Ходорковский против Запада

Реакция МБХ на решение по делу ЮКОСа поразила блогеров больше самого решения

Вчера стало известно, что Гаагский суд отменил решение, согласно которому Россия обязана была выплатить акционерам ЮКОСа 50 миллиардов долларов. В преддверии этого события юрист ​Дмитрий Гололобов, бывший начальник правового департамента ЮКОСа​, описывал возможные варианты исхода дела так:

Через несколько часов районный суд в Гааге объявит самое главное решение по делу Юкоса. Или - не объявит, если решит, что надо еще подумать. Но оно совершенно точно – главное. В зависимости от этого решения «дело Юкоса» будет развиваться по двум совершенно противоположным сценариям.

Сценарий 1. Решение в пользу акционеров Юкоса (группы GML). Дело превращается в дело SuperNoga (Noga – знаменитая фирма, помотавшая нервы Российской Федерации, в деле фигурировало несколько громких арестов российской зарубежной собственности). Акционеры Юкоса с удвоенной силой продолжают охоту за активами России во всех возможных юрисдикциях, включая, например, Индию. Шансы «повернуть» решение в апелляции стремятся к нулю и, в любом случае, процесс займет около двух лет: за это время много чего арестуют и продадут. С каждой продажей российского актива и получением денег будет расти мощь и активность GML. Шансов договорится практически нет, во-первых, потому, что для России не комильфо договариваться с «кровавыми Ходорковским и Невзлиным», во-вторых, Россия однозначно считает, что все вырученные деньги пойдут на борьбу с режимом (то есть режим будет финансировать, по факту, борьбу против себя), в-третьих, крайне маловероятно, чтобы стороны договорились по поводу судьбы пожизненно осужденного Пичугина (он, все-таки, не Савченко). Итог: годы скандалов, борьбы, арестованные активы, проблемы государственного уровня, сотни миллионов на юристов. Михал Борисыч радостно потирает руки и раздает интервью.

Сценарий 2. Решение в пользу России. Гаагское решение практически перестает существовать. Его можно пытаться еще исполнить в ряде стран (есть подобная крайне противоречивая практика – исполнение отменённых арбитражных и третейских решений), но ничего серьезного из этого уже точно не выйдет. Апелляция, как уже указывалось, дело долгое и, с весьма высокой вероятностью, проигрышное. Дело Юкоса, по факту, закрывается. Тему с двумя миллиардами евро, присужденных всем (!) (а не только GML), акционерам компании Россия легко решит через КС и гибкую позицию Евросоюза. Доверие к международному инвестиционному арбитражу резко падает: выясняется, что десять лет и несколько десятков миллионов евро были потрачены совершенно зря – судьи облажались и кто виноват – непонятно. Акционеры группы GML продолжают доживать на пенсии в Израиле.

Не расслабляемся, господа – в интересное время живем!!

Когда стало известно, что события развиваются по второму варианту, многие ждали потока разочарованных реплик.

Сергей Шмидт

Что за фигня такая? Что за преступная слабость голландского суда? Холодная война заканчивается?
Я против. Только-только развоевались по-нормальному.

Наталия Осипова

Ждем текстов про Гаагский басманный суд.

Время пошло

Вместо них посыпались конспирологические версии, причем как с "патриотической", так и с "либеральной" стороны:

Павел Святенков

Гаагский суд решил, что взыскивать с России 50 млрд в пользу юкосовских воров не надо.
Я правильно понимаю, что голландцы таки поняли, что Боинг сбили укры?
(тэг - конспирология).


Кто-то связал решение суда с отменой выборов в Барвихе:

Гор Мелконян

Мы вам Гаагу, а вы нам Барвиху. Барак - Владимиру

Alex Amyotov

Иллюминаты совсем распоясались. Элла Памфилова потребовала отменить досрочные выборы в Барвихе, а в ответ Гаагский суд отменил решение арбитража о взыскании $50 миллиардов с России в пользу акционеров ЮКОСа.


Наибольшее количество разочарованных реакций вызвала не столько новость, сколько реакция Михаила Ходорковского:


Николай Травкин

…Такого ущерба репутации европейской судебной системе не могла нанести даже вся кремлёвская пропаганда.
К заявлениям наших штатных пропагандистов (типа марковых-пушковых) о гнилости и продажности западной демократии привыкли, но когда о примате политики над законом в решении Гаагского суда утверждает Ходорковский…

Дмитрий Гололобов

Мне кажется, что Михаил Ходорковский, как в былые олигархические времена, держит всех за абсолютных идиотов. За золотых рыбок с пятисекундной памятью. Еще три дня назад, обнимаясь с Чичваркиным, он вещал, что «я лично готов работать с любой политической силой, которая разделяет наши базовые ценности, которая признает верховенство права» и потом дальше, долго – про то, какая ценность «независимый суд». Сегодня, когда группа Менатеп про@ла дело о 50 миллиардах и выясняется, что все, что они затевали во многих юрисдикциях против России, рушится как карточный домик, он берет и нагло пишет: «Запад решил ослабить давление на Россию».
То есть, решение о 50 миллиардах не было актом правосудия, решением независимых арбитров, взвешенным анализом доказательств, а было «элементом давления на Россию». Это даже не цинизм, а какой-то окончательный пи@@ц
.

Petr Favorov

"Запад решил ослабить давление" - ну все, сам светоч русской революции поставил крест на разговорах о "суде по справедливости". Это Запад, понимаете ли, ослабляет или усиливает давление. Прекрасно, прекрасно.

Илья Красильщик

вообще, это печаль. опять. то есть когда решение положительное, то оно справедливое. а когда отрицательное — это запад ослабил давление на россию.

Михаил Пожарский

Напомните, сколько он говорил о том, что России требуется верховенство права как во всем цивилизованном мире? И правильно говорил. А тут внезапно обнаруживается, что в голландском суде вовсе не верховенство права, а решение по звонку от тайного мирового правительства. И предыдущее решение тоже не было верховенством права, а было давлением на Россию. Вон оно как, Борисыч!

В общем, любая правовая риторика в устах любого российского политика существует лишь до тех пор пока не задеты его величество МОИ ИНТЕРЕСЫ. И это очень печально, конечно.

Ivan Volodin

Михаил Борисович прямым текстом пишет, что считает голландские суды способными принимать решения по политическим мотивам, а также что судебный процесс по иску Юкоса к российским властям он рассматривает как один из инструментов "давления Запада" и способ смены режима...

Leonid Ragozin

Общее между Бастрыкиным и Ходорковским это уверенность, что существует некий "Запад", у которого на Россию есть какой-то специальный план. А также, что "Запад" - это такая Россия с обратным знаком, где вашингтонский обком звонит в гаагский суд и просит вынести вердикт помягче.

Остап Кармоди

"Алё, окружной суд Гааги? Обама на проводе. У вас там завтра дело ЮКОСА... Вы это, не передавите. Намёк понятен?"

Патриотически настроенных граждан известие о судебном триумфе России не могло не обрадовать.

Эдуард Биров

Отмена решения Гаагского трибунала по ЮКОСу - это прецедент и политический сигнал со стороны Запада России. Не первый, но самый, наверное, показательный. Что нам маячат с противоположной кромки большой шахматной доски? Что готовы отойти от политики ультиматумов и начать договариваться с Россией. Вынуждены договариваться.

Даже Ходорковский не смог не признать, что "Запад решил ослабить давление". И ради того чтобы создать благоприятную обстановку для переговоров, пожертвовал самим Ходорковским, сворованной им и конфискованной у него Россией нефтяной компанией.

Некоторые писали о том, что долг размером в 50 млрд долларов так или иначе должен был лечь на плечи граждан России (конечно, если бы Россия вдруг решила его выплатить).

Дмитрий Ольшанский

Михаил Борисович Ходорковский, похоже, искренне не понимает, что национальный оппозиционный политик, который поддерживает требование снять со всей России - со всей России, подчеркиваю, а не с Путина В.В. и Сечина И.И. лично, - 50 миллиардов долларов в пользу своих друзей, - это дно, это ад.
"Здравствуйте, меня зовут Дональд Трамп, я хочу стать президентом США, но есть одна проблема. У меня есть друг и бизнес-партнер Джон Смит, и с ним плохо обошлась администрация Обамы. Обвинили его в мошенничестве, арестовали его активы, а он честнейший человек. Так что давайте-ка, американцы, заплатите моему другу Джону 50 миллиардов в качестве компенсации - и не забудьте за меня проголосовать".
Але, это вообще как?
Это вообще - что такое?
Есть у твоих друзей претензии к Путину и Сечину - ну так пусть твои друзья и гоняются по всему свету за Путиным и Сечиным хоть с исками, хоть с топорами, но русский народ тут причем?
<...> Сами же говорите, что у нас авторитарный режим - тогда какой спрос с народа, с бюджета?
И если Ходорковский всерьез думает, что можно разговаривать разговоры про "демократию" и "перемены", и одновременно болеть за то, чтобы со всех граждан России Леня Невзлин снял кэш по второму кругу (первый раз их ограбили те же лица двадцать лет назад), - то это нечеловеческая хуцпа.

А кто-то заподозрил, что за решение в пользу России придется дорого заплатить:

Алексей Рощин

Неожиданная новость из Голландии об отмене решения гаагского арбитража не может не радовать. Изначально эти 50 млрд. "акционерам ЮКОСа" выглядели как грабеж среди бела дня и полностью "политически мотивированное" решение.

Другое дело, что в чудеса и добрых волшебников на старости лет верится слабо. У РФ фактически сняли удавку с шеи; вопрос - за что? Чем пришлось поступиться Путину, чтобы было принято именно такое решение? И кому, собственно, пришлось "пробашлять"?

Боюсь, это мы узнаем не скоро. Хотелось бы, конечно, в соответствии с великой Книгой, верить, что главным условием было объявление Одессы "вольным городом". По классике.

Но большинство все же радовались, что акционерам ЮКОСа не достанутся 50 миллиардов, на которые можно было бы организовать какую-нибудь кровавую революцию.

Andrew Popoff

Сорван план развала России за счет самой России. Прекрасно!

С другой стороны, и в радости противника можно найти положительные стороны.

Фёдор Крашенинников

С удовольствием читаю, как патриоты радуются торжеству правосудия.
То есть, в Гааге судят справедливо, как выяснилось.
Запомним.

На это патриоты, возможно, могли бы ответить, что справедливо судят в окружном суде, а что там с трибуналом — еще предстоит выяснить. Но после выступления Дмитрия Пескова стало ясно, что разницы между этими инстанциями не видит и он — хотя многие считают, что тут скорее заговорило подсознательное пресс-секретаря президента:


Инесса Землер

Песков очень тонко перепутал международный арбитраж с гаагским трибуналом.

Дмитрий Бавырин:

Это очень национальное - в гаагских судах как в трех соснах путаться.

Maria Baronova

"Мы приветствуем решение окружного суда Гааги об отмене постановления Гаагского трибунала по выплате бывшим акционерам ЮКОСа 50 миллиардов долларов", - заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Он отметил, что "это решение является крупнейшим в практике международного арбитража". Представитель Кремля также подчеркнул, что "наверное, впервые за 20 лет отменено решение Гаагского трибунала".

ТРИБУНАЛА! Дмитрия Сергеевича Пескова судя по всему покусали украинские комментаторы со Славой Рабиновичем во главе, а также он не сегодня - завтра планирует возглавить профессиональное гражданское общество (тм) в связи с чем готовится и заучивает слова-триггеры.

Предлагаю свои идеи для пресс-секретаря президента:

- Путинский режим приблизился к своему неминуемому эшафоту
- Люстрации неизбежны
- Всему нашему народу будет необходимо пройти через покаяние за советскую оккупацию Грузии
- Шестой флот у стен Кремля
- Что Баронова делает на правозащитной конференции.. простите, увлеклась.

Ну и так далее.

Несмотря на решение суда, вопрос, останется ли Россия должна акционерам ЮКОСа, остается открытым: судебное разбирательство еще не окончено. Есть и мнение, что окружной суд не был уполномочен выносить такие решения​: Сергей Пархоменко писал об этом еще год назад и продолжает отстаивать свое видение ситуации.

Дмитрий Васильев

Сергей Пархоменко, получается, вы ошибались, когда говорили, что решение третейского суда в Гааге окончательно и что нет суда, который мог бы это решение отменить?

Сергей Пархоменко

Нет, не получается. Заявления об "отмене решения" - ложь. Международный Арбитраж в Гааге и Окружной суд города Гааги не находятся в отношениях подчинения один другому. У Международного арбитража нет "вышестоящей инстанции", которая что-то может отменить. Это два независимых, отдельных друг от друга решения двух разных судов: один из них - международный, другой - национальный (причем самого низшего уровня, городского, в сущности). Именно об этом я говорил многократно, почитайте.

Примерно так же можно было бы "отменить" приговор Караджичу в Трибунале по Югославии - решением Краснопресненского районного суда г.Москвы.

В общем, вполне возможно, что все кончится, как в этом твите:


А пока можно вести счет: