Королеве Великобритании Елизавете II исполняется 90 лет. Недавно она установила рекорд: королева занимает престол 64 года – дольше всех монархов в британской истории. При этом Елизавета II продолжает активно исполнять обязанности главы британского государства и Содружества наций.
Юбилейные королевские торжества пройдут в три этапа. 21 апреля Елизавета II отметит день рождения в кругу семьи и близких друзей в Виндзорском замке. Тогда же она зажжет первый из тысячи юбилейных факелов, которые загорятся в этот день на крупнейших возвышенностях страны и за рубежом. Второй этап пройдет с 12 по 15 мая в Виндзорском парке, где на арене, вмещающей 25 тысяч зрителей, состоится красочное шоу с участием более тысячи музыкантов, певцов, танцоров и других артистов. В шоу участвуют девятьсот всадников: известно, что королева – страстная любительница скачек и лошадей.
По традиции, восходящей к 18 веку, официальные торжества по случаю дней рождения британских монархов, празднуются во вторую или третью субботу июня, когда погода благоприятствует мероприятиям на открытом воздухе, в том числе параду королевской гвардии. Но в этом году официальные торжества растянутся на три дня и пройдут с 10 по 12 июня.
Реальный статус королевы, как и британской конституционной монархии, выражает формула: "королева царствует, но не правит". И тем не менее, не обладая реальной властью, Елизавета II – одна из самых уважаемых и влиятельных людей страны. Ее одобрения требуют все законодательные акты, а премьер-министр еженедельно докладывает ей о положении дел в стране и за рубежом. Официально королева не только глава государства, глава Англиканской церкви и главнокомандующий вооруженными силами, но и королева 17 других стран, в том числе Австралии, Канады и Новой Зеландии, а также глава Содружества наций, куда входят 53 страны. Елизавета II пережила 12 премьер-министров, первым из которых был Уинстон Черчилль – ее наставник в государственных делах.
Престиж королевы и института монархии необычайно высок. Подавляющее большинство англичан никогда не жило в царствование другого монарха и воспринимает королеву как неотъемлемую часть их собственной национальной идентичности. Последние социологические опросы показывают, что 80 процентов подданных Ее Величества хотят сохранения монархии и лишь 14 процентов предпочли бы жить при республиканском строе. Впрочем, некоторые политологи предпочитают именовать политический строй Соединенного Королевства "монархической республикой", поскольку в стране исправно функционируют все представительные институты, свойственные либеральной демократии. В интервью Радио Свобода королевский биограф Хьюго Викерс, много раз встречавшийся с Елизаветой II, высоко оценивает ее роль в послевоенной истории страны:
У королевы огромный дипломатический талант, и ее деятельность в какой-то мере облегчает жизнь для всех нас
– На ее царствование пришелся очень длительный период мирного времени. Оглядываясь на британскую историю, я не нахожу в нашей истории царствования, в которое я бы хотел перенестись из времени правления Елизаветы II. В целом это было очень благополучное время для Соединенного Королевства, и королева с огромным достоинством и чувством ответственности представляла страну на международной арене. С неменьшим дипломатическим тактом она принимала глав государств у себя в Букингемском дворце. Особенно хочу подчеркнуть ее важную консолидирующую роль в жизни страны. Королева за более чем полвека посетила с государственным визитом около ста стран, положительно повлияв на межгосударственные отношения. Особенно значительны ее дипломатические усилия при посещении так называемых "проблемных" стран, с которыми у Великобритании были в прошлом напряженные или враждебные отношения. Я имею в виду, скажем, Германию, Японию, Китай, Россию, Ирландию. Ее роль в налаживании добрососедских отношений трудно переоценить. У нее огромный дипломатический талант, и ее деятельность в какой-то мере облегчает жизнь для всех нас.
– Насколько влиятельна, на ваш взгляд, Елизавета II?
– Думаю, что королева обладает очень значительным влиянием. Она каждую неделю встречается с премьер-министром, и это очень важный момент. Когда в 1952 году в 25-летнем возрасте она взошла на престол, ее премьер-министр был намного старше нее – он родился в 1874 году. Нынешний премьер-министр, который должен давать ей советы, почти вдвое младше. Обладая огромным государственным и политическим опытом, королева сама нередко дает ему важные советы. Королева не имеет права публично комментировать политические и общественные проблемы, одобрять или не одобрять их. И хотя ее влияние незаметно, тем не менее оно очень значительно.
– Королей и королев, как известно, не избирают. Тем не менее что можно сказать о популярности королевы?
– Мне постоянно приходится встречать людей, которые восторгаются королевой. Нынешнее процветающее состояние британского общества было создано в том числе и ее усилиями как главы государства. Парадоксально, но популярность и престиж королевы со временем только растут. Ее возраст и длительность пребывания на престоле работают на популярность. На мой взгляд, королева – самый популярный человек страны, и ее рейтинг несопоставим с популярностью любого политика. Очень важный момент: к этой популярности примешивается огромная доля высочайшего уважения и, не побоюсь сказать, любви. Даже противники монархии признают, что она замечательный человек.
– Вы много раз встречались с королевой. Не могли бы вы вспомнить свое впечатление от первой встречи? Говорят, что первое впечатление часто самое достоверное...
– Первый раз я встретил королеву, когда мне было 16 лет, я был школьником. Королева посетила часовню Святого Георгия в Виндзоре, где я помогал викарию, и в мои обязанности входило открыть для нее дверь. Королева тогда ничего мне не сказала, но я помню, как я был возбужден: было удивительно находиться в ее присутствии. После этого мне много раз приходилось беседовать с Ее Величеством – и публично, и частным образом, и каждый раз у меня оставалось впечатление от очень деликатного, компетентного и в высшей степени благовоспитанного человека. Она всегда с огромным уважением относится к любому человеку, с которым ей приходится общаться. Никакого высокомерия или надменности. Это в полной мере ощущалось в разговорах с ней.
– А вам не кажется, что у королевы слишком консервативные вкусы и пристрастия?
– Думаю, это правильно, что у королевы консервативные вкусы. Однако я бы мог привести множество примеров, когда она одевалась и вела себя в соответствии с модой и пристрастиями своего времени. Так было в первые годы ее царствования, после того как в 1952 году она взошла на престол. И она сама, и ее сестра принцесса Маргарита ничем не отличались от молодых женщин своего класса. Естественно, что с возрастом ее вкусы должны были измениться. Было бы смешно, если бы она в 80–90 лет следовала авангардистской моде. Я бы назвал ее нынешние вкусы даже не консервативными, а классическими. Королева всегда элегантно выглядит, ведь большая часть ее жизни пришлась на "эпоху элегантности" – на 50–60-е годы. Ее можно, конечно, обвинить в том, что она не стала "жертвой моды" и не колеблется вместе со вкусами широкой публики. Но в этом можно даже усмотреть какой-то философский смысл: она остается примером стабильности и спокойствия – эти же функции, кстати, выполняет и британская монархия в нашем неспокойном мире.
– Есть ли у королевы какие-либо хобби или интересы за пределами государственных обязанностей?
Ему было непонятно, что равенство в Британии распространяется и на лошадей
– Королева – очень опытный знаток лошадей. Она увлечена скачками и очень профессионально в них разбирается. Я бы даже сказал, что это не хобби, а подлинная страсть и глубокий интерес. У нее великолепная конюшня скаковых лошадей, которые неоднократно выигрывали забеги и в Аскоте, и на дерби в Эпсоме. Вспоминаю забавный эпизод, связанный с этой королевской страстью. Через несколько дней после коронации в 1953 году одна из ее лошадей участвовала в забеге, но пришла второй, ее опередила французская лошадь. Присутствовавший на скачках советский министр, находившийся в Британии с официальным визитом, сказал кому-то, что для него совершенно удивительно, что какая-то французская лошадь опередила королевскую через два дня после коронации. Ему было непонятно, что равенство в Британии распространяется и на лошадей. Кроме лошадей, королева абсолютно профессионально тренирует собак, которых у нее довольно много. Она вообще предпочитает сельскую жизнь городской и превосходно разбирается в реалиях деревенской жизни. У нее много и других интересов: она участвует в жизни гвардейского полка, который патронирует, ее интересует и церковная жизнь. Не сказал бы, что она особенно интересуется музыкой, но у нее неподдельный интерес к живописи.
– Как вы оцениваете деятельность королевы на посту главы Содружества наций?
– Она превосходно справляется со своими обязанностями. У нее огромный интерес к жизни бывших британских колоний и доминионов. В Содружестве она пользуется большим авторитетом. До самого недавнего времени королева регулярно посещала страны Содружества. Иногда ей даже удавалось улаживать возникающие между ними споры и трения. Приведу пример ее неподдельного интереса к делам Содружества. Я оказался вовлечен в одну из программ, которая реализуется в странах Содружества.
Речь идет о создании привлекательных туристических маршрутов в столицах этих стран. Королева очень заинтересовалась этой программой. Когда она была на Мальте на встрече глав стран Содружества, то внимательно ознакомилась с этой программой и даже прошлась по одному из маршрутов. Характерно, что 21 апреля, в свой день рождения Ее Величество в сопровождении принца Филиппа откроет памятную доску на пути исторической, длиной в четыре мили, королевской дороги от Виндзорского замка до возвышенности Касл-хилл, которая стала туристическим маршрутом. Надо сказать, что проявленный королевой интерес к нашей туристической программе в огромной мере помог нам согласовать ее со странами Содружества.
– В Англии многие хотели бы, чтобы королеве наследовал не ее старший сын принц Чарльз, которому сейчас 67 лет, а ее внук принц Уильям. Насколько это реально?
Британская монархия – единственная в Европе, использующая традиционные королевские регалии
– Ей непременно наследует принц Чарльз, если, конечно, он не оставит этот мир раньше королевы, что вряд ли произойдет. Принц Уэльский ближе всех находится к трону. Никто не может нарушить закон о престолонаследии, который в этом случае будет соблюден. Королева никогда не пойдет на это. Принц Чарльз обладает всеми достоинствами и знаниями, необходимыми монарху. Правда, став королем, он не станет автоматически главой Содружества наций. При смене британского монарха страны Содружества должны заново избрать своего главу. На мой взгляд, было бы большой ошибкой, если бы принц Чарльз не был избран. У принца была полоса непопулярности, связанная с его нынешней супругой герцогиней Корнуольской Камиллой, однако сейчас он пользуется всеобщим уважением. В британской истории бывали случаи, когда наследный принц Уэльский, став королем, менял идентичность, становился практически другим человеком. Так было, например, с Эдуардом II.
– Чем, в сущности, отличается британская монархия от других европейских монархий?
Ни один британский монарх не мог посетить Советский Союз, пока у власти там были коммунисты
– Они значительно отличаются от британской монархии, хотя при этом большинство из них хорошо исполняет свои обязанности. Британская монархия – единственная в Европе, использующая традиционные королевские регалии: скипетр, державу, многочисленные короны Британской империи, горностаевую мантию, которую королева надевает при открытии парламента. Другие монархии в Европе намного демократичнее. В Британии все важнейшие государственные институты носят названия королевских – от правительства, армии и почты до тюрем и Общества защиты животных. Кроме того, Елизавета II – дуайен европейских монархов. Никто из них не пользуется столь же высоким престижем. Если вы попросите рядового европейца назвать имя короля Бельгии, Швеции или Нидерландов, он глубоко задумается и вряд ли ответит. Однако в случае с королевой Великобритании у него не будет проблем.
– Почему британские монархи избегали посещать Советский Союз и чем был вызван неожиданный официальный визит Елизаветы II в Россию в 1994 году?
– Королева думала, что ей никогда не придется посетить три страны: Ирландию, Китай и Россию. Россию и Ирландию она впоследствии посетила. Ни один британский монарх не мог посетить Советский Союз, пока у власти там были коммунисты. Злодейское убийство царской семьи было главным препятствием. Романовы были близкими родственниками Виндзоров, Николай II был кузеном Георга V. Визит в Китай не мог состояться по политическим причинам, как и в Ирландию. Ранее королева избегала визитов в Германию и Японию, с которыми Британия была в состоянии войны. В то время королева была принцессой Уэльской и носила униформу – она служила во Вспомогательном территориальном корпусе и водила военный грузовик.
Елизавета II русским очень понравилась, они нашли ее очень привлекательной
Визит в Россию в 1994 году носил политический характер: Британия хотела поддержать нарождающуюся российскую демократию. Королева тогда прибыла в Санкт-Петербург на королевской яхте "Британия". Русские ее принимали с восторгом. Встреча с Ельциным и его супругой состоялась в Москве и прошла в очень дружеской атмосфере. Помнится, она там посетила больницу. Надо сказать, что президент Ельцин был не единственным из советских и российских руководителей, с которым королева встречалась. В 1956 году в Лондоне с официальным визитом побывали Хрущев и Булганин, и королева пригласила их на ланч в Виндзорский замок. Там же побывал и Горбачев. В 2003 году в Британии с государственным визитом побывал Путин с супругой, в честь которых был организован официальный банкет в Букингемском дворце, где они проживали во время визита. После 1994 года королева Россию больше не посещала. Надо сказать, что Елизавета II русским очень понравилась, они нашли ее очень привлекательной.
– Сохранится ли британская монархия в обозримом будущем?
Премьер-министры, с которыми королеве пришлось общаться на протяжении 64 лет, внимательно прислушивались к ее советам
– Надеюсь, скорее уверен, что сохранится. Много раз опрометчивые политики в Европе и Британии на протяжении последних ста лет предсказывали, что британская монархия падет, но она так и не оправдала их ожиданий. Сейчас монархия и королевская семья переживают взлет популярности, нет никаких признаков упадка монархии. Институт конституционной монархии оказался очень органичен для британской политической системы, и надо честно признаться, он прекрасно работает. Британская монархия оказалась политически гибкой, способной к эволюции и необходимой модернизации.
В конституционной системе страны есть один очень важный нюанс: никакая модернизация монархии невозможна без согласия королевы, даже если за нее единогласно проголосует парламент. Недавняя реформа закона о престолонаследии была инициирована самой королевой, что свидетельствует о ее мудрости. И еще один любопытный нюанс британской конституционной системы: если королева официально обратится к премьер-министру за советом что-то предпринять и премьер этот совет даст, то королева обязана ему неукоснительно следовать. Однако, если она сама даст премьер-министру официальный совет, он имеет право им пренебречь. Тем не менее премьер-министры, с которыми королеве пришлось общаться на протяжении 64 лет, внимательно прислушивались к ее советам, поскольку ей было что сказать.