Почти 140 000 человек подписали петицию на сайте change.org против закрытия единственного в Москве котокафе. В конце марта 2016 года депутат Мосгордумы и председатель комиссии по экологической политике Зоя Зотова неожиданно высказалась против кафе с кошками "Котики и люди". "Это объект общественного питания, поэтому животные не могут там быть, а то, что они ходят, – это вообще недопустимо. Есть нормы СанПиНа для общепита, которые требуют соблюдения определенных норм", – сказала депутат информационному агентству "Москва".
Сейчас в Мосгордуме готовится законопроект о диких животных, в котором "пропишут нормы и условия содержания" котов в кафе. Инициатива депутата Зотовой возмутила зоозащитников и вызвала переполох среди любителей кошек.
– Не дайте закрыть котокафе! Это возможность для людей, которые не могут завести животное дома, пообщаться с ним, а для котиков – найти новых хозяев. Кроме того, этот тот самый малый бизнес, который Путин вроде как требовал не кошмарить. Люди, между прочим, платят налоги и кормят эту депутатскую банду! Можно подумать, что котокафе – самая большая проблема, – возмущается под текстом петиции посетительница кафе Марина Чарская.
Это самый малый бизнес, который Путин требовал не кошмарить
На вопрос, почему Мосгордума решила именно сейчас обратить внимание на кошек, Зоя Зотова ничего не ответила корреспонденту Радио Свобода и вообще отказалась давать комментарии на эту тему.
Владелец котокафе "Котики и люди" Егор Кузин, похожий скорее на хозяина байк-клуба, показывает письмо, которое в ответ на обращение встревоженных кошатников недавно прислала депутат Зотова: "Отношение москвичей к ним разное: кому-то они нравятся, кому-то не нравятся, но вопросы по котокафе в современных правовых условиях призваны решать уполномоченные органы: профильные департаменты, органы ветеринарии и органы Роспотребнадзора".
– Ну что я могу сказать по поводу этого свежайшего комментария нашей благоуважаемой, да светится свет ее… Может, она хочет закрыть наше кафе, а может, уже не хочет, кто ее знает... Безусловно, ей эта тема нужна, сделала затравку, как принято у политиков, чтобы посмотреть на реакцию. Наше кафе – единственное в своем роде, на виду, привлекает внимание... Наверное, надо ей было что-то такое сказать, прозондировать почву, как это принято в России. Я не знаю, что следует из неопределенного ответа Зотовой. Видимо, чиновники хотят с кем-то бороться... Пальмиру разрушили, а тут котокафе под боком... Возможно, на нас обратили внимание в связи с борьбой с контактными зоопарками.
Видимо, чиновники хотят с кем-то бороться... Пальмиру разрушили, а тут еще какое-то котокафе под боком...
В Питере сейчас очень активно этой темой занимаются, местному котокафе достается заодно. Например, к владелице питерского котокафе "Республика кошек" Анне Кондратьевой прибегают проверяющие и кричат: где у вас тут замученные кабаны и крокодилы! А у нас тигров нет, у нас только котики. Как правило, приютские. Для меня котокафе – не способ зарабатывать деньги. Я его для души открыл, когда меня девушка бросила, – рассказывает Кузин.
Мы находимся в кафе "Котики и люди" на Садовой-Каретной. Перед входом в кафе надо переобуться в кроксы и протереть руки дезинфицирующим раствором. После того как посетители войдут, дверь на улицу закрывается на ключ, чтобы кошки не убежали. Внутри очень мило и уютно. Несколько столиков, два дивана с подушками, кошачьи домики, лежанки, когтеточки, фонтанчики с водой для кошек, увлажнитель воздуха. Сейчас в кафе живет 19 котов и кошек. Они все кастрированы, стерилизованы и регулярно проходят осмотр у ветеринара. Большинство кошек попадает в кафе из московских приютов. Кураторы приютов выбирают для кафе самых социализированных и дружелюбных животных. Котики свободно разгуливают между столиками, лежат на диванах и сидят на окне. Их разрешено гладить, брать на руки, но кормить нельзя. Для кошек в кафе оборудовано отдельное помещение, закрытое для посетителей. Туда они могут уйти через маленькую дверь, если хотят остаться в одиночестве. Одна минута пребывания в кафе стоит шесть рублей. В стоимость входят кофе, чай, печенье и общение с кошками.
Моя бабушка, когда смотрела передачу "В мире животных", всегда задавала только один вопрос: с чем этого зверя едят? Она пережила войну и голод
– Первые посетители кафе меня расстраивали. Они думали, что кошки – это игрушки, можно их хватать за хвост и шпынять. Я не осуждаю этих людей. Моя бабушка, когда смотрела передачу "В мире животных", всегда задавала только один вопрос: с чем этого зверя едят? Она пережила войну и голод. Сегодня мы стали гуманнее. Все больше горожан, когда хотят избавиться от надоевшего животного, не выгоняют его на улицу, а везут к ветеринару усыплять. Мол, посмотрите, мы – гуманисты, нам не жалко четырех тысяч рублей отдать за эвтаназию здоровой кошки. Мы хотим сделать общество еще более гуманным по отношению к животным. Нашим посетителям мы объясняли, что у кошек тоже есть права. На руки котика можно взять только, если он этого хочет, нельзя будить котов и мешать им свободно передвигаться. Мы рассказывали, что кошки – животные хищные, одиночные. Спят они много, потому что им так положено природой, а не потому что мы опаиваем котов валерьянкой, как считают некоторые бабушки. Видимо, наша разъяснительная работа подействовала. Последнее время к нам приходят люди, которые умеют относиться к котам с уважением.
В кафе посетителям предлагают кошачье меню с фотографией, именем и описанием характера каждого из обитателей.
– Вот это моя любимица Фасолька, – говорит Кузин и берет на руки маленькую гладкошерстную черно-белую кошку. – Она мужественно выживала на улице и научилась там открывать мусорные баки. Сейчас у нее все хорошо, но дурная привычка осталась. Семен Егорыч, мой сын или внук, неформальный лидер кошачьего сообщества. Он очень спокойный, задумчивый, пресекает споры и ссоры одним взглядом. Егорычу – семь лет, Фасольке – пять, скорее всего, они останутся с нами навсегда: взрослых кошек устроить в семью сложно.
Кузин гордится, что за год существования кафе около шестидесяти котиков забрали домой клиенты.
– Мы всегда проводим собеседование с клиентом, прежде чем отдать ему кошку. Нам важно убедиться, что животное уходит к хорошему человеку. Котокафе – самый эффективный способ поиска хозяев для бездомных животных. В приюте атмосфера чаще всего очень печальная и угнетающая, а у нас, наоборот, радостная и расслабляющая, – говорит Кузин.
За год существования кафе около шестидесяти котиков забрали домой клиенты
Он рассказывает, что большинство посетителей кафе – молодые женщины. По словам Кузина, они приходят в кафе небольшими компаниями, чтобы отдохнуть в окружении ласковых кошек от сурового и сложного мира.
– В Японии кафе с животными чаще посещают одинокие мужчины. Недавно видел ролик из японского кафе с живыми кроликами. Мужчина в дорогом костюме заходит в кафе. Лицо у японца каменное. Ему дают меню с кроликами. Он показывает – этого. Приносят пушистого зверька, кладут на колени, мужчина гладит его и начинает тихо плакать, – рассказывает Кузин.
Кошачьи кафе очень популярны во всем мире. Особенно много их в Японии.
– В азиатских странах кафе с кошками – это прибыльный бизнес. В нашей стране – благотворительный и просветительский проект, который открывают, как правило, зоозащитники. Денег на кошках не заработаешь, – рассказывает Анна Кондратьева, хозяйка питерского кафе "Республика кошек" и владелица нескольких ветеринарных клиник. – Кафе я содержу на деньги от ветеринарных клиник. На вакцинацию и лечение одного кота мы тратим около двадцати тысяч рублей. Большую часть кошек, которые живут в кафе, хотели усыпить их хозяева в наших клиниках. Некоторые котики раньше работали в Эрмитаже. Известно, что в государственном музее Эрмитаж служит кошачья гвардия, она охраняет его от крыс.
Большую часть кошек, которые живут в кафе, хотели усыпить их хозяева в наших клиниках
К нам оттуда попадают кошки, которые вышли на пенсию. Например, старожил нашего кафе 15-летний Валлен-Деламот (все эрмитажные кошки названы в честь художников, архитекторов или знаменитых полотен) был предводителем эрмитажной стаи, а потом состарился, и молодые коты устроили ему дедовщину – Акела промахнулся. Теперь он командует парадом в нашем кафе.
Кондратьева рассказывает, что нормы российского законодательства заставляют владельцев кафе балансировать на грани закрытия.
– Мы перестраховываемся на каждом шагу, это очень выматывает, но никаких претензий к нам у проверяющих нет. Наша "Республика кошек" состоит из двух комнат, разделенных дверью. Я предвидела, что необычный формат кафе вызовет повышенное внимание со стороны чиновников, поэтому даже не рискнула совмещать зал, где посетители пьют кофе, и помещение с кошками, как у Егора Кузина.
В двенадцать часов дня в кафе "Котики и люди" заходят в основном взрослые мужчины в офисных рубашках. Они садятся рядом со спящими котами и деликатно пытаются их погладить.
– Осторожнее, пожалуйста, не задавите, – просит молодого человека, который пытается прилечь рядом с серым котом на диване и обнять его, администратор кафе Дина Расулова. Она работает в кафе чуть больше двух недель. Устроилась туда, потому что очень любит кошек, а хозяйка квартиры, которую снимает Дина, против домашних животных. Девушка очень расстроена из-за заявления депутата Зотовой.
– Многие клиенты с порога говорят, что спешили посмотреть на наше кафе, пока его не закрыли. Людям, которые работают в Мосгордуме, к сожалению, нечем заняться. В Москве полно других проблем, а в котокафе все хорошо. Пусть чиновники обратят внимание на другие вопросы, – говорит Дина.
Егор Кузин надеется, что чиновники отстанут от "Котиков и людей". Он не хочет думать, что будет делать, если кафе придется закрыть. Егор мечтает открыть в Москве кафе с другими животными по аналогии с японскими.
В Японии помимо кошачьих популярны кафе с кроликами, ежами и собаками.
– Меня очень вдохновляет такая идея, но, боюсь, ни в Москве, ни в России ее реализовать не дадут. Жаль: общение с животными делает нас человечнее и добрее, – говорит Егор.