали программу его деятельности. Все эти решения, заявляет часть украинских политиков, – результат очередного сговора власти и олигархов.
До принятия важных кадровых решений перед депутатами Верховной Рады выступил Арсений Яценюк. Он поблагодарил не только соратников и союзников, которые поддерживали его правительство, но также оппонентов и врагов, которые, как сказал Яценюк, сделали его еще более сильным. Выступил в Раде и президент Украины Петр Порошенко. Среди ключевых задач нового правительства он назвал продолжение курса на евроинтеграцию, рост экономики, борьбу с коррупцией и децентрализацию власти. А кандидат в премьеры Владимир Гройсман в своей речи перед голосованием акцентировал внимание на трех главных угрозах для Украины: "Это коррупция, неэффективность госуправления и популизм, угрожающий Украине не меньше, чем враг на востоке нашей страны".
Коррупция, неэффективность госуправления и популизм, угрожающий Украине не меньше, чем враг на востоке нашей страны
Верховная Рада проголосовала "пакетом" за отставку Яценюка с должности премьера, отмену постановления о недоверии его правительству, поддержанного большинством депутатов 16 февраля (это было одним главных условий добровольного ухода из правительства лидера "Народного фронта". – РС) и за назначение Гройсмана новым главой правительства. За этот пакет проголосовали 257 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов. Кроме того, парламент утвердил отставку Гройсмана с должности главы Верховной Рады, назначив на его место Андрея Парубия ("Народный фронт"), а на должность первого вице-спикера Рады – Ирину Геращенко ("Блок Петра Порошенко").
Лидер Радикальной партии Олег Ляшко подсчитал, что за оба пакета проголосовали только 206 депутатов от "Народного фронта" и "Блока Петра Порошенко". Таким образом, коалиции в составе двух фракций "БПП" и "НФ", которая должна насчитывать минимум 226 парламентариев, не существует, констатировал Ляшко:
– Я утверждаю, что премьер-министр Гройсман назначен в результате сговора власти, олигархов и бывших членов Партии регионов. Демократической и европейской коалиции в парламенте нет. Все мы с вами стали очевидцами узурпации власти.
Ни одного решения Раде не удалось бы принять в четверг без голосов депутатской группы "Возрождение", которую контролирует олигарх Игорь Коломойский. Из-за отказа поддержать 16 февраля отставку правительства Яценюка этой группой, а также "Оппозиционным блоком", которые контролирует олигарх Ринат Ахметов, на Украине начался политический кризис. Из парламентского большинства тогда вышли фракции "Самопомощь" и "Батькивщина". После назначения Гройсмана премьером кризис может только усилиться, предполагает руководитель Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник:
257 голосов депутатов – это очень мало
– Переформатирование и правительства, и коалиции преследовало цель преодолеть возникший кризис и выпустить "социальный пар", повысить доверие украинцев к правительству. Эти цели не достигнуты. Более того, кризис обострился. Мы видим, что очень резко отреагировали на такое голосование бывшие члены коалиции – и "Батькивщина", и Радикальная партия Ляшко, и "Самопомощь". Сегодня сформировалась очень сильная оппозиция, которая будет представлять серьезную угрозу для Петра Порошенко. К сожалению, те же самые силы, которые не позволили отправить Яценюка в отставку 16 февраля, голосовали за назначение Гройсмана и переформатирование системы. Коалиция, как оказалось, существует только на бумаге. Де-факто коалиции нет, и без голосов групп "Возрождение" Коломойского и "Воли народа", подконтрольной главе государства, не удалось бы назначить Гройсмана. Кстати, 257 голосов депутатов – это очень мало. В свое время при утверждении премьером Яценюка на табло высвечивались цифры и 341, и 351.
Последние события в Раде свидетельствуют, что кризис купирован, но не преодолен, считает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев:
– Хорошим индикатором здесь является то, что коалицию с неимоверными усилиями дотянули до необходимых голосов. Для этого фракции БПП и НФ привлекли в свои ряды внефракционных депутатов и представителей депутатских групп, которые не относятся к политическим силам Майдана. Проблема состоит в том, что коалиция, сформированная в 2014 году из политических сил Майдана, распалась. Нынешнюю коалицию подстраховывают в Раде и будут, очевидно, дальше подстраховывать члены депутатских групп, которые связаны с прошлой властью – режимом Виктора Януковича. Технически этому правительству будет очень сложно работать, поскольку у него нет стабильного большинства. Коалиции будут ситуационными, они будут формироваться под каждый конкретный закон и за счет, в том числе, "Оппозиционного блока" и депутатских групп, которые вышли из старой власти.
В то же время руководитель Центра политических исследований "Пента" Владимир Фесенко полагает, что после формирования нового правительства политическая ситуация на Украине стабилизируется примерно до осени:
– Напряжение вокруг правительства Гройсмана, сложные и конфликтные ситуации в парламенте будут сохраняться, но на какое-то время, думаю, что до осени, ситуация будет, действительно, относительно стабилизирована, а осенью может быть новая атака на правительство, попытка отправить его в отставку, если только в Раде в ближайшее время не будет утверждена программа деятельности правительства.
Напряжение вокруг правительства Гройсмана, сложные и конфликтные ситуации в парламенте будут сохраняться
Новый премьер-министр настоял, чтоб этот вопрос парламент рассмотрел немедленно. Программу деятельности кабинета министров удалось принять в четверг с третьей попытки, ее поддержали 243 депутата. Теперь до апреля будущего года кабинет Гройсмана не смогут отправить в отставку. До этого депутаты утвердили состав кабинета министров, пока без главы Минздрава. В нем впервые будет шесть вице-премьеров. Должность первого вице-премьер-министра экономики занял человек Порошенко – Степан Кубив, который после Майдана возглавлял Национальный банк Украины.
– Министерство экономики сегодня приобретает исключительно важный вес и в плане приватизации, и в плане передачи ему таких активов, как компании "Нафтогаз Украины", "Укроборонпром", "Укрспецэкспорт". Поэтому по влиянию это правительство Порошенко – Гройсмана, а не правительство "Народного фронта" и "Блока Петра Порошенко", – отмечает Вадим Карасев.
Представитель президентской команды Иванна Климпуш-Цинцадзе назначена вице-премьером по вопросам евроинтеграции. Свои кресла сохранили представители "Народного фронта" – министры: внутренних дел – Арсен Аваков, юстиции – Павел Петренко, а также вице-премьер по гуманитарным вопросам Вячеслав Кириленко. На прежних должностях остались назначенные по президентской квоте министры: иностранных дел – Павел Климкин и обороны – Степан Полторак. Из более чем двадцати министерских портфелей три получили члены команды премьера, в частности Андрей Рева стал министром социальной политики.
– Состав правительства, учитывая и слишком большое число вице-премьеров, говорит о том, что обе стороны (НФ и БПП) достигли определенного равновесия. Причем это равновесие касается и третьей фигуры, которую до формирования кабинета никто особо не принимал во внимание: это сам премьер-министр. И это для многих стало неожиданным. Путем довольно сложных и жестких переговоров, давления, в том числе и на президента, Гройсману удалось провести в состав правительства своих людей и поставить руководителем аппарата правительства своего человека – Александра Саенко. Так что здесь баланс не только между НФ и БПП, но и третьей стороной. Это такая небольшая, но достаточно влиятельная команда самого премьер-министра, – считает Вадим Карасев.
А вот как новое правительство характеризует Руслан Бортник:
– Если сравнивать с прошлым правительством, то эта команда более монолитна. Ее 70% – это ближнее и дальнее окружение президента, и она объединена, прежде всего, экономическими и властными интересами, а не идеологией. Поэтому, с одной стороны, команда цельная, а с другой – в случае кризиса может произойти ее распад на группы по интересам.
38-летний Владимир Гройсман обещает, что его правительство обеспечит двукратный экономический рост, будет публичным, реформаторским, позаботится и об аграриях, и о шахтерах. "Я умею работать 24 часа в сутки и не раз это доказывал", – заявляет новый премьер-министр Украины.